a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Особенности звукопроизношения у детей 4-5 лет. Учитель-логопед Чикризова М.С.

Автор: Чикризова Марина Сергеевна Опубликовано: 2020-12-05 08:23:50

Документы для скачивания

Консультация для родителей на тему: « Особенно сти звукопроизношения у детей 4- 5 лет » Учитель- логопед Чикризова М. С. Логопед: - Здравствуйте, уважаемые  родители! Рада Вас видеть на  родительском собрании. Меня зовут Марина Сергеевна. В этом детском саду я работаю логопедом. Сегодня я вас познакомлю со следующими  вопросами: 1. Структура логопедической работы в нашем детском саду. 2.   Звукопроизношение у детей 4- 5 лет. 3. С какого возраста необходимо начинать занятия с логопедом. 4. Практическое занятие для  родителей. Мною ежедневно проводятся подгрупповые( понедельник, вторник) или фронтальные( среда – развитие мелкой моторики, четверг, пятница)  и индивидуальные занятия. Главной целью логопедического воздействия является РАЗВИТИЕ ВСЕЙ РЕЧЕВОЙ СИСТЕМЫ в целом, а  именно: - коррекция и автоматизация нарушенных  звуков; - развитие артикуляционной моторики; - развитие общей и мелкой моторики рук; - формирование фонематического слуха и восприятия; - развитие физиологического и речевого дыхания; - развитие  голосообразования, темпа и ритма речи; - развитие, обогащение, расширение словарного запаса; - формирование грамматического строя речи; - формирование связной речи; - формирование навыка обучению грамоте. В ходе коррекционной работы развиваю психические  процессы: внимание, восприятие, память, мышлени е. Была проведена логопедическая диагностика ( обследование)   каждого ребёнка, г де определена структура и методы коррекционной работы. В  средней группе  я провожу два раза в неделю фронтальные ( со всеми детьми)  занятия. На таких занятиях развивается и обогащается предметный, глагольный и качественный словарь, грамматический строй речи, развивается общая и ме лкая моторика, артикуляция. Так же 2 раза в неделю провожу  подгрупповые занятия  ( 5 детей)   и индивидуальные занятия ежедневно. С детьми, которые нуждаются в коррекции нарушенных  звуков, н а занятиях развиваю подвижность органов артикуляции, мелкую моторику, дыхание, фонематический слух, т. к. развитие всех этих компонентов влияет на правильное произношение  звуков. Очень часто  родителей интересует вопрос:   «С какого возраста необходимо начинать занятия с логопедом? » Однозначно нельзя ответить на этот вопрос, многое зависит от индивидуальных  особенностей  и возможностей ребёнка. Но важно помнить, что именно в дошкольный период речь ребёнка развивается наиболее интенсивно, а главное, она наиболее гибкая и податливая. Начиная с самых ранних лет жизни речь ребёнка, развивается по подражанию, поэтому большую роль в её формировании играет чёткая, неторопливая, грамматически и фонетически ( звуковая)  правильная речь взрослых. Некоторые  родители  необъективны к речи своего ребёнка. Часто в семь е они подлаживаются к языку малыша, долгое время лепечут с ним, искажают слова, имитируя детскую речь, как принято говорить  «сюсюкаются», что совершенно не правильно, т. к. ещё больше закрепляются недостатки речи у ребёнка. Нужно создавать такие условия, при которых ребёнок будет радоваться от общения со взрослыми. Не только получать от них новые знания, но и обогащать свой словарный запас, учит ь ся правильно строить предложения, правильно и чётко произносить  звуки и слова. Понятие « речь » очень обширно. Можно выделить компоненты речи: звукопроизношение, лексический запас, грамматический строй и развитая связная речь. Все они формируются в тесной взаимосвязи. Более подробно остановимся на компоненте речи –   звукопроизношение. Грамотная, чёткая и ритмичная речь ребёнка характеризуется правильным произношением  звуков. Правильное произношение  звуков  обеспечивает ся подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляционного аппарата ( язык, губы нёба и т. д. ) К 4 годам малыш уже правильно произносит свистящие  звуки: С, СЬ, З, ЗЬ, Ц, использует в речи сложноподчиненные предложения( «Я люблю рисовать красками, потому что они красивые») . Он с удовольствием рассказывает о том, что видел на прогулке или по телевизору, что ему прочитали. Не настаивайте, чтобы ребенок правильно произносил в этом возрасте  звук Р. Очень часто  родители   стремятся научить ребенка овладеть сложным  звуком  и неумение делать это приводят к серьёзным нарушениям  звукопроизношения. К 5 годам ребёнок правильно произносит все шипящие  звуки Ш, Ж, Ч, Щ. Ребенок может еще недостаточно четко проговаривать  звуки – Р, РЬ, Л, ЛЬ, п очти не допускает в речи грамматических ошибок( правильно образует существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами,   например: зайчик, столик, вазочка, образует множественное число существительных, согласует существительные и числительные,   например: два карандаша … пять карандашей… одна лопата…. шесть лопат) . Может рассказать о том, что произошло, что изображено картинке. Таким образом, к концу дошкольного периода дети должны владеть развернутой фразовой речью, фонетически, лексически и грамматически правильно оформленной. Итак, искажённое произношение всех  звуков  дошкольников 4- 5 лет считается нормальным явлением и носит название возрастное или физиологическое нарушение. И только после 5 лет нарушение  звукопроизношени я считается не нормой. Именно с этого возраста и нужно начинать логопедическую работу. Это вам скажет любой логопед. Но есть и исключения, если к 4- м годам и у ребёнка нарушены все  группы звуков – шипящие  ( Ш, Ж, Ч, Щ) , свистящие( С, З, Ц) , заднеязычные ( К, Г, Х)  и имеется нарушение слоговой структуры сло в, перестановки и замены слогов, г оворят,   «каша во рту», то логопедическую работу нужно начинать сразу. Где у ребёнка развивается мелкая и общая моторика, т. к. они н аходятся в тесной взаимосвязи. С оответственно, с нарушением речи недостаточна развита моторика, как общая, так и мелкая ( руки, пальцы) . Поэтому развивать необходимо моторику специальными играми и массажем пальцев рук. Так же важна подвижность артикуляционной моторики ( губы, язык, щёки) . Выработать чёткие и согласованные движения органов артикуляции помогает артикуляционная гимнастика, она не только развивает речевой аппарат, но и является профилактикой возникновения некоторых речевых нарушений. Массаж губ, щёк, языка тоже является некоторым воздействием для правильных укладов артикуляции. Для усвоения правильного  звукопроизношения  необходимо хорошо слушать, слышать, различать правильное и неправильное произношение  звуков  в чужой и собственной речи, контролировать собственное произношение, дифференцировать ( различать)   звуки звонкие и глухие, твёрдые и мягкие т. е. у ребёнка должен быть развит фонематический слух ( фонема – это   звук) . Это  способность  воспринимать на слух и точно различать все  звуки в речи. Все эти коррекционные воздействия начинает проводить логопед в возрасте 4- 5 лет, если это необходимо ребёнку. Хочется отметить, что только в тесном сотру дничестве семьи и детского сада можно достичь хорошего, качественного результата в коррекц ии и развитии речи ребёнка. Оказание логоп едической помощи практически не возможно без участия  родителей. Залогом успеха логопедической работы станет продолжение ее с ребёнком дома, т. е выполнени е домашних заданий. Работа семьи и логопеда осуществляется через индивидуальные консультации, наглядную информацию для  родителей на стенде, на занятиях, которые  родители  могут посещать по договорённости с логопедом, а так же ведение индивидуальных тетрад ей для ребёнка. Практическое занятие для   родителей Логопед: - Как мы знаем, на кончиках пальцев находятся речевые центры, тем самым, развивая пальцы рук ребёнка, мы развиваем его речь. Хорошо развитая мелкая моторика,   способствует  правильному произнесению  звуков. Предлагаем вашему вниманию элементы логопедических игр, которые вы можете использовать дома. Тема: Логопедические игры дома Цель: Развитие мелкой моторики рук, подвижность пальцев рук. Оборудование: игры и  пособия   «Шнуровка»,   «Счётные палочки», «Волшебный поднос ( с крупой – манка) », образцы- рисунки ёлочка, солнце, кроватка, лопатка, тарелка с крупами и макаронными изделиями( горох, фасоль, макароны, рис) ,   «Собери бусы»,   «Шарики Су- джок»,   «Пластилин» Ход занятия: - Здравствуйте, ребята. Я предлагаю вам поиграть. У каждого из вас на столах игры. - Д има будет рисовать пальчиками на  «Волшебном подносе». Что будешь рисовать?  ( ёлочку) ёлочка какая?  ( зелёная) . Логопед произносит двустишье про ёлочку. - Тимофей будет собирать бусы. При этом логопед задаёт наводящие  вопросы: что ты делаешь? Какого цвета шарик? - У Никиты в тарелке разные крупы. В синий стаканчик сложи фасоль, а в красный макароны. Будь внимателен. Другому ребёнку предлагается игра  «Шнуровка» Итог: Молодцы, вы сегодня постарались. Вам понравились игры? Затем логопед демонстрирует  родителям шарик   Су- джок для само массажа, ребёнок может самостоятельно катать его в руках. Логопед: - Так же работа с пластилином развивает пальцы рук, счётные палочки, с помощью которых можно выкладывать разные фигуры ( демонстрирует пластилин и счётные палочки с наглядными шаблонами) - Спасибо, что пришли на  родительское собрание. Было очень приятно всех Вас видеть. Надеюсь на дальнейшее сотрудничество и взаимопонимание.

Оставить комментарий: