Советы по выбору игрушек. Учитель-дефектолог Чикризова М.С.
Документы для скачивания
КАКОЙ ДОЛЖНА БЫТЬ ИГРУШКА Игрушка – предмет, специально предназначенный для игры, является спутником детства. Её покупают, дарят, делают сами. Развитие богатого эмоционального мира ребёнка немыслимо без существования в нём игрушек. Именно они служат для него той средой, которая позволяет выражать свои чувства, исследовать окружающий мир, учит общаться и познавать себя. У каждого ребёнка должна быть такая игрушка, которой он может пожаловаться, которую поругает и накажет, пожалеет и утешит. Именно она поможет преодолеть страх одиночества, когда родители куда- нибудь уйдут, страх темноты, когда выключен свет и надо уснуть. При покупке игрушек пользуйтесь простым правилом: игрушки следует выбирать, а не собирать. К игрушкам для маленьких детей предъявляют большие требования. Игрушка должна воспитывать и развивать, вызывая у ребёнка познавательную, речевую, и двигательную активность. Она должна радовать малыша и содержанием, и привлекательной формой. Художественность- важное требование к детской игрушке. Ведь она- первый и самый доступный предмет искусства. Динамичность – одно из качеств игрушки, обеспечивающее многоплановое использование её в игре ребёнка. Для настоящей игрушки характерно ограниченное сочетание условностей и реальности, обобщенности и конкретности. Игрушка должна быть безопасной: достаточно крупной( что бы малыш не мог заткнуть её в ухо, нос или проглотить) , прочной( по окраске, материалу) , легко мыться и дезинфицироваться. Она должна соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям детей. КАКИЕ ИГРУШКИ РЕКОМЕНДУЮТСЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Несомненно, у ребёнка должен быть определённый набор игрушек, способствующий развитию его чувственного восприятия, мышления, кругозора, позволяющий ему проигрывать реальные и сказочные ситуации, подражать взрослым. Умело подобранная игрушка- одно из важных средств воспитания. Так какие же игрушки нужны детям дошкольного возраста? Образные: куклы, машины, посуда, мебель, звери, домашние животные и т. д. Малышам нужны куклы, изображающие детей. Более старшим- изображающие взрослых разных профессий, персонажей художественных произведений( Красная шапочка, доктор Айболит, Крокодил Гена и т. д. ) , куклы в национальных костюмах. Познакомьте ребёнка с именем, которое дал кукле художник( он имеется на коробке или этикетке) , безымянную- назовите сами, привлекая к этому малыша. Для игр с куклами требуется посуда, мебель. Приобретая эти игрушки, позаботьтесь об их соразмерности. Мягкие игрушки( мишка, зайка, лиса и т. д. ) одинаково необходимы мальчикам и девочкам, более старшим и малышам. Рано дети начинают играть с машинками, особенно мальчики. Для малышей рекомендуются однообразные игрушки покрупнее: их удобно брать, переносить. Старших дошкольников привлекают мелкие игрушки, точно во всех деталях копирующие образец( машины- модели, маленькие куколки- образцы и т. д. ) . Технические: самолёты, ракеты, луноходы, танки и т. д. , которые приводятся в движение механической пружиной, электричеством, инерционным двигателем. Они развивают у детей интерес к технике и предназначены в основном старшим дошкольникам. Строительные наборы и конструкторы: из дерева, пластмассы, металла и других материалов. Интерес к ним ребёнок сохраняет длительное время. Игрушка открывает широкий простор для ребячьей фантазии. Малышам подойдут простые красочные наборы, содержащие небольшое количество деталей: кубиков, кирпичиков, трёхгранных призм, цилиндров. Старшим дошкольникам рекомендуем приобретать наборы из большого количества деталей, которые соединяются через выступы или углубления и требуют специальных умений( завинчивать гайки, действовать ключом, делать перекрытья и т. д. ) . Игрушки- самоделки: такие игрушки создаются из самого разнообразного материала: ткани, пенопласта, поролона, ниток, проволоки, бумаги, картона, коробков, глины, шишек, ракушек, семян растений) . Малыши могут быть свидетелями того как рождается такая игрушка в руках взрослого, эмоционально реагируя и радостно ожидая возможности поиграть с ней. Детей постарше рекомендуем активно включать в процесс изготовления игрушки, предоставляя им работу по силам, развивая их самостоятельность, воспитывая желание трудиться. Познавательные игрушки ( лото, домино, складные и парные картинки, кубики, мозаика) целесообразно приобретать для ребят раннего возраста. Они учат детей ориентироваться в цвете, форме, величине, уточняют и расширяют знания о различных сторонах действительности. Народные игрушки ( матрёшки, пирамидки, бочонки, различные вкладыши) рекомендуем для малышей. Игрушки развивающие движения ( мячи, скакалки, кольцебросы, кегли и т. д. ) полезны и необходимы детям всех возрастов. Игрушки- забавы ( смешные фигурки зверей, животных, человечков) призваны доставить малышу радость, вызвать удовольствие и чувство юмора. Хранить их рекомендуется отдельно. Использовать иногда, чтобы заинтересовать ненадолго ребёнка или его юных гостей. СКОЛЬКО ИГРУШЕК НУЖНО РЕБЁНКУ Это зависит от многих факторов: возраста, пола, уровня развития, интересов ребёнка, финансовых возможностей родителей и других. У ребёнка не должно быть слишком много игрушек: обилие и разнообразие утомляет, малыш быстро пересыщается, перестаёт ценить их. Отсутствие игрушек или их недостаточное количество не даёт возможности развернуть интересную игру. Очень хорошо если у вашего ребёнка есть любимая кукла, обезьянка, машинка. Поддерживайте эту привязанность! Учите детей бережно относиться к игрушкам. Поломанные старые игрушки куда лучше починить, подкрасить( с участием ребёнка) , чем выбрасывать или складывать в ящик и спешить в магазин за новыми. Новые игрушки должны появляться только для того, чтобы обогатить игру ребёнка, сделать её более содержательной. Игрушек должно быть ровно столько, сколько нужно ребёнку и не одной лишней. КАК ПОКУПАТЬ ИГРУШКИ Рекомендуем родителям: Периодически знакомиться с ассортиментом игрушек в магазине. Внимательно, с пониманием относиться к игровым потребностям и желаниям ребёнка, выяснять, какие игрушки нужны для игры, чего не хватает, что бы разумно пополнять их запас. Приводить детей в магазин специально за определённо игрушкой, необходимость приобретения которой обсуждена заранее. Прежде, чем покупать игрушку, какой бы привлекательной она не была, узнать, для детей какого возраста она предназначена, ознакомиться с инструкцией, описанием, если они имеются. Учить детей соизмерять свои желания с вашими финансовыми возможностями и действительной необходимостью покупки. Объяснять детям, как нужно вести себя в магазине: нельзя кричать, громко говорить, надо быть вежливым, благодарить продавца за покупку и т. д. Воспитывать у детей стойкий интерес и привязанность к имеющимся игрушкам. Не превращать приобретение игрушки в средство подкупа ребёнка: «Если будешь послушным и хорошо вести себя, куплю…» КАК ПРАВИЛЬНО ОРГАНИЗОВАТЬ ИГРОВОЙ УГОЛОК ДЛЯ РЕБЁНКА ДОМА У ребёнка должно быть определённое место, где он мог бы играть, никому не мешая. К выбору такого места отнеситесь внимательно: оно должно быть светлым, безопасным, удобным для вас и вашего ребёнка. Хранить игрушки самых маленьких детей лучше всего в большом матерчатом мешке с завязками, пластмассовой или картонной коробке с крышкой. Для этой цели не годиться целлофановый мешок т. к. малыш нечаянно может натянуть его на голову. Тара для хранения игрушек должна быть лёгкой, красочной и безопасной. Малышу доставляет большое удовольствие вынимать и бросать предметы. Воспользуйтесь этой игрой и постепенно приучайте его убирать игрушки в конце бодрствования. Чистота и правильная организация хранения игрушек- залог успешной профилактики кишечно- желудочных заболеваний. Маленькие дети часто бросают игрушки на пол, сосут, грызут их. Они быстро пачкаются. Не реже одного раза в неделю мойте их в тёплой мыльной воде, обильно сполосните и просушите на воздухе. Те игрушки, которые нельзя мыть, чистят щёткой, из них выбивают пыль. К двум годам целесообразно организовать постоянный игровой уголок для хранения игрушек и игр с ними. Оборудовать его не сложно: детский стол и стул, стеллаж, полка и шкафчик, небольшой коврик на полу. Все эти вещи можно изготовить своими руками. К организации игрового уголка привлекайте ребёнка. Договоритесь где и какие игрушки будут размещаться: куклы, мебель на полу, кубики и другой строительный материал на нижней полке, а другие игрушки на верхней. В игровом уголке надо найти место для цветных карандашей, красок, бумаги белой, цветной, картона для поделок, лоскутков, пустых катушек, пузырьков, коробков и других необходимых для детских игр и занятий вещей. Приучайте ребёнка поддерживать порядок в своём игрушечном хозяйстве: складывать и убирать игрушки на место, мыть их, вытирать пыль с полок. Для этого потребуются тряпки, тазик с водой, щётка, мыло. Окажите помощь советом, покажите, что и как делать, проконтролируйте действия, особенно младших детей. Игрушку, к которой малыш охладел, можно спрятать. Возвращение её через некоторое время воспринимается ребятами с радостью. Иногда старые игрушки могут послужить в новом качестве: для украшения интерьера, игр в «магазин игрушек» и т. д. Учитель- дефектолог Чикризова М. С.