a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

НОД "ОБЕРЕЖНЫЕ КУКЛЫ СТАРОРУССКОЙ ТРАДИЦИИ"

Автор: Опубликовано: 2020-12-06 13:16:15

Документы для скачивания

Тема: ОБЕРЕЖНЫЕ КУКЛЫ СТАРОРУССКОЙ ТРАДИЦИИ Группа:  подготовительная к школе. Виды детской деятельности:  игровая, продуктивная, познавательная. Интеграция образовательных областей. Социально- коммуникативное развитие ( за счет постановки проблемной ситуации, формирования эмоциональной отзывчивости, взаимодействия воспитателя, героя и детей во время проведения образовательной деятельности) . Познавательное развитие ( за счет обсуждения и рассматривания кукол – оберегов, знакомство с новой куклой, беседы) . Речевое развитие ( за счет развития диалогической речи во время обсуждения и показа кукол( презентация) , закличка) . Художественно – эстетическое развитие ( за счет изготовления куклы –« Колокольчик») ; музыкальное развитие( за счёт фоновой музыки во время самостоятельной работы) . Цель: Реализация положений ФГОС дошкольного образования по приобщению дошкольников к социокультурным нормам и традициям, воспитание любви к народной культуре через образ традиционной народной куклы. Задачи. Образовательные: 1. Познакомить детей с новым понятием «оберег». 2. Расширять представление детей о русских народных игрушках и истории их возникновения. 3. Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, выражать свою точку зрения. Развивающие: 1. Развивать образное и пространственное мышление, глазомер, мелкую моторику пальцев рук. 2. Развивать умение работать с тканью: складывать кусочек ткани, завязывать узелок на нитке. 3. Развивать воображение, эстетический вкус: умение подбирать гармоничное сочетание цветов в поделке. Воспитательные: 1. Воспитывать интерес к народным промыслам, традициям, уважение к труду народных умельцев 2. Воспитывать, чувство коллективизма и взаимопомощи при изготовлении поделки. Демонстрационный материал:  презентация «Кукла- оберег»; слайды с изображением изготовления куклы «Колокольчик». Раздаточный материал:  - три детали в форме круга( нижняя, средняя и верхняя юбки куклы) из ткани разных расцветок- прямоугольный лоскут белой ткани для лица и рук куклы; - лоскут в форме треугольника для косынки желательно красного цвета; - вата для головы куклы; - тесьма, нитки красного цвета. Оборудование: мультимедийное оборудование, интерактивная доска. оформленная выставка кукол, оборудование для прослушивания звукозаписи, видеозаписи; Предварительная работа:  Рассматривание альб ома разных видов игрушек русского народного промысла, б еседы с детьми об истории русских тряпичных кукол, э кскурсия в музей «Русского быта" . ХОД ЗАНЯТИЯ Здравствуйте, красны девицы и добры молодцы! Вы спросите, почему я в сарафане? Потому- что сегодня мы перенесемся в далекие времена, в русскую деревню! В русскую избу! Я  расскажу и покажу, как мастерили тряпичных кукол на Руси.     Тряпочная кукла- игрушка не простая, а заветная, это оберег. Ребята, а вы знаете, что такое оберег? ( Ответы детей. ) Воспитатель:  Оберег- это предмет, который оберегает человека от несчастья, защищает от болезни, охраняет дом. Посмотрите на этих кукол( выставка) . Какие они красивые. Они сделаны без помощи иголки, из лоскутов ткани. При изготовлении кукол особенно ценили красные тряпочки, они шли на самые красивые куклы. Красный цвет издавна служил оберегом, символом жизни и красоты, каждая кукла имеет своё значение. Воспитатель: ( презентация) . 1 слайд. Самую первую куклу – Пеленашку, мама делала доченьке, когда та еще в колыбельке качалась. 2 слайд. Бабушка делала куклу- бессонницу, укладывая внучку спать, приговаривала: « Сонница- бессонница, не играй моим дитятком, па играй этой куколкой». С давних времён, тряпичная кукла была любимицей для детей и взрослых. 2 слайд. Вот кукла « Зерновушка ». Это кукла- мешочек. В неё клали зерно. Считалось, что эта кукла помогает сохранить урожай. 3 слайд. Эта кукл а- мешочек «Кубышка- Травница». В него клали сушеную, лекарственную траву, она охраняла здоровье всех домочадцев 4 слайд. Кукла – « Берегиня ». Оберегает дом и всех домочадцев от всех напастей 5 слайд. Кукла « Утешница », её клали ребёнку, когда он сильно плакал, тот успокаивался. 6слайд. Это куклы « Лихоманки », посмотрите какие они красивые и как бросаются в глаза. Их вешали в доме у двери, когда в дом приходил человек с плохими намерениями, то он, зайдя в дом, и увидев их, забывал о плохих мыслях. 7 слайд. Есть куклы- « Кувадки » их вешали над кроваткой младенца. 8 слайд. Кукла «Северная Берегиня »- это оберег для дома. Её ставили в северный угол избы. Она охраняла и приносила благополучие дому. Куклам приписывались различные волшебные свойства, они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, даже помочь хорошему урожаю. Многие куклы- талисманы передавались из поколения в поколение, вместе с приёмами изготовления. Играя в куклы, ребёнок учился вести домашнее хозяйство, шить, одеваться, и многому другому, что пригодиться в жизни. Такую куклу мог сделать ребёнок 5 лет. Вы заметили, что все куклы не имеют лица. По старинным поверьям считалось, что «Если не нарисуешь лицо, то не вселиться нечистая сила, и не принесет ни ребенку, ни взрослому человеку вреда». Входит ребёнок в костюме домовёнка или от лица куклы – домовёнка, говорит воспитатель Воспитатель: Кто – то шуршит? Домовёнок: - ой, ой, ой проспал, наверное самое интересное пропустил. Здравствуйте, я домовёнок. Воспитатель: Да что ты так переживаешь? Домовёнок: Я игру приготовил хотел с вами поиграть Воспитатель: Да не расстраивайся, самое время для игры Физминутк а:  Дети играют в народную игру с платками. ( Двое- держат платок, а дети- по кругу, под музыку проходят под ним. Как только музыка заканчивается, взрослые опускают платок, дети, попавшие под платок, выходя т в круг и танцуют, остальные хлопают. ) Домовёнок: А про что вы сегодня разговаривали? ( Дети. ) Ой, я же для вас подарок приготовил Эту куклу- берегиню, Любит издавна народ. Если в доме есть она Беда, печаль вам не страшна. Эту куклу вам вручаю, И от всей души желаю: Пусть она вас бережет, Счастье в дом ваш принесет! А мне пора, до новых встреч. Подарил нам Домовёнок куклу обереговую, да только вот беда, кукла –К олокольчик одна, а вас посмотрите как много, как же быть, что делать? ( варианты детей) Воспитатель: Ребята, а хотите сделать куклу( Да, хотим. ) Здорово! Воспитатель. Я приглашаю вас в мастерскую, но чтобы нам туда попасть нужно сказать волшебные слова: «Вокруг себя повернись в мастерской окажись». Родина этой куклы- Валдай. Оттуда пошли валдайские колокольчики. Звон колокола оберегал людей от чумы и других страшных болезней. Колокольчик звенел под дугой на Эта куколка- веселая, задорная, приносит в дом радость и веселье. Это оберег хорошего настроения – кукла добрых вестей. Даря «Колокольчик», человек желает своему другу получать только хорошие известия и поддерживает в нем радостное и веселое настроение. У куколки три юб ки. У человека тоже три царства: м едное, серебряное, золотое. И счастье складывается тоже из трех частей. Если телу хорошо, душе радостно, дух спокоен, то человек вполне счастлив. Считалось, что если в доме был такой оберег, то его не покидало радость, веселье и счастье Приступаем к работе. Звучит народная музыка. Для изготовления куклы «Колокольчик» вам понадобится: - три детали в форме круга( нижняя, средняя и верхняя юбки куклы) из ткани разных расцветок- прямоугольный лоскут белой ткани для лица и рук куклы; - лоскут в форме треугольника для косынки желательно красного цвета; - вата для головы куклы; - тесьма, нитки красного цвета. В русском наряде всегда должен был присутствовать красный цвет – цвет солнца, тепла, здоровья, радости. Считали, что он оберегает от сглаза и бед. Каждый из вас получит возможность изготовить свою куклу. Для начала рассмотрим технологическую карту изготовления куклы. ( ПРИЛОЖЕНИЕ. Раздаётся каждому ребёнку. ) Объяснение с помощью презентации. Технологическая последовательность изготовления оберега. 1 этап- формируем голову и первую юбочк у( Слайд 1) 2 эта п- перевяжем нитками потуже 3 этап- формируем голову и вторую юбочку Слайд 2) 4 эта п- перевяжем нитками потуже 5 эта п- формируем третью юбочку( Слайд 3) 6 эта п- перевяжем нитками потуже 7 эта п- формируем голову и руки из прямоугольной светлой ткани. ( Слайд 4) 8 этап- формируем рукава( Слайд 5) 9 эта п- оформляем очелье- . ( Слайд 6)  Ударение:   оче́лье   ср.   местн. Полукруглый лобовой щиток кокошника. 10 этап- оформляем косынку( Слайд 7) Куколка готова. ( Слайд 8) Наша кукла изготовлена из текстильных материалов. Какие материалы относятся к текстильным? -   Ребята, какая особенность у всех у кукол? ( Куклы не имеют лица) Кукла безликая. Кто из вас знает почему? - Согласно традициям,   нельзя было рисовать лицо кукл е( наши предки верили, что через глаза в куклу может вселиться злой дух и навредить людям) Итог: В оспитатель: Я предлагаю вам сделать солнышко из наших кукол. Солнышко у русского народа – это тепло и добро( дети выкладывают солнышко по кругу) . Давайте вместе попросим солнце, одарить наших кукол своей теплотой и любовью. Солнышко, покажись! Красное, снарядись! Поскорей, не робей, Наших кукол обогрей! Воспитатель: Все куклы получились разные, каждая по- своему хороша! Возьмите своих кукол, прижмите к себе, и расскажите, что вы почувствовали? ( она мягкая, теплая, добрая, красивая) Ребята, давайте вспомним, как называется эта кукла? Для чего её мастерили? Молодцы! Рефлексия. 1. Где мы с вами сегодня побывали? 2. Чему мы научились? 3. Что для вас было самым трудным? 4. Какое сейчас у вас настроение? Понравилось вам наше путешествие? Ребята большое спасибо, вы сегодня хорошо потрудились. Я очень рада, что теперь у каждого из вас в доме по явится кукла – оберег Колокольчик.  

Оставить комментарий: