Проект "Волшебница вода"
Документы для скачивания
МАОУ «Петелинская СОШ» Структурное подразделение Хохловский детский сад «Зёрнышко» ПРОЕКТ «ВОЛШЕБНИЦА ВОДА» Подготовила: Рябова С. И. Вид проекта: исследовательско – творческий Продолжительность: краткосрочный Участники проекта: воспитатели, дети 5- 6 лет, родители Сроки реализации: с 14 по 18 октября Актуальность: Проект разработан в силу особой актуальности проблемы воспитания экологической культуры дошкольников. Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют отныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Прогрессирующее ухудшение здоровья взрослых и детей способствуют различные загрязнения почвы, воды и воздуха, в результате чего люди питаются недоброкачественными продуктами, пьют плохую воду, дышат воздухом с большой примесью выхлопных газов. Современное содержание воспитательно – образовательной работы с детьми дошкольного возраста предполагает гуманизацию всего педагогического процесса. Огромная роль в организации этой проблемы отводят экологическому образованию детей. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Кроме того, экологическое образование детей – это огромный потенциал их всестороннего развития. Формирование у детей знаний о различных явлениях окружающей природы должно сочетаться с пониманием ценности природы для общества и человека, с овладением нормами поведения в природной среде. Это достигается путем решения задач воспитания экологической культуры дошкольников. Воспитание экологической культуры – долгий путь формирования правильных способов взаимодействия с природой. Понимание элементарных связей, существующих в природе, чувство сопереживания всему, действенная готовность его созидать, восприятие красоты природы – вот составляющие экологической культуры. Детям необходимо прививать навыки экологически грамотного отношения в быту, научить бережно и экономно относиться к воде. Обратить внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. Все это подчеркивает актуальность данного проекта. Реализация проекта «Волшебница вода» осуществляется в процессе организации совместной деятельности взрослого и детей по пе рспективному планированию за одну неделю. Во время занятия проводится 2- 3 эксперимента в зависимости от сложности в форме игры – экспериментирования. Организация опытно – экспериментальной деятельности проходит в форме партнерства взрослого и ребенка, что способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умению принять решение, пробовать делать что – то, не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению, способствует эмоциональному комфорту, развитию социальной и познавательной деятельности. Постановка проблемы: Развитие познавательной активности детей. Вовлечь детей в активное освоение окружающего мира, помочь им овладеть способами познания связей между предметами и явлениями. Развитие любознательности в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности. В проекте используется метод педагогической интеграции. Проблема: Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни человека, об основных источниках загрязнения воды, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения воды. Цел Ь: Формирование у детей осознанного, бережного отношения к воде, как важному природному ресурсу, то есть воспитание экологического сознания. Выявление утечки чистой воды и практических дел, направленных на сбережение запасов чистой воды. Задачи: Систематизировать и расширить представления детей о свойствах воды. Способствовать формированию позитивного отношения к воде( познавательного, бережного, созидательного) . Развивать умение формулировать проблему, анализировать ситуации, планировать эксперимент, продумывать ход деятельности для получения желаемого результата, делать выводы на основе практического опыта. Активизировать природоведческий словарь ребенка. Воспитывать чувство взаимопомощи, аккуратности при проведении опытов. Способствовать формированию представлений о воде как среде обитания растений, животных, человека. Научить устанавливать сходство и различие свойств воды в разных состояния в другое, о процессе конденсации. Расширить представление о значении воды в разных агрегатных состояниях для природы и человека( под снегом и льдом сохраняется тепло, достаточное для жизни) . Предполагаемый результат: Воспитание у детей бережного отношения к объектам окружающего мира, умения видеть красоту окружающего мира. Формирование представлений о некоторых природных объектах, явлениях, закономерностях; привитие навыков экологически грамотного поведения в природе и в быту. Обогащение словаря, развитие наблюдательности, любознательности, интереса к познавательной деятельности. Ребенок может ставить проблему, находить пути решения, планировать, самостоятельно работать с информацией, быть ответственным партнером, уважать мнение собеседника. Появление стимула для работы и познания с удовольствием, с желанием; формирование у детей опытно – исследовательских навыков. Взаимодействие с родителями: Изготовление книжек – малышек. Консультация для родителей «Эксперимент в детском саду». Составление описания игр с водой 4. Консультация по теме: «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников». Подготовительный этап проекта: Подобрать и изучить методическую литературу по теме проекта. Пополнить развивающую среду: Подбор художественной литературы по теме; Подбор энциклопедий, карт, схем; Составление картотек загадок, ребусов, стихов, поговорок; Составление картотеки опытов с водой; Подготовка оборудования для опытов с водой. Основной этап проекта: Разработать перспективный план занятий познавательного цикла. Подготовить информацию для родителей по темам: Эксперимент в детском саду; Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников; Составление схемы «Круговорот воды в природе». Исследовательский этап проекта в старшей группе Вид деятельности Интеграция образовательных областей Совместная деятельность взрослого и детей Работа с родителями Игровая «Физическая культура», «Художественное творчество», «Познание», «Музыка», «Социализация», «Здоровье». Дидактические игры: «Отвечай быстро», «Четвертый лишний », «Да – нет», «Кто быстрее соберет? », «Круги на воде ». Игры с водой. Помощь в подготовке необходимого оборудования для проведения опытов с водой. Посещение с ребенком детской библиотеки для накопления информации о воде Создание коллажа «Круговорот воды в природе». Двигательная «Физическая культура», «Социализация», «Здоровье». Подвижные игры: «Ходят капельки по кругу», «Ручеек», «Мы – водные животные». «Караси и щука», «На болоте». Познавательно- исследовательская «Познание», «Коммуникация», «Безопасность». Эксперимент: «Какой бывает вода? »( теплой, холодной, горячей) . Эксперименты: «Вода способна смачивать и очищать предм еты». Опыты: «Вода нужна всем», «Растения пьют воду», «У растения внутри есть вода». «Пар – это вода», «Лед – это вода», «Иней», «Превращение в воду». Занятие «Поможем воде стать чистой» Опыт «Очистка грязн ой воды». Интегрированное занятие «Волшебница вода». Занятие «свойства воды» Занятие «путешествие капельки »( с элементами театрализации) . Трудовая «Труд» Поливка комнатных расстений. Коммуникативная «Коммуникация», «Здоровье» Беседы: «Где живут капельки», «Чем отличается вода в морях и океанах от речной, озерн ой? », «Зачем чело веку вода? ». Чтение( восприятие художественной литературы) «Чтение художественной литературы» Н. А. Рыжова «Жила – была Река», «Как люди речку обидели». Продуктивная «Художественное творчество» Ручной труд( конструирование из бумаги) «Белая кувшинка» Рисовани е «Морские обитатели » Лепка «Золотая рыбка» Музыкальная «музыка» Использование музыки. Совместная деятельность с родителями: Посещение с ребенком сельской библиотеки для накопления информации о воде. Изготовление книжек – малышек о воде. Заключительный этап проекта: Презентац ия книжек- малышек о воде. Развлечение «Что за чудесница – водица – волше бница» Конечный продукт проекта: Методические разработки занятий Методические рекомендации Список используемой литературы: Тугушева Г. П. , Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста»: Методическое пособие. – СПб. : ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2011. А. И. Иванова «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду»: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М. : ТЦ Сфера, 2003. Дыбина О. В. , Поддъяков Н. Н. , Рахманова Н. П. , «Ребенок в мире поиска»6 Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста/ Под ред. О, В. Дыбиной. – М. : ТЦ Сфера, 2009. Горькова Л. Г. , Кочергина А. В. , Обухова Л. А. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию: Средняя, старшая, подготовительная группы. – М. : ВАКО, 2008. Дыбина О. В. , Рахманова Н. П. , Щетинина В. В. «Неизведанное рядом»: Опыты и эксперименты для дошкольников/ Под ред. О. В. Дыбиной. – 2- е изд. , испр. – М. : ТЦ Сфера, 2011. Барышникова Г. Б. «Наша зеленая планета». Познавательные игры, конкурсы и праздники для начальной школы. / Г. Б. Барышникова; худож. С. В. Павлычева – Ярославль: Академия развития, 2007. Шорыгина Т. А. «Беседы о воде в природе» Методические рекомендации. – М. , ТЦ Сфера, 2013. С. Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». Москва «Просвещение», 2005. Н. Н. Авдеева, Г. Б. Степанова «Жизнь вокруг нас» Ярославль. – 2003. Виноградова Н. Ф. «Рассказы – загадки о природе: книга для детей 5- 6 лет/ Н. Ф. Виноградова. – 2- е изд. дораб. – М. : Вентана – Граф, 2012. Приложение к проекту Конспект интегрированного занятия" Волшебница вода" ( экспериментирование с детьми 5- 6 лет) Цель: Формировать у детей представления о качественных изменениях воды и ее свойствах. Задачи: 1. Создать условия для выявления свойств и качеств воды: прозрачная, мутная, грязная, льется, теплая, холодная, горячая. 2. Стимулировать использование исследовательских и поисковых действий. 3. Закрепить представления о том, что вода может быть холодной, горячей, теплой, грязной. 4. Развивать сенсорную чувствительность тактильных ощущений( холодная, теплая горячая вода) и мыслительную деятельность. 5. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. Словарь: горячая, теплая, холодная, прозрачная, грязная, сильная, капает, течет, льется, булькает, кипит, отмывает, моет, пьют, волшебница, волшебник. Интеграция образовательных областей: познание, чтение художественной литературы, коммуникация. Предварительная работа: игры- эксперименты с водой; игра «Чудесный мешочек», слушание музыки CD- «Звуки природы», чтение А. Барто « Девочка чумазая». Средства обучения: стаканы на каждого ребенка с водой холодной и горячей t~ 45- 55, таз с водой чистой, поролон на дно таза, камешки, таз, мыло, салфетки тканевые, « чудесный мешочек»- мелкие предметы для игры с ним( зубная щетка, мочалка, мыло, расческа, полотенце) , брызгалка, фрагмент из мультфильма «Королева Зубная Щетка». Ребенок подготовительной группы – «девочка чумазая». Тип мероприятия: познавательно – исследовательское. Виды деятельности: игровая, исследовательская, практическая( эксперимент) . Форма организации: игра «Волшебники» Ход занятия. I часть. Сюрпризный момент. Воспитатель говорит детям, что утром почтальон принес в сад мешочек, заинтересовывает детей новым предметом. Сообщает название мешочка- «Чудесный мешочек». - Этот мешочек волшебный, и кто с ним играет, тоже становится волшебником. Волшебник – это тот, кто умеет делать разные превращения, например: угадывать предмет закрытыми глазами. Хотите стать волшебниками? Предлагает поиграть. Назвать каждый предмет, поговорить с детьми о его назначении с помощью наводящих вопросов. Игра- «Чудесный мешочек»- угадай на ощупь. - Как узнали, что лежит в мешочке? - Кто помог вам узнать предмет в мешочке? ( руки) - Какие волшебные у вас руки. А хотите посетить волшебную страну? Давайте все закроем глаза и хлопнем в ладоши. Открываем глазки. Сейчас мы с вами посмотрим мультфильм про королевство « Умывайка ». А в волшебную страну мы возьмем с собой предметы из чудесного мешочка. Просмотр фрагмента мультфильма «Королева Зубная Щетка» Обсудить с детьми, что случилось с девочкой. Слышится стук в дверь – приход гостя «Девочка чумазая», дети встречают девочку, знакомятся. Воспитатель: - Ах ты, девочка чумазая. Где ты руки Так измазала? Черные ладошки; На локтях- дорожки! Девочка: - Я на солнышке лежала Руки кверху держала Вот они и загорели. Воспитатель: Ах ты, девочка чумазая, Где лицо ты так измазала? Кончик носа черный Будто закопченный. Девочка: – Я на солнышке лежала Нос я кверху держала Вот и загорела. Воспитатель: – Ой, ли, так ли? Так ли дело было? А. Барто Надо нам тебя отмыть, и в чистюлю превратить! - Кто же нам сможет помочь? Загадка подскажет: Меня пьют, Меня льют, Всем нужна я Кто я такая. ( Вода) А вот и она! Воспитатель брызгает на детей из брызгалки( ситуация неожиданности, снятие напряжения) , обыгрывает появление брызгалки. - Как вода может помочь нашей девочке? ( высказывания детей) - Вода грязнулю всегда выручает, и в чистюлю превращает. Воспитатель сообщает детям, что в группе есть горячая и холодная вода. Показывает стаканы с холодной и горячей водой. Кто подскажет, как узнать в каком стакане холодная вода, а в каком горячая, ведь они одинаковые? ( предложения детей) . - Правильно нужно осторожно прикоснуться к стакану, прикладывая руки ненадолго, чтобы не обжечься. Кто мне поможет? - Какой водой будем мыть девочку? ( Дети размышляют, почему нельзя мыть холодной водой и горячей, приходят к решению, что надо мыть девочку теплой водой. ) - Где взять теплую воду? Как можно сделать теплую воду? ( Смешать холодную и горячую) . Игра – эксперимент «Горячо или холодно» Дети определяют воду в кружке холодную и горячую, обозначают символами. А теперь приготовим таз для умывания нашей девочки. • Опыт: «Смешивание холодной и горячей воды»- воспитатель предлагает сначала всем детям вылить горячую воду, затем холодную, определить воду на ощупь. Приходят к решению, что в такой воде можно вымыть девочку. Отметить, что вода в тазу чистая, прозрачная. Девочка чумазая умывается над тазом. Воспитатель сообщает детям, что лучший помощник волшебнице воде в борьбе с грязью – мыло и губка. Намыливают руки девочке, выбирают полотенце для вытирания. Воспитатель обращает внимание детей на то, что вода изменила цвет, была прозрачной, стала мутной, грязной. Почему? Воспитатель: - Вот теперь ты белая, совсем не загорелая. Это была грязь. Спасибо волшебнице воде и нам волшебникам. Воспитатель предлагает девочке поиграть и сообщает детям, что вода может не только отмывать грязь, но и имеет силу, и может даже в море камешки передвигать. • Физкультминутка - релаксация «Камешки в воде»- музыка «Звуки природы» Дети, стоя в кругу, слушают музыки, узнают в музыке шум воды. Воспитатель предлагает детям превратиться в камешки- выполнять движения под ритм музыки движение камешков – сидя на ковре. II часть. А еще вода умеет издавать различные звуки. Артикуляционная гимнастика. - Когда вода течет из крана, мы слышим звук С- С- С- С- В кипящем чайнике мы слышим звук воды- Ш- Ш- Ш- Ш. - А еще вода может вырываться из крана, и мы слышим звук ФР- ФР- ФР- ФР. - Когда дождик на улице- КАП- КАП- КАП- КАП. ( дети произносят звуки вместе с воспитателем) . - А если бросить камешек в воду, что будет? Что мы услышим? Хотите узнать? Проходите к тазику с водой. Чтобы услышать, что вам скажет водичка, нужно бросить камешек в воду и внимательно слушать ответ в тишине. • Опыт- эксперимент «Что сказала водичка? » Дети бросают камешки в таз с водой, прислушиваются к звуку. Воспитатель: - Кто у нас самый внимательный волшебник? - Что ответила вам водичка? ( БУЛЬ) Воспитатель. - Волшебница вода умеет издавать разные звуки. III часть. Воспитатель: – Какими замечательными волшебниками вы сегодня были вместе с волшебницей водой! Молодцы! Помогли девочке отмыть грязь, научились определять горячую и холодную воду. Что еще интересного узнали о волшебнице воде? ( ответы детей) . ( Она может издавать звуки, имеет силу) А за то, что вы помогли грязнуле стать чистой, девочка подарит вам подарки! ( сюрпризный момент) - Вам понравилось быть волшебниками и играть с волшебницей водой? А теперь давайте найдем у нас в группе игрушки, которые можем помыть, и приведем их в порядок! Конспект занятия «Свойства воды». Цели: - Закреплять представления о свойствах воды, ее использовании, назначении, необходимости. - Закреплять представления об источниках загрязнения воды, его последствиях. - Развивать умение мыслить, анализировать, делать выводы. - Освоение экспериментирования: развивать познавательную активность. - Воспитывать у детей стремление сохранять и оберегать окружающий мир, видеть его красоту. Материалы и оборудование: кусочки льда по количеству детей, маленькие тарелочки, спиртовка, спички. На занятии использовались- игровые, экспериментальные виды детской деятельности. Ход занятия. Звучит музыка( шум волн, журчание ручья) . - Сегодня я хочу вам загадать загадку, послушайте внимательно. Я и туча, и туман, И ручей, и океан, И летаю, и бегу, И стеклянной быть могу. ( Ответы детей) это загадка о воде. - А где мы встречаемся с водой? ( Ответы детей) В речке есть вода, из крана течет вода, дождик, снежинки, море, сосулька, роса, туча, туман, лед и т. д. - А для чего нужна вода? ( Ответы детей) Умываться, стирать, готовить, поливать растения, купаться в речке, мыть полы, пить и т. д. - Молодцы, все верно говорите. А кто знает стихи о воде? ( Дети читают стихи) «Хлюп – хлюп». Хлюп- хлюп ручками, Полон мыла таз. Ты не трогай, Машенька, Мыльной ручкой глаз. А водичка булькает, А водичка пенится. Машенька умоется, Причешется, оденется. С. Капутикян. Я под краном руки мыла, А лицо помыть забыла. Увидал меня Трезор, Зарычал: «Какой позор! ». Г. Ладонщиков. «Не мешайте мне трудиться». Не мешайте мне трудиться! Я водицы принесу. И колодезной водицей Всех, конечно, угощу. Пейте, пейте, Не жалейте! А хотите, В лейку лейте – Поливайте огород, Он ведь тоже воду пьет! Е. Благинина. - Ребята, а как вы думаете, что произойдет без воды? ( Ответы детей) Кругом все будет грязное, не сможем попить, погибнут растения, рыбки, животные, не смогут жить люди и т. д. - Вот вы говорите, что без воды очень плохо. Это правильно. А всегда ли вода полезная? ( Ответы детей) Сильный дождь – это плохо. Неудобно ходить по лужам, ноги промокают, машины могут обрызгать. Шторм – плохо. Могут корабли затонуть, погибнуть люди. Много воды выпить – живот может заболеть. Растения сильно поливать тоже плохо, они погибнут. - Правильно, ребята. Вы очень много рассказали о воде. Вода необходима всем на земле: и человеку, и животным, и растениям, и даже жучку. Давайте покажем, для чего нужна вода жучку. Физкультминутка: Под листочком жук проснулся, Потянулся, встрепенулся. Брюшко, нос, глаза, усы Вымыл капелькой росы. - Теперь, ребята, расскажите, какая она, вода? ( Ответы детей) Жидкая, мокрая, без вкуса, без запаха, прозрачная. - Правильно. А я хочу вам рассказать, что вода оказывается волшебница. Вода, кроме того, что жидкая, может быть еще и твердой – это лед и летучей, газообразной – это пар. Вода, когда замерзает, то превращается в лед. ( Воспитатель раздает кусочки льда детям) . Вы потрогайте лед и расскажите, какой он? ( Ответы детей) Холодный, твердый, гладкий, скользкий, похож на стекло. - А если лед нагреть, то он снова превратится в воду, когда вода закипит, то она превратится в пар. Опыт: нагревание кусочка льда до воды и пара. Вывод: Значит, когда вода сильно нагревается, она превращается в пар. - Мне кажется, ребята, что в воде, паре и в кусочке льда живут необыкновенные человечки. В воде – человечки стоят рядом друг с другом. В кусочке льда – крепко держаться за руки. В паре – постоянно двигаются. Давайте поиграем в этих человечков. Игра- разминка( под музыкальное сопровождение – шум воды) . Дети по сигналу воспитателя изображают человечков воды, льда, пара. - Вы сейчас много говорили о воде, ее свойствах, состоянии. Давайте теперь загадывать загадки об этом! Дети загадывают загадки: Очень добродушная, Я мягкая, послушная. Но когда я захочу, Даже камень источу. ( Вода) . Бегу я, как по лесенке, По камушкам звеня. Издалека по песенке Узнаете меня. ( Река) . Бел, как мел, С неба прилетел. Зиму пролежал, В землю убежал. ( Снег) . К маме – речке бегу, И молчать не могу. Я ее сын родной, А родился весной. ( Ручей) . Утром падаю всегда, Не дождинка, не звезда. И сверкаю в лопухах На опушках и лугах. ( Роса) . В морях и реках обитает, Но часто по небу летает. А как наскучит ей летать, На землю падает опять. ( Вода) . В огне не горит, И в воде не тонет. ( Лед) . Растет она вниз головою, Не летом растет, а зимою. Но солнце ее припечет, Заплачет она и утечет. ( Сосулька) . Покружилась звездочка В воздухе немножко, Села и растаяла На моей ладошке. ( Снежинка) . - Здорово! Как вы много знаете загадок о воде. Ну, а раз всему живому на земле так нужна, просто необходима вода. Да не просто вода, а чистая, прозрачная. Как вы думаете, что надо делать, чтобы сохранить воду? ( Ответы детей) Вовремя закрывать кран, лишнего не тратить, не бросать мусор в речку самим, запрещать другим. - Все правильно! Вот как о воде сказал детский писатель Корней Чуковский: Давайте же мыться, плескаться, Купаться, нырять, кувыркаться. В ушате, в корыте, в лохани, В реке, в ручейке, в океане. И в ванне, и в бане, Всегда и везде – Вечная слава воде! Конспект занятия в старшей группе «Путешествие с капелькой » Цель: развивать познавательный интерес ребёнка в процессе экспериментирования с водой. Научить находить воду в окружающем мире, проводить несложные опыты с водой. Закрепить свойства воды в процессе исследовательской деятельности. Воспитывать бережное отношение к воде. Развивать любознательность. Расширять и активизировать словарь Дать понятие значимости воды в жизни человека взаимоотношения у детей в процессе исследовательской деятельности Ход занятия. - Ребята, послушайте и определите, что это за звуки Вы слыхали о воде? Говорят она везде! В луже, в море, в океане И в водопроводном кране. - Так ли это? Как вы думаете? - Трудно найти на земле место, где не было бы воды. Вода есть всюду: и в земле, в воздухе, в каждом растении, в каждом животном и в организме человека тоже есть вода. - А для чего человек использует воду? ( много воды используется человеком для питья, для поливки садов и огородов. Много воды идёт в производство. Для умывания и приготовления пищи необходима только очищенная вода. А чтобы получить чистую воду, люди затрачивают много трудов и сил, и поэтому воду надо беречь, плотно закрывать кран. А что бы мы всегда об этом помнили, вот этот знак мы повесим в умывальной комнате. Раздаётся стук в дверь, входит девочка в костюме капельки- Ребята. Кто к нам пришёл? Кто ты? - Я Капелька воды- А зачем ты к нам пришла? - На огромной планете Земля Жила скромная чистая капля Ей вопросы мешали, друзья: Где живу, какими свойствами я обладаю? - На вопросы ответить, ребята сама Капелька не сможет. Ждёт она не дождётся, когда мы ей поможем. Ребята, поможем нашей гостье ответить на интересующие её вопросы? - Мне сказали, что у вас в группе живут мои сестрички – капельки. Это правда? - Дети давайте поможем Капельке воды найти её сестричек. Подскажите, где можно их повстречать в нашей группе. Путешествие – поиск капелек воды по группе( Вместе с детьми Капелька ходит по группе, и дети показывают ей, где можно повстречать воду. На каждом объекте, где находим воду, приклеиваем знак капельки. После чего дети объясняют, для чего нужна вода в каждой из найденых объектов) . В уголке природы: лейка с водой- Растениям нужна вода. Они живые и без воды они погибнут В туалетной комнате: - Вода нужна чтобы мыть руки и лицо, игрушки Около мойки: - Мыть посуду На столе чайник с водой: - Для питья- Капелька, теперь ты знаешь, где можешь найти своих сестричек у нас в группе. Но твои сестрички живут не только здесь. Но и на улице. И сейчас ребята тебе подскажут. Где ты можешь ещё их повстречать. ( в луже, в реке, в озере, в море, в океане) - Вот видишь Капелька. Как много мест на земле, где можно встретить тебя и твоих сестричек. Посмотрите на карту нашей планеты Земля. - Что вы можете сказать? ( воды больше, чем суши) - Правильно. Знакомство со свойствами воды: - Ребята, нашу гостью интересует ещё один вопрос, какими свойствами она обладает. Капелька, но мы с ребятами тоже хотим знать ответ на этот вопрос и сейчас вместе с тобой отправимся в мини – лаборатории, и как настоящие учёные будем проводить опыты, чтобы узнать ответ на этот вопрос. - У нас 5 лабораторий: Снежинка, Тучка, Сосулька, Облачко, Капелька В каждой лаборатории будем работать по 2 человека для этого возьмите карточки с изображением снежинки, тучки, облачка, капельки и сосульки и объединитесь парами, на каждой капельке нарисовано кто в какой лаборатории будет работать ( дети экспериментируют под руководством воспитателя) Практическая работа: Снежинка: «Какой формы вода? »( Взять узкую баночку и наполнить её водой. Перелить эту воду в широкую баночку. А теперь разлить воду в тарелочку. Она растеклась лужицей) . Вывод: вода не имеет форму и принимает ту форму в чём она находиться. Оборудование: 2 баночки разного размера, тарелка, вода. Сосулька: «Какого цвета вода? »( Взять стакан с водой и 9 разных цветных полосок, поочереди опускать и сравнивать цвет полоски с цветом воды в стакане. С какой полоской совпал цвет воды? ( ни с одной) Вывод: чистая вода не имеет цвета Оборудование: стакан с водой, 9 цветных полосок Облачко: «Какого вкуса и запаха вода? »( Дети пробуют, нюхают воду и апельсиновый сок, высказывают своё мнение. Вывод: у воды нет вкуса и запаха. Оборудование: стакан с водой, кружка с апельсиновым соком. Капелька: «Вода – растворитель»( Размешать в воде сахар, соль – попробовать на вкус. - Что изменилось? ( стала сладкая, солёная) . - А что случилось с веществами которые вы положили в воду? ( они растворились) Вывод: вода растворяет вещества Оборудование: 2 стакана, вод, соль, сахар. Тучка: «Фильтрование воды»- Ребята, давайте вспомним сказку «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»- Что случилось с Иванушкой? Почему нельзя было пить эту воду? ( она грязная) . - Существуют разные способы очистки воды. Сейчас мы будем очищать воду. ( Взять воронку, носовой платок, вату и ёмкости для воды, сделать фильтр) . Вывод: воду можно очистить с помощью фильтров, которые можно сделать самим. Но лучше пить воду очищенную специальными фильтрами, только такая вода полезна для здоровья. Оборудование: воронка, носовой платок, вата, ёмкости для воды. Итог: Ну вот, Капелька, мы тебе показали и рассказали какими свойствами обладает вода и где ты можешь встретить своих сестричек. Ребята, а вы запомнили эти свойства? . Перечислите: - Вода не имеет формы. - Вода не имеет запаха и вкуса. - Вода – растворитель. - Воду можно очистить. Капелька: Спасибо, ребята, я сегодня узнала много о себе. А теперь я хочу с вами поиграть: игра «Это можно или нет? » Я сосульку полижу И снежочком закушу Дайте дети мне ответ Это можно или нет? * * * А когда наступит лето Я один пойду купаться Дайте дети мне ответ Это можно или нет? А сейчас сюрприз от Капельки: Капелька угощает всех детей минеральной водой. Конспект занятия в старшей группе «Вода в жизни растений». Цель: Закрепить знания детей о значении воды в жизни растений. Материалы и оборудование: иллюстрации по теме, комнатное растение, лейка. Ход занятия: Сегодня мы с вами поговорим о значении воды в жизни растений. Представьте, что вам подарили красивое комнатное растение. Горшок с цветком поставили на подоконник, и мама подробно объяснила вам, как надо ухаживать за растением, чтобы оно всегда было свежим, а его листья не засохли и не пожелтели. Кстати, мама подарила вам и маленькую пластмассовую лейку. Из нее вы будите поливать цветок. Без воды растения жить не могут. Одним нужно больше воды, другим меньше, третьим одна капля. Но вода необходима любому растению. Сколько нужно воды растениям, я расскажу вам позже, а пока послушайте о том, как растения «пьют» воду. Растения забирают воду из почвы с помощью тоненьких волосков, которые покрывают корни. Из клеток корневых волосков вода просачивается в клетки мякоти корня и, двигаясь из клетки в клетку, попадает в тончайшие трубочки – сосуды. По сосудам вода поднимается к стеблю, к веткам и листьям. Что же заставляет воду подниматься к кронам самых высоких деревьев, т. е. двигаться вверх. Оказывается, корни всасывают воду, создавая определенное давление. Его называют прикорневым. Холодная вода плохо всасывается корнями, а теплая – хорошо. Поэтому поливать растения, в том числе и домашние цветы лучше водой комнатной температуры. Воду недаром называют «соком Земли». Она входит в состав клеток растения в виде особых растительных соков, в которых есть минеральные соли и сахара. Вода нужна для набухания и прорастания семян, особенно много ее необходимо растениям во время роста. А вот когда начинает созревание плодов, и овощам и фруктовым деревьям воды нужно меньше. Их можно не поливать. Для полива огородники часто используют дождевую воду, собранную в большие бочки. Она прогревается за день на солнышке. Поливают сады и огороды и речной водой. Послушайте стихотворение: Добрая реченька. В теплую погоду, тихим ясным вечером, Поит огороды маленькая реченька. Ива серебристая. Тополь замер чуткий, Дай ведро водицы, реченька – голубка! - Что происходит дальше с водой, которая попала в внутрь растения? Через крошечные отверстия, которые есть на каждом листочке, вода испаряется. Она превращается в невидимый пар и улетает в облака. В облаках пар охлаждается, опять становится жидкостью, собирается в дождевые капельки, которые падают на землю. Значит, растения участвуют в круговороте воды в природе. Если листья крупные, как у фикуса или бегонии, то родина растения там, где много влаги. Чем крупнее лист, тем больше влаги с него испаряется. Особенно много влаги испаряется с молодых листочков. За сутки с листьев капусты испаряется один литр воды, с кукурузных листьев – 800 граммов, а с листьев красавицы – березы больше 60 литров. Вот почему в березовой роще всегда свежий и влажный воздух. Если листья растения мелкие, или вместо листьев – колючки, как у кактуса, значит родина растения – засушливые районы планеты. О сухом климате говорит и восковой налет, покрывающий листья и мельчайший густой пушок на поверхности листа. Теперь, посмотрев на листья цветка вы можете определить, много ли ему требуется влаги или мало, и будите поливать его правильно. В природе по берегам рек, ручьев, озер и прудов обычно растут влаголюбивые растения, их листья крупные, стебли сочные, а соцветия пышные. Им нужно много воды. И маленький цветок душистой фиалки, и могучий столетний дуб, и водоросли на дне реки, и мхи, устилающие землю в еловом бору, - растения. Мы видим их всюду: в лесу, на лугу, в поле, в саду. Весной и летом земля словно наряжается в изумрудно – зеленое платье из свежих листьев. Послушайте стихотворение: Зеленое платье планеты. Весенние свежие травы покрыли луга и поля. Оделись листвою дубравы. Зеленою стала Земля. В лесу теперь тень и прохлада, А воздух- целебный настой. Растенья – нам добрые братья, Былинка и дуб – исполин. Планеты зеленое платье Давайте, друзья, сохраним! Растения – живые существа. Они дышат, питаются, растут и размножаются. У большинства растений есть корни. У одних они расположены глубоко в земле, у других находятся в верхнем слое почвы. Корнями растение всасывает из почвы воду, в которой растворены минеральные соли и питательные вещества. А листья растений поглощают из воздуха углекислый газ. Под воздействием солнечных лучей он превращается в крахмал и сахар, необходимый растениям для жизни и роста. Вы, наверное, замечали, что если комнатному растению не хватает света, его листья желтеют и вянут, а цветы засыхают. Без солнечного света зеленые растения жить не могут. Крахмалом и сахаром растения щедро делятся с человеком и животными. Кроме того растения выделяют в атмосферу кислород, а забирают из нее углекислый газ. Если бы на нашей планете исчезли растения, то в воздухе совсем не осталось кислорода, и тогда люди и животные не смогли бы жить на Земле. Ведь им нечем было бы дышать. Чтобы сохранить жизнь на планете, мы должны заботиться о зеленом наряде Земли, сажать растения и ухаживать за ними Отгадайте загадку: Он стоит на окне И тихонько шепчет мне: «Ты воды не пожалей, Меня из леечки полей! » ( комнатный цветок) . Вопросы: Могут ли растения жить без воды? Как забирают растения воду из почвы? Как вода попадает в стебли и листья растений? Когда растениям нужно больше воды? Когда фруктовые деревья можно не поливать? Почему? Что вы знаете об испарении воды листьями растений? О чем могут рассказать листья растений? Участвуют ли растения в круговороте воды? Расскажите об этом. Задания: Нарисуйте и раскрасьте цветок в горшке, лейку, лист березы, клена, тополя, дуба, кактуса, цветок водяной лилии и кувшинки. Составьте рассказ со словами: дождь, береза, влажная земля, листья, испарение воды с листьев березы, водяной пар, облака, капля. Конспект занятия в старшей группе. «Вода в жизни людей». Цель: Расширить знания детей о значении воды в жизни человека. Прививать бережное отношение к воде. Материалы и оборудование: иллюстрации по теме, карточки, на которых изображены акула, рак, щука, осьминог, карась, ерш, медуза и др. . Ход занятия: Рассказ воспитателя. Ребята! Согласитесь, невозможно представить жизнь современного человека без воды. Людям нужно много воды. И не только, чтобы утолить жажду, но и поддержать в чистоте себя и свое жилище. - Как вы думаете для чего нужна вода? ( Ответы детей) . Вода нужна для мытья улиц и машин, для фабрик и заводов, производящих нужные и полезные вещи, для полива огородов и садов, полей. Чтобы получить одну тонну бумаги, нужно израсходовать 250 тонн воды, а чтобы изготовить одну тонну стали сталеварам требуется 150 тонн воды. Вот как много нужно воды для производства. В старину города, села и деревни строили по берегам рек. - Как вы думаете почему? Правильно. В те далекие времена вода в водоемах была чистая, можно было пить и речную и озерную воду. Чтобы сделать ее еще чище и вкусней, в сосуд с водой клали рябиновые листья. Они не только очищали воду, но и придавали ей неповторимый вкус. - А еще почему? Верно. В реках и озерах водилось много рыбы. Многие крестьяне занимались рыболовством. Из рыбы варили не только вкусную уху, но ее солили, вялили, сушили, т. е. заготовляли впрок. Наконец, по рекам, этим голубым водным дорогам, ходили старинные суда. Купцы перевозили свои товары из города в город и вели торговлю. Столетие проходило за столетием, вода в реках становилась более загрязненной, и пить ее делалось все опасней. С водой переносились тяжелые заболевания, например, брюшной тиф. Города на берегах рек разрастались, население увеличивалось, люди страдали от нехватки чистой питьевой воды. Попробуем мысленно перенестись в нашу столицу на 300 – 400 лет назад. Вода в Москве – реке еще была чистой и прозрачной, а во дворе каждого дома находился колодец с хорошей питьевой водой. Чистой была вода и в прудах, а воду из Пресненских прудов подавали ко двору самого царя Александра Михайловича. Но уже в XVIII в. , при царе Петре I, стала бурно развиваться промышленность, загрязнявшая и почву, и воздух, и воду. Отходы беспечные люди сбрасывали в Москву – реку и ее притоки, а также в московские пруды. Вот тогда – то и начались вспышки эпидемий, люди стали умирать от заразных болезней. В конце XVIII в. Царица Екатерина II издала указ о строительстве в Москве водопровода. Источниками воды стали Мытищинские ключи. Вода в них необыкновенно чистая, вкусная и полезная. Водопровод строили долго – 12 лет, ведь дело это было нелегкое. Вода бежала не по трубам, а по кирпичной галерее и не под напором, а самотеком, под уклоном. Жители Мытищ гордились своей замечательной водой, которой поили всю Москву. Недавно московскому водопроводу исполнилось 200 лет. Речная вода проходит фильтрование и бактериологическую очистку и по разветвленной подземной сети поступает к жителям столицы. Отгадайте загадки: Без нее, без нее В каждый дом, в каждый дом Нам не выстирать белье, Несет по трубам воду он. И посуду не помыть, Под землею он живет, Суп и кашу не сварить. Его зовут …( водопровод) . Она нужней нам, чем еда, И называется …( вода) . Вопросы: Почему в старину города строились по берегам рек? Где люди брали воду для питья? Почему со временем пить воду из рек, озер и ручьев стало опасным? Когда был построен московский водопровод? Как очищают воду перед подачей ее в дома? Задание: Составьте рассказ со словами: река, речная вода, фильтр, очистные сооружения, водопровод, трубы, кран с горячей и холодной водой. Игра «Морской или речной» Воспитатель раскладывает карточки, на которых изображены речные и морские обитатели. Например: акула, осьминог, карась, ерш, медуза, рак, щука и т. д. Ребенок должен разделить морских животных и речных. Конспект занятия в старшей группе «Вода в жизни животных». Цель: Сформировать у детей знания о значении воды в жизни животных. Материалы и оборудование: иллюстрации по теме. Ход занятия: Рассказ воспитателя: Вода играет в жизни животных не меньшую роль, чем в жизни растений и людей. Из воды на ¼ состоит тело животного и на 90% мозг живого существа. Вода входит в состав всех клеток организма животных. Ученые считают, что жизнь на Земле зародилась не на суше, а именно в водной стихии Мирового океана. Самые первые, простейшие живые существа появились в водной среде около 3, 5 млрд. лет назад. А около 500 млн. лет назад в океане уже существовали многообразные водоросли и животные – медузы, кораллы, морские лилии. С временем в Мировом океане появились различные рыбы. Постепенно многие морские животные приспособились к жизни и на суше и заселили ее. Можно сказать, что вода – колыбель жизни, одно из начал всего сущего на земле. Так говорили мудрецы в древности. Представьте, что в лесной глуши на дне глубокого сырого оврага бьет и зимой и летом говорливый веселый родничок. Попить воды к нему прилетают птицы, сходятся звери. То прибежит зайчик, то прискачет ловкая белочка, то придет лесной красавец – величественный лось, примкнет к воде и долго пьет живительную свежую влагу. А то, неуклюже топая, спустится в овраг и Михайло Потапыч. Всех напоит ключевая вода. Послушайте стихотворение «Ключевая вода». Журчит, поет водица. Знакомою тропой Медведь идет напиться Водою ключевой. Нагнется он, лакает. Намочит бурый мех, А ключ бежит, сверкает И щедро поит всех. Цветы, деревья, травы Пьют ключевую влагу, И зеленью кудрявой Покрыто дно оврага. Волки, лисы, бурундуки, барсуки и другие животные строят свои норы и растят малышей на берегу реки или лесного ручья, где всегда можно быстро и безопасно утолить жажду. Домашних питомцев – коров, лошадей, овец, козочек пастухи водят на водопой. В полдень пастух ведет их в удобное местечко, с пологим спуском к реке. Животные заходят в воду и не спеша с удовольствием пьют. В жарких странах, где вода – драгоценность, где реки и ручьи мелеют и пересыхают от зноя, множество животных собираются на водопой: слоны и носороги, тигры и леопарды, антилопы и зебры. Хищники и травоядные. Приходят они сюда своими тропами, в разное время: кто ночью, а кто и днем. Для многих животных вода – среда обитания. - Вспомните этих животных. Верно. Это рыбы, разнообразные рачки, моллюски, медузы, кораллы. Поговорим о животных Мирового океана. Все животные, населяющие океаны, делятся на три большие группы. К первой относится планктон – микроскопические водоросли и животные. Они свободно « парят» в океанских водах. Ко второй группе – рыбы и морские животные, способные активно передвигаться в воде. К третьей – животные, обитающие на дне океана, начиная от прибрежной зоны до самых больших океанских глубин. Пожалуй, самые удивительные и причудливые животные живут в водах океана на громадной глубине. Чтобы привлечь добычу, они используют светящуюся приманку, их громадные пасти всегда широко раскрыты, а животы имеют свойство растягиваться. Среди них кальмары, осьминоги, рыба – фонарик и рыба – удильщик. Есть на Земле и такие животные, которые живут на суше, но много времени проводят в воде- Вспомните, что это за животные? Правильно, это водоплавающие птицы – утки, гуси, лебеди и многие другие птицы. Они строят гнезда и выводят птенцов на берегу водоемов, в зарослях осоки, камышей и тростников. Вылупившихся птенцов сразу ведут к реке или озеру, учат плавать, нырять, находить корм: жуков, червяков, всякую водяную мелочь. Каждое утро утиная семья принимает водные процедуры: ныряет и плещется. Потом, выбравшись на берег, утки отряхиваются и старательно смазывают каждое перышко жиром. Зачем же уткам такие купания? Оказывается, нужны. Утка, которая несколько дней не купалась, не ухаживала за своим оперением, если ее сразу пустить в воду может … утонуть. А если не утонет, то плавать буде плохо, с телом, почти погруженным в воду. С грязными перьями птицы ни летать, ни плавать не могут. В чем же дело? Тончайшие щетинки пера без воды слипаются и ломаются. После купания утки смазывают перышки жиром копчиковой железы, ведь хорошо смазанное перо как бы надувается воздухом и очень помогает птицам плавать и летать. Многие виды черепах, змей живут на суше и в воде. В северных морях моржи и тюлени, прекрасные пловцы и ныряльщики, часть времени проводят на суше, устраивая огромные лежбища. Некоторые животные могут подолгу обходиться без воды. Обычно это обитатели пустынь, например, верблюды. Люди их называют «кораблями пустынь». Среди зыбучих песков, в невыносимый зной медленно «плывут» по безжизненной пустыне караваны верблюдов, нагруженных тяжелой кладью. Верблюды неприхотливы. Их корм – колючки. Пищу и воду они запасают в горбах, расположенных на спине. Отгадайте загадки: У меня есть плавники, Шепчутся речные струйки, Плавники, как две руки. Лист кувшинки шевеля. Есть и хвостик гибкий. В серебристые чешуйки Кто я, дети? . . . ( рыбка) . Нарядилась вся семья. В глубине, мелькая зыбкой, Козочки бегут тропой Весело танцуют…( рыбки) . Воду пить на …( водопой) Вопросы: Какую роль играет вода в жизни животных? Где животные в природе утоляют жажду? Почему воду называют «колыбелью жизни»? Для каких животных вода – среда обитания? Какие животные обитают на разных глубинах Мирового океана? Какие животные могут жить на суше и в воде? Какое животное запасает воду в горбах на спине? Конспект занятия в старшей группе « Удивительные свойства воды» Задачи: Познакомить детей со свойствами воды: без цвета, прозрачная, без запаха, без вкуса. . Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека. Обучать детей навыкам проведения лабораторных опытов: - закреплять умения работать с посудой, соблюдать необходимые меры безопасности. - учить пользоваться пипеткой. Развивать социальные навыки: умение работать в группе, учитывать мнение партнера, отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту, прививать бережное отношение к воде. Развивать у детей фонематический слух. Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия. Учить отгадывать загадки. Предварительная работа: 1. Беседы о воде, ее роли в жизни человека. 2. Проведение экспериментов с водой. 3. Рассматривание иллюстраций на тему «Вода». 4. Использование игр о воде: «Какая бывает вода? », «Четыре стихии», «Разрезные картинки». 5. Чтение художественной литературы по теме «Вода». 6. Наблюдение за водой на прогулке. Материал для занятия: кроссворд, прозрачные стаканчики, пипетки, пуговицы, картинки, молоко, гуашь, ватные палочки, моющее средство, схемы. Ход занятия. Часть 1 Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Я хочу вас пригласить в волшебную лабораторию. Что делают в лаборатории? Правильно, проводят опыты. Но, чтобы попасть в лабораторию и узнать тему нашего занятия, нам надо разгадать кроссворд и прочитать ключевое слово, которое откроет нам двери волшебной лаборатории. Помогут нам в этом загадки. Он так бесстрашен и могуч, Что не боится горных круч- Привык он с них всю жизнь срываться И головою вниз бросаться, И, поднимая тучи брызг, О камни разбиваться вдрызг! ( водопад) Над лесами, городами, Над просторами полей Проплывают караваны Небывалых кораблей. Держат путь вокруг земли Эти чудо корабли. , ( облака) Меня ждали, Меня звали, Показался- убежали. ( дождь) Утром бусы засверкали, Всю траву собой заткали. А пошли искать их днем Ищем, ищем – не найдем. ( роса) Какое слово у нас получилось? Правильно, «Вода». Сегодня мы поговорим о воде, ее свойствах и о значении воды. Какая бывает вода? ( теплая, горячая, холодная, пресная, прозрачная, газированная и т. п. ) . Что вода делает? ( течет, льется, журчит, растекается, капает, замерзает, тает) Для чего вода нужна человеку? ( пить, мыться, купаться, готовить еду, стирать, поливать растения, мыть посуду и т. п. ) . Теперь мы знаем ключевое слово, и я приглашаю вас в волшебную лабораторию, где мы будем проводить опыты и узнаем о свойствах воды, т. е. какая она вода? ( Дети садятся за столы) Часть 2 Опыт 1 «Вода не имеет вкуса » Ребята, попробуйте воду из стакана, какой у нее вкус? ( ответы детей) А теперь добавьте в стаканчик с водой кусочек лимона или сахара. Что изменилось? ( Вода стала сладкая, вода стала кислая) . Мы изменили вкус воды. Вывод: вода не имеет вкуса. На фланелеграф выставляется схема. Опыт 2 «Вода не имеет запаха» Ребята, понюхайте воду в стаканчике. Как она пахнет? ( ответы детей) Теперь добавьте в воду чеснок, перемешайте ложечкой и опять понюхайте. Что произошло с водой? ( вода изменила запах, пахнет чесноком. Вывод: вода не имеет запаха. На фланелеграфе выставляется схема. Опыт 3 «Вода без цвета, прозрачная». Ребята, что произойдет с водой, если добавим в нее краску? ( добавляем, перемешиваем) . Что изменилось? ( вода изменила цвет) . Растворилась ли краска? ( краска растворилась и изменила цвет воды) . Давайте теперь сравним воду и молоко. В оба стакана положим пуговицы. В каком стакане мы видим пуговицы? ( ответы детей) . Вывод: вода не имеет цвета, она прозрачная. Вы хорошо поработали и можно отдохнуть. Физкультминутка «Ходят капельки по кругу». Воспитатель говорит, что она мама Тучка, а дети –Капельки, и им пора отправляться в путь. Звучит музыка, напоминающая звуки дождя. Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Полетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками( капельки составляют ручейки, взявшись за руки) . Встретились ручейки и стали большой речкой( капельки соединяются в одну цепочку) . Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла- текла речка и попала в большой- пребольшой океан( дети перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу) . Плавали- плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. ( Появляется солнышко, танцует. ) Стали капельки легкими, потянулись вверх( присевшие капельки поднимаются, затем вытягивают руки вверх) . Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке. Молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротник не залезали, не брызгались. Теперь со мной побудьте, я без вас соскучилась. Часть 3 Игра- эксперемент «Цветное молоко» Налейте молоко в тарелку. Добавьте в него по несколько капель краски. Старайтесь делать это аккуратно, пользуйтесь пипеткой, чтобы не двигать тарелку. А теперь хотите верьте, хотите нет, но мы заставим молоко двигаться с помощью обычного моющего средства! Возьмите ватную палочку, окуните ее в моющее средство и дотроньтесь ею до центра тарелки с молоком. Посмотрите что произойдет! Молоко начнет двигаться, а краска перемешиваться. Настоящий салют в тарелке! Итог занятия: Подвести детей к выставке детских работ и иллюстраций на тему « Вода», спросить чем они сегодня занимались, что нового узнали о воде, понравилось ли им занятие, и что понравилось больше всего? ИГРЫ С ВОДОЙ «Тонет- не тонет». Цель: помочь детям увидеть, что одни игрушки плавают в воде, а другие тонут. Создать положительно эмоциональный настрой у детей от игровых действий с водой. Оборудование: тазик с водой; игрушки пластмассовые, деревянные, резиновые, металлические. Возраст: 3 – 4 года. Ход игры. В игре участвуют 6 – 7 детей. Воспитатель приносит в группу корзину с игрушками, рассматривает их вместе с детьми. Предлагает детям взять по одной игрушке и опустить её в тазик с водой. Затем сказать, какие игрушки утонули, а какие плавают. Игроки достают игрушки из воды, меняются ими и продолжают играть. Вода прозрачная. Цель: Дать представление Оборудование: два стакана, вода, молоко, две трубочки или ложечки. Ход игры. Перед детьми стоят два стаканчика: один с водой, другой – с молоком. В оба стаканчика положить соломинки или ложечки. И посмотреть, в каком из стаканчиков они видны, а в каком нет? В стаканчике с водой предметы видны, а в стаканчике с молоком – нет. Из этого делаем вывод, что вода прозрачная. Вода не имеет формы. Оборудование: стакан, тарелка, кусочек льда. Ход игры. Предложите детям рассмотреть кусочек льда( лёд – это твёрдая вода) . Лёд имеет форму кубика. Если мы его положим в стакан, тарелку он всё равно будет кубиком( до тех пор, пока не растает) А жидкая вода? Пусть ребята нальют воду в тарелку, стакан, на поверхность стола. Что происходит? Вода принимает форму того предмета, в котором находится, а на ровном месте расползается лужицей. Значит, жидкая вода не имеет формы. «Расставь бутылочки». Цель: учить детей на ощупь определять температуру воды. Развивать умение выполнять словесные инструкции. Воспитывать осторожность при использовании горячей воды. Оборудование: 4 пластмассовые бутылки( 0, 5 л) одного цвета; с холодной, теплее, тёплой и горячей водой. Возраст: 4- 5 лет. Ход игры. В игре участвуют 3- 5 детей. Воспитатель ставит на стол перед детьми четыре бутылки одного цвета и сообщает, что в них вода разной температуры: холодная, теплее, тёплая, горячая. Чтобы узнать, в какой бутылке, какая вода, их нужно потрогать и сравнить. При этом воспитатель вместе с детьми вспоминает правила обращения с горячей водой и горячими предметами: с ними необходимо быть осторожными, не спеша пальчиками дотрагиваться до предмета. Воспитатель предлагает детям дотронуться пальчиками до бутылочек и определить, в какой бутылке какая вода. Затем дети расставляют бутылочки с водой от холодной до горячей, сопровождая свои действия словами. «Наливаем – выливаем». Цель: подвести детей к пониманию того, что вода жидкая, может выливаться из разных сосудов по- разному. Развивать мысленную деятельность, интерес к играм с водой. Оборудование: Таз с водой, 2 лейки с разными насадками, ведёрко, пластмассовый стакан, пл астмассовая бутылка, брызгалка. Ход игры. В игре участвуют 5- 6 детей. Воспитатель предлагает детям рассмотреть различные сосуды, назвать их и набрать в них воду из таза. Затем вылить воду обратно в таз и посмотреть, как вода льётся из лейки с широким носиком, из лейки с ситечком, из ведёрка, стакана, бутылки, брызгалки. В конце игры дети меняются сосудами, игра повторяется. «Весёлые соревнования». Цель: вызвать интерес у детей к играм с водой, способствовать развитию органов дыхательной системы. Оборудование: ванна прямоугольной формы с водой, поплавки на леске( колпачки от фломастеров) , 2 коктейльные трубочки, 2 контейнер а от киндер- сюрприза( пловцы) . Ход игры. В игре участвуют 2 ребёнка. Воспитатель ставит на стол ванну с водой, посередине которой натянуты поплавки. С противоположных концов ванны в воде находятся «пловцы». Игроки встают с разных концов ванны, берут коктейльную трубочку и дуют на своего «пловца». Чей «пловец» приплывёт первый на противоположную территорию, тот и победил. Игра повторяется. «Буря в стакане». Цель: создать положительно- эмоциональный настрой у детей от игровых действий с водой, развивать органы дыхательной системы. Учить выдыхать воздух через коктейльную трубочку. Оборудование: 2 пластмассовых стакана( 500 мл) с кипячёной водой, 2 трубочки для коктейля, 2 подноса. Возраст: 4- 5 лет. Ход игры. В игре участвуют 2 ребёнка. Воспитатель наливает в 2 стакана( 250 мл) кипячёной воды и сообщает, что сегодня будем делать бурю в стакане. Уточняет, как образуются волны на реке( дует сильный ветер) . Игроки садятся за стол, ставят на поднос перед собой стакан с водой. Опускают в воду коктейльные трубочки и по команде начинают дуть. При этом воспитатель напоминает, что воздух нужно выдыхать через коктейльную трубочку. Выигрывает тот, у кого буря в стакане будет сильнее. «Ледяные парусники». Цель: развивать у детей знание о том, что лёд легче воды, может плавать. Способствовать развитию органов дыхательной системы. Создавать радостное настроение от игры с водой. Оборудование: ванночка прямоугольной формы, лёд различной формы с парусом на зубочистках. Возраст: 5- 6 лет. Ход игры. В игре участвуют 3 ребёнка. Занести в помещение льдинки с установленными парусами. Поместить их в ванночку с водой. Игроки располагаются с одной стороны ванночки и дуют на ледяные парусники. Выигрывает тот участник, чей парусник быстрее доплывёт до противоположного края ванночки. Игра повторяется. «Наливаем воду в разные сосуды». Цель: закрепить знания о том, что вода не имеет формы, принимает форму сосуда, в который её налили. Воспитывать осторожность при обращении со стеклянными предметами. Способствовать проявлению положительных эмоций от игровых действий с водой. Оборудование: прозрачные сосуды разной формы( колба, банка, стакан, ваза) , примерно одинакового объёма, на каждого играющего по 3- 4 сосуда, воронки. Ход игры. В игре участвуют 2- 4 ребёнка. Воспитатель предлагает детям рассмотреть различные сосуды, назвать их форму. Затем игроки набирают воду из тазика в один из сосудов, постепенно переливают её из одного сосуда в другой. При этом каждый раз отмечают, что вода приняла форму сосуда, в который её налили. Потом дети обмениваются сосудами, игра продолжается. «Где больше воды». Цель: развивать мыслительную деятельность детей, интерес к играм с водой. Оборудование: пластмассовая бутылка 0, 5 л, вода, пластмассовый стакан 0, 5 л. ( по количеству игроков) . Возраст: 6- 7 лет. Ход игры. В игре участвуют 2- 4 ребёнка. Воспитатель предлагает детям рассмотреть бутылку и стакан. Сказать, в каком сосуде, по их мнению, воды больше. Дети наливают воду из крана в бутылочку по горлышко. Потом переливают её в пластмассовый стакан. Выигрывает тот, чьё предположение было верно, количество воды в сосудах одинаковое. «Чем быстрее? » Цель: развивать логическое мышление. Упражняться в умении переливать воду различными предметами. Создать радостное настроение от игр с водой. Оборудование: столовая ложка, чайная ложка, одноразовый шприц без иглы( 5 мл) , бокальчик из кукольной посуды, 4 глубокие мисочки с водой 200 мл, 4 пустые мисочки. Возраст: 6- 7 лет. Ход игры. В игре участвуют 4 ребёнка. Воспитатель предлагает детям назвать известные им свойства воды и перелить воду из одной мисочки в другую разными предметами. Дети рассматривают предметы и высказывают свои предположения о том, каким предметом можно быстрее перелить воду. Играющие разбирают предметы по договорённости. По сигналу воспитателя дети начинают переливать воду из одной мисочки в другую. Выигрывает тот, кто быстрее перельёт воду. Игроки меняются предметами, игра повторяется. Консультация для родителей «Эксперимент в детском саду». Подготовила: руководитель кружка «Лаборатория чудес» Рябова С. И. Мы живем в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров спутникового телевидения, Интернета. Информационные технологии дают нам новые возможности. Наших сегодняшних воспитанников ждет интересное будущее. Чтобы они были успешными, умело ориентировались в потоке информации, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать ее, осваивать новое, находить пути решения в различных ситуациях. Содержание и методы обучения дошкольников направлены на развитие внимания, памяти, творческого воображения, на выработку умения сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать их по определенному признаку, получать удовлетворение от найденного решения. Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения: экспериментам, проектам, опытам. Одной из оптимальных технологий, поддерживающей компетентно – ориентированный подход в образовании, можно считать метод проектов. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект», - его направленность на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Использование метода проекта позволяет развивать познавательные способности детей, научить самостоятельному конструированию своих знаний, ориентировке в информационном пространстве, развивать критическое мышление. Большой интерес представляет для детей экспериментирование. Детское экспериментирование – особая форма исследовательской деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе саморазвития. Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое мы активно используем, - опыты. Они проводятся как на занятиях, так и в свободной самостоятельной и совместной с воспитателем деятельности. Опыт – это наблюдения за явлениями природы, которое проводится в специально организованных условиях. В ходе опыта дети высказывают свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирают способ решения познавательной задачи. Благодаря опытам у детей развиваются способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы, высказывать свои суждения и умозаключения. Огромное значение имеют опыты и для осознания причинно – следственных связей. Очень важно, что в процессе проведения опытов задействован каждый ребенок. В процессе проведения исследовательской деятельности развивается экологическая грамотность детей, воспитывается активная природоохранная позиция. Работая на огороде, дети замечают, что там, где много сорняков, редис мелкий, а там, где их нет, крупный. Вывод: сорняки мешают росту растений. Срезая аккуратно веточки деревьев, наблюдаем вместе с детьми, у какого дерева и где( в темном месте или на свету) , листочки распустятся быстрее. Дети делают умозаключение, какие условия необходимы для роста растений. Исследуются и объекты неживой природы: песок, глина, снег, камни, воздух, вода, магнит и др. Например, предлагаем слепить фигурки из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают, какой песок лепится, почему, Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов – песчинок, этим объясняется свойство сухого песка – сыпучесть. В содержание наблюдений за объектами природы включаются следующие моменты: - определение строения растений и животных, выделение целостного объекта и частей, из которых он состоит; - разнообразные проявления живых существ( способы функционирования, для животных – разные формы поведения) ; - определение свойств и характеристик объектов и их частей( цвета, размера, формы, особенностей поверхности) ; - выделение компонентов внешней среды и их качественных характеристик. Так, рассматривая одуванчик, дети отмечают, из чего он состоит, каковы его функции( что делает: цветет, растет, пахнет, колышется, пьет, гнется, гибнет, размножается) , какой он на ощупь( влажный, мягкий, шершавый и т. д. ) почему утром бутон закрыт, а днем раскрывается? Для того, чтобы наглядно проследить изменения в живой и неживой природе, происходящие от сезона к сезону, мы используем различные модели календарей наблюдений. Таким образом, чем больше органов чувств задействованы в познании, тем больше свойств выделяет ребенок в исследуемом объекте. Следовательно, расширяются его представления, позволяющие ему сравнивать, различать, активно размышлять и сомневаться. Консультация для родителей «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников». Подготовила: руководитель кружка «Лаборатория чудес» Рябова С. И Как обуздать кипучую энергию и неуёмную любознательность малыша? Как максимально использовать пытливость детского ума и подтолкнуть ребёнка к познанию мира? Как способствовать развитию творческого начала ребёнка? Эти и другие вопросы непременно встают перед родителями и воспитателями. В данной работе собрано большое количество разнообразных опытов и экспериментов, которые можно проводить вместе с детьми для расширения их представлений о мире, для интеллектуального и творческого развития ребёнка. Описываемые опыты не требуют никакой специальной подготовки и почти никаких материальных затрат. Как проткнуть воздушный шарик без вреда для него? Ребёнок знает, что если проколоть шарик, то он лопнет. Наклейте на шарик с двух сторон по кусочку скотча. И теперь вы спокойно проткнёте шарик через скотч без всякого вреда для него. «Подводная лодка» Возьмите стакан со свежей газированной водой или лимонадом, и бросьте в неё виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на неё тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывёт. Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывёт. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не «выдохнется». По этому принципу всплывает и поднимается настоящая лодка. А у рыбы есть плавательный пузырь. Когда ей надо погрузиться, мускулы сжимаются, сдавливая пузырь. Его объём уменьшается, рыба идёт вниз. А надо подняться – мускулы расслабляются, распускают пузырь. Он увеличивается, и рыба всплывает. Как достать монету из воды, не замочив рук? Положите монету на дно тарелки и залейте её водой. Как её вынуть, не замочив рук? Тарелку нельзя наклонять. Сложите в комок небольшой кусок газеты, подожгите его, бросьте в пол – литровую банку и сразу же поставьте её вниз отверстием в воду рядом с монетой. Огонь потухнет. Нагретый воздух выйдет из банки, и благодаря разности атмосферного давления внутри банки вода втянется внутрь банки. Теперь можно взять монету, не замочив рук. Цветы лотоса. Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите разноцветные лотосы на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются. Естественная. Если вам понадобилось разглядеть какое – либо маленькое существо, например паука, комара или муху, сделать это очень просто. Посадите насекомое в трёхлитровую банку. Сверху затяните горлышко пищевой плёнкой, но не натягивайте её, а, наоборот, продавите её так, чтобы образовалась небольшая ёмкость. Теперь завяжите плёнку верёвкой или резинкой, а в углубление налейте воды. У вас получится чудесная лупа, сквозь которую прекрасно можно рассмотреть мельчайшие детали. Тот же эффект получится, если смотреть на предмет сквозь банку с водой, закрепив его на задней стенке банки прозрачным скотчем. Не забудьте выпустить насекомое. Водяной подсвечник. Возьмите недлинную стеариновую свечу и стакан воды. Нижний конец свечи утяжелите нагретым гвоздём( если гвоздь будет холодным, то свеча раскрошится) так, чтобы только фитиль и самый краешек свечи остались над поверхностью. Стакан с водой, в котором плавает эта свеча, будет подсвечником. Зажгите фитиль, и свеча будет гореть довольно долго. Кажется, что она вот – вот догорит до воды и погаснет. Но этого не произойдёт. Свеча догорит почти до самого конца. И, кроме того, свеча в таком подсвечнике никогда не будет причиной пожара. Фитиль будет погашен водой. Как добыть воду для питья? Выкопайте яму в земле глубиной примерно 25 см и диаметром 50 см. Поставьте в центр ямы пустой пластиковый контейнер или широкую миску, вокруг неё положите свежей зелёной травы и листьев. Накройте ямку чистой полиэтиленовой плёнкой и засыпьте её края землёй, чтобы из ямы не выходил воздух. В центре плёнки положите камешек и слегка придавите плёнку над пустой ёмкостью. Приспособление для сбора воды готово. Оставьте свою конструкцию до вечера. А теперь осторожно стряхните землю с плёнки, чтобы она не попала в контейнер( миску) , и посмотрите: в миске находится чистая вода. Откуда же она взялась? Объясните ребёнку, что под действием солнечного тепла трава и листья стали разлагаться, выделяя тепло. Тёплый воздух всегда поднимается вверх. Он в виде испарения оседает на холодной плёнке и конденсируется на ней в виде капелек воды. Эта вода и стекала в вашу ёмкость; помните, вы ведь слегка продавили плёнку и положили туда камень. Теперь вам осталось придумать интересную историю о путешественниках, которые отправились в далёкие страны и забыли взять с собой воду, и начинайте увлекательное путешествие. Чудесные спички. Вам понадобится 5 спичек. Надломите их посредине, согните под прямым углом и положите на блюдце. Капните несколько капель воды на сгибы спичек. Наблюдайте. Постепенно спички начнут расправляться и образуют звезду. Причина этого явления. Которое называется капиллярность, в том, что волокна деревьев впитывают влагу. Она ползёт всё дальше по капиллярам. Дерево набухает, а его уцелевшие волокна «толстеют», и они уже не могут сильно сгибаться и начинают расправляться. Умывальников начальник. Сделать умывальник – это просто. Малыши имеют одну особенность: они испачкаются всегда, когда к тому есть хоть малейшая возможность. И целый день водить ребёнка домой умываться довольно хлопотно, к тому же дети не всегда хотят уходить с улицы. Решить этот вопрос очень просто. Сделайте вместе с ребёнком простой умывальник. Для этого вам нужно взять пластиковую бутылку, на её боковой поверхности примерно на 5 см от донышка сделать шилом или гвоздём отверстие. Работа закончена, умывальник готов. Заткните сделанное отверстие пальцем, налейте доверху воды и закройте крышку. Слегка отвинчивая её, вы получите струйку воды, завинчивая – вы « закроете кран» своего умывальника. Д елаем облако. Налейте в трёхлитровую банку горячей воды( примерно 2, 5 см) . Положите на противень несколько кубиков льда и поставьте его на банку, воздух внутри банки, поднимаясь вверх, станет охлаждаться. Содержащийся в нём водяной пар будет конденсироваться, образуя облако. Этот эксперимент моделирует процесс формирования облаков при охлаждении тёплого воздуха. А от куда же берётся дождь? Оказывается, капли, нагревшись на земле, поднимаются вверх. Там им становится холодно, и они жмутся друг к другу, образуя облака. Встречаясь вместе, они увеличиваются, становятся тяжёлыми и падают на землю в виде дождя. Рукам своим не верю. Приготовьте три миски с водой: одну – с холодной, другую – с комнатной температурой, третью – с горячей. Попросите ребёнка отпустить одну руку в миску с холодной водой, вторую – с горячей водой. Через несколько минут пусть он погрузит обе руки в воду комнатной температуры. Спросите, горячей или холодной она ему кажется. Почему есть разница в ощущениях рук? Всегда ли можно доверять своим рукам? Всасывание воды. Поставьте цветок в воду, подкрашенную любой краской. Понаблюдайте, как изменится окраска цветка. Объясните, что стебель имеет проводящие трубочки, по которым вода поднимается к цветку и окрашивает его. Такое явление всасывания воды называется осмосом. Своды и тоннели. Склейте из тонкой бумаги трубочку, чуть большую по диаметру, чем карандаш. Вставьте в неё карандаш. Затем осторожно засыпьте в трубочку с карандашом песок так, чтобы концы трубочки выступили наружу. Вытащите карандаш – и увидите, что трубочка осталась несмятой. Песчинки образуют предохранительные своды. Насекомые, попавшие в песок, выбираются из- под толстого слоя целыми и невредимыми. Стой, руки вверх! Возьмите небольшую пластмассовую баночку из- под лекарства, витаминов и т. п. Налейте в неё немного воды, положите любую шипучую таблетку и закройте её крышкой( навинчивающейся) . Поставьте на стол, перевернув «вверх ногами», и ждите. Газ, выделенный при химической реакции таблетки и воды, вытолкнет бутылочку, раздастся «грохот» и бутылочку подбросит вверх. Что такое упругость? Возьмите в одну руку небольшой резиновый мячик, а в другую- такой же по размеру шарик из пластилина. Бросьте их на пол с одинаковой высоты. Как вели себя мячик и шарик, какие изменения с ними произошли после падения? Почему пластилин не подпрыгивает, а мячик подпрыгивает, - может быть, потому, что он круглый, или потому, что он красный, или потому, что он резиновый? Предложите своему ребенку быть мячиком. Прикоснитесь к голове малыша рукой, а он пусть немного присядет, согнув ноги в коленях, а когда уберете руку, пусть ребенок распрямит ноги и подпрыгнет. Пусть малыш попрыгает, как мячик. Затем объясните ребенку, что с мячиком происходит то же, что и с ним: он сгибает колени, а мячик немного вдавливается, когда падает на пол, он выпрямляет коленки и подпрыгивает, а в мячике выпрямляется то, что вдавилось. Мяч упругий. А пластилиновый или деревянный шарик не упругий. Скажите ребенку: " Я буду прикасаться рукой к твоей головке, а ты коленки не сгибай, будь не упругий" . Прикоснитесь к голове ребенка, а он пусть как деревянный шарик не подпрыгивает. Если колени не сгибать, то и подпрыгнуть невозможно. Нельзя же разогнуть коленки, которые не были согнуты. Деревянный шарик, когда падает на пол, не вдавливается, а значит, не распрямляется, поэтому он и не подпрыгивает. Он не упругий. ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЮ: Содержание исследовательской деятельности. Подготовила: руководитель кружка «Лаборатория чудес» Рябова С. И Старший дошкольный возраст. Работа направлена на уточнение всего спектра свойств и признаков предметов и объектов, взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений. Основными задачами, решаемыми педагогом в процессе экспериментирования являются: Расширение представлений об основных физических свойствах и явлениях: испарение, сила тяготения, трение, электричество, инерция. Развитие представлений о свойствах воды, песка, глины, воздуха, камня. Развитие у детей умений пользоваться приборами – помощниками( увеличительное стекло, микроскоп, чашечные весы, песочные часы, линейка, сантиметровая лента) при проведении игр – экспериментов. Активное использование результатов исследований в практической( бытовой, игровой) деятельности. Основное содержание исследований, проводимых детьми, предполагает формирование у них следующих представлений: О материалах( ткань, бумага, стекло, фарфор, пластик, металл, керамика, поролон и др. ) . О природных явлениях( явления природы, круговорот воды в природе, движение солнца, снегопад. Об агрегатных состояниях воды( вода – основа жизни; как образуется град, снег, лед, иней, туман, роса, радуга; рассматривание снежинок) . О мире растений( рассматривание и сравнение веток растений – цвет, форма, расположение почек; сравнение цветов и других растений) . В процессе экспериментирования обогащается словарь детей за счет слов, обозначающих свойства объектов и явлений. Кроме того дети знакомятся с синонимами( красивый, прекрасный, чудесный и др. ) ; антонимами( легкий – тяжелый и др. ) ; омонимами( многозначностью слов: ключ, коса и др. ) . Материалы для организации детского экспериментирования в старшей и подготовительной группах: Прозрачные и непрозрачные сосуды разной формы и разного объема( миски, стаканы, бутылочки, ведерки) ; сита и воронки разного объема и материала; мерные ложки; резиновые груши разного объема; формы для изготовления льда, контейнер для яиц, пластиковые упаковки от конфет; медицинские материалы: пипетки, колбы, пробирки, шпатели, деревянные палочки, вата, мензурки, шприцы( пластмассовые без игл) , марля; природный материал: камешки разного цвета и формы, минералы, глина, разная по составу земля, уголь, крупный и мелкий песок( разный по цвету) , птичьи перышки, ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, листья, веточки, пух, мох, семена фруктов и овощей, шерсть( кошачья, собачья, овечья) . бросовый материал: кусочки кожи, поролона, меха, лоскутки ткани, пробки, проволока, пластмассовые, металлические предметы, деревянные катушки технические материалы: гайки, винты, болтики, гвозди, шурупы – в контейнерах; разные виды бумаги: обычная, альбомная и тетрадная, калька, наждачная, и др. Бумага для записей, зарисовок, карандаши, фломастеры; пищевые красители, растворимые продукты( соль, сахар) , акварельные краски и другие безопасные красители; прочие материалы: зеркала, воздушные шары, старые пластинки для проигрывателя, деревянные зубочистки, цветные и прозрачные стекла, формочки, поддоны, плоское блюдо, стеки, ученические линейки, сито, металлические шарики( легкий и тяжелый) , таз, сетка – авоська, спичечные коробки, нитки, пуговицы разного размера, трубочки, соломинки для коктейля, палочки от мороженного, свеча в подсвечнике, контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов, детские халаты( для создания игровой мотивации деятельности) ; клеенчатые передники, полотенца. приборы – помощники: микроскоп, увеличительные стекла, чашечные весы, безмен, часы механические и песочные( на 1, 2, 3, 5 минут) , компасы, разнообразные магниты, бинокль, лупа. Оборудование центров экспериментирования: Центр «Песок – вода»; «Наука и природа». Иллюстративный материал; календари погоды и природы; карта мира; картотека опытов; коллекции ракушек; семян; природных ископаемых; коры деревьев; почвы; мхов и лишайников; гербарии и др. ; книжки – малышки; глобус; большой детский атлас; журнал исследований или альбом для фиксации детьми результатов опытов, рабочие листы; дневники наблюдений за посадками; таблицы – схемы, модели для рассказывания; мнемотаблицы; коллажи по пройденным темам; тематические выставки – мини – музеи: ( оформляются на стеллажах) «Природа и фантазия»( творческие работы детей, детей и родителей, детей и педагогов) , «Камни и минералы», «Растения родного края», «В царстве морском» и др. мини – стенд «О чем хочу узнать завтра» личные блокноты детей фиксации результатов опытов; карточки – подсказки( разрешающие, запрещающие знаки) ; «Что можно, что нельзя»; персонажи, наделенные определенными чертами( «почемучка») от имени которого моделируется проблемная ситуация. книги познавательного характера В уголке экспериментирования или «Детской лаборатории» должно быть выделено: Место для постоянной выставки, где размещают различные коллекции, экспонаты, редкие предметы( раковины, камни, кристаллы и т. д. Место для приборов Место для хранения материалов( природного, бросового) Место для проведения опытов Место для выращивания растений Стол «Песок – вода» или емкости для песка, воды, камней и т. п. Материалы распределены по разделам: «Песок, глина, вода», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло» и т. д.