a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Сказкотерапия

Автор: Дикусар Яна Георгиевна Опубликовано: 2021-01-05 19:56:46

Документы для скачивания

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Шороховская средняя общеобразовательная школа Исетского района Тюменской области Структурное подразделение дошкольного образования Шороховский детский сад « Радуга ». Доклад на тему: «Сказкотерапия». Воспитател ь: Дикусар Я. Г. с. Шорохово 201 8 г. Сказкотерапия или «лечение сказкой » – это новое молодое течение в прикладной психологии, которое широко используют врачи, психологи и педагоги. Преимущество сказкотерапии в том, что этот метод родители и воспитатели могут использовать самостоятельно. Ведь дети обожают слушать сказки. Особенно актуально применять сказкотерапию для дошкольников. Ведь она подходит всем детям и может помочь преодолеть различные проблемы в жизни ребенка. Сказкотерапия отлично подходит как для младших, так и для старших дошкольников. В зависимости от задач, используют разные формы сказкотерапии. Ее польза состоит в следующем: • помогает найти выход из проблемной ситуации( сложности во взаимоотношениях с родителями, сверстниками и т. д. ) ; • расширяет знания ребенка о нем самом и окружающем мире; • обогащает внутренний мир ребенка духовно- нравственными ценностями; • корректирует поведение и развитие речи; • стимулирует психофизическое и эмоциональное развитие. Суть сказкотерапии в том, что ребенок или взрослый составляют сказку, которая отражает трудности, возникшие перед ребенком, а затем находят пути их решения. Виды сказок для дошкольников, которые применяются в сказкотерапии • народная или художественная сказка – оказывает духовно- нравственное воспитание, формирует чувства взаимопомощи, сопереживания, долга, сочувствия и т. д; • обучающая или развивающая сказка – расширяет знания ребенка об окружающем пространстве, правилах поведения в различных жизненных ситуациях; • диагностическая сказка – помогает определить характер ребенка и выявляет его отношение к миру; • психологическая сказка – вместе с героем ребенок учится преодолевать свои страхи, неудачи и обретать уверенность в своих силах. Существует много готовых примеров сказок для дошкольников, применяемых в сказкотерапии. Но наибольшую эффективность даст сказка, сочиненная родителями. Схема терапевтической сказки • подбор героя( похожего на ребенка) ; • описание жизни героя; • помещение героя в проблемную ситуацию( по аналогии с проблемой ребенка) ; • герой ищет и находит выход. Со сказкой можно продолжать работу и после прочтения. Методов совместной увлекательной работы в сказкотерапии может быть очень много. Варианты работы со сказкой • нарисовать, слепить или выразить сказку в виде аппликации; • изготовить своими руками куклу по мотивам сказки; • сделать постановку сказки в виде настольного театра; Советы по организации детской сказкотерапии; • простое чтение сказки – еще не терапия, следует обыграть сказку, сделать выводы; • не стоит растолковывать мораль сказки; • больше юмора; • содержание сказки должно быть понятно ребенку. Так, если малыш много капризничает, добиться своего, следует рассказать ему сказку, где действует герой, который не плачет, не кричит, а добивается своей цели положительными способами, с помощью просьб, вежливых слов, н о лишь только рассказать сказку недостаточно. Нужно обязательно обсудить ее с ребенком, обыграть, проанализировать плюсы новой поведенческой модели и сделать выводы. Малыш должен сам на некоторое время стать героем сказки, перевоплотиться в него в своем воображении. Тогда новый стиль поведения будет усвоен. Сказкотерапия ненавязчиво, щадящим способом воздействует на психику детей, воспитывая в них черты характера со знаком плюс: волю, оптимизм, целеустремленность, стойкость. У каждой группы сказок есть своя возрастная аудитория. Детям 3- 5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения. Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимущественно с человеческими персонажами: Принцами, Царевнами, Солдатами и пр. Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки о людях, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает мир. Примерно с 5- 6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки. П рактическая часть. Сказка «репка». Цель: Продолжать развивать речь, говорить добрые и ласковые слова, которые могут утешить человека, воспитывать дружеские, доброжелательные отношения между детьми. Посадил дед репку. Долго трудился дед, копал, поли вал, полол( имитирует движения) , очень уставал. Выр осла репка большая- пребольшая. Стал дед репку тянуть. Тянет по тянет, а вытянуть не может. Позвал бабку( к ак же позвать? ) . Правильно! Надо ласково бабушку позвать. - Давайте попробуем. « Бабулечка – красатулечка, иди, пожалуйста, сюда, помоги ре пку тянуть! »- Прибежала бабка. Дедка за репку, бабка за дедку( все герои помогают говорить слова) . Тянут потянут, вытянуть не могут. ( Имитируют) . Позвала бабка внучку( внучка какая была? ) . Стали они все вместе тянуть, тянут по тянут, а вытянуть не могут, позвали они Жучку( Жучка это кто? Опишите мне её? ) . Т янут по тянут, а вытянуть не могут. Позвали они на помощь кошку( к ошка у нас какая, опишите? ) тянут по тянут, а вытянуть не могут. Позвали они на помощь мышку( Какую? ) . Т янут по тянут и вытянули репку. Вот и сказки конец кто играл в неё молодец! Цель: Научить ребят говорить добрые и ласковые слова, которые могут утешить человека. Заключение. Слушая рассказ или сказку, ребёнок, с одной стороны, отождествляет себя с героем, с другой — не забывает о том, что герой сказки — это выдуманный персонаж. Рассказы позволяют ребёнку почувствовать, что он не одинок в своих переживаниях, что другие дети испытывают те же эмоции, попадая в похожие ситуации. Это оказывает успокаивающее воздействие. Сказкотерапия – прекрасный, увлекательный путь, который поможет решить вашим детям возрастные проблемы. Удачи на сказочном пути!

Оставить комментарий: