План - конспект НОД «Чудесные валенки» в старшей группе
Документы для скачивания
Конспект НОД в старшей группе «Чудесные валенки» Образовательная область: познание Интеграция образовательных областей: коммуникация, социализация, художественное творчество, физическая культура, музыка, чтение художественной литературы, пои с ков о- исследовательская деятельность. Возраст детей: 5- 6 лет Цель: Конкретизация знаний детей о традиционной зимней обуви русских людей и названия на разных языках – валенках. Задачи: Образовательные: познакомить детей с другими названиями валенок . Д ать представление о материале из которого делают валенки ) ; познакомить детей с производством валенок; дать представление о том, что валенки можно украшать. Развивающие: развивать творческие способности детей; навыки работы с разными материалами; умение работать в микрогруппах; развивать эмоциональную сферу детей; развивать мышление, память, внимание, творческую активность детей. Воспитательные: воспитывать любовь к народному творчеству, желания украшать изделия самостоятельно проявив фантазию, поощрять добрые отношения, внимание друг к другу. Предварительная работа: заучивание пословиц и поговорок; стихов, подготовка элементов для рисования. Оборудование и материалы: овечья шерсть, кусочки войлока и кожи, ножницы, подносы, вода, пипетки, 2 банки с теплой водой, сапог, валенок, валенки для художественного творчества, элементы чувашского орнамента для рисования, презентация, запись песни «Валенки» Вводная: Воспитатель: - Проходите! У меня для вас много интересного. А о чем мы с вами поговорим, вы узнаете, отгадав загадку: Теплые, удобные, Ноги согревают. Долго, долго по сугробам Ходить позволяют? Дети: Валенки Воспитатель: Правильно, валенки. Основная: Воспитатель: Валенки- традиционная русская обувь, впервые они появились в Сибири. По- разному называли валенки и в разных регионах России. Вот, например в Нижнем Новгороде- «чёсанками» и «катанками», в Тамбовской и Тверской областях – « валенцами », в Сибири – «пимами». Несмотря на то, что валенки – это русская обувь, их носят люди разных национальностей. К примеру, в нашем регионе проживают татары, мордва, русские и чуваши. И у каждой национальности это слово произносится по- разному. У татар – это « итек », у мордовского народа – « валенцят », а вот как это слово звучит на чувашском языке, я предлагаю вам выяснить самим. Для этого вам нужно прой ти испытания, ведь мастера, при изготовлении валенок, тоже сталкиваются с множеством испытаний. За каждое пройденное испытание, вы будете получать по одной букве. Это и будет подсказкой. Ну что, ребята, вы готовы? Дети: Да! 1 испытание Презентация «Этапы изготовления валенок» дети называют и появляется картина Стрижка овец Шерсть моют, стирают Чешут специальным гребнем Прессуют в полотно Формируют заготовки Увалка с помощью горячей воды Формирование валенка Сушка в течение 6- ти часов. Вот и прошли первое испытание. Ваша первая подсказка( В ешают на мольберт «С») . 2 испытание дидактическая игра « Звуковой анализ слова «Валенок». На доске висит картинка, обозначающая слово «вален ки ». Дети рассаживаются за столы, и каждый работает в кассах, тот кто окажется первым, выложит результат на доске. Воспитатель: И так ребята, сколько звуков слышим в слове валенки? Дети: семь звуков Воспитатель: Назовите мне первый звук и скажите, какой он гласный или согласный? Дети: звук « В » согласный звук. Воспитатель: Какой фишкой мы его обозначаем? Дети: синей фишкой. Воспитатель: Какой второй звук в этом слове? Дети: Звук «А» гласный, обозначаем красной фишкой. Следующий звук «Л» мягкий согласный, обозначаем зеленой фишкой. Воспитатель: Молодцы, ребята все правильно. Дети: Звук «Е» гласный, обозначаем красной фишкой. Звук «Н» согласный звук, синей фишкой. «К» согласный, синей фишкой и последний звук «И» гласный, красной фишкой. Воспитатель: Молодцы, вы прошли второе испытание и за это получаете следующую подсказку «Ё». 3 испытание поисково- исследовательская деятельность Экспериментирование. « Сравнение кожи и войлока » 1) Потрогайте кожу и войлок. Что вы можете сказать? ( кож а- гладкая, войлок- шершавый) 2) Приложите к одной щеке кусочек войлока, а к другой кусочек кожи. Что вы чувствуете? ( кожа- холодная, войлок- теплый) 3) Капните на войлок и кожу по капельки воды? Что произошло? ( Войлок впитал, а на коже осталась капля) 4) Сравните по толщине( кожа- тонкая, войлок толстый) Итак, что мож но сказать про эти материалы? ( они разные, отличатся друг от друга) . Какой материал лучше? ( у каждого свои плюсы и минусы) - А сейчас мы проведем следующий эксперимент и выясним, что же лучше носить в мороз кожаные сапоги или валенки- Сейчас я налью в эти баночки теплой воды. Одну баночку поставлю в сапог, а другую в валенок и вынесу на холод. У нас холодное место это- балкон. А потом мы узнаем, что же у нас получится. В итоге получилось, что валенки удерживают тепло дольше, чем сапоги. Получаем подсказку «М». 4 испытание «Музыкальные валенки» Воспитатель: Дети, а теперь мы с вами поиграем немного. Дети стоят по кругу и под му зыку передают друг другу валенки. Музыка останавливается и в чьих руках остались вален к и, тот обувает их и танцует( под песню «Валенки) ». Ай, да молодцы! Лихо, вы плясали. Вот ваша подсказка «А». 5 испытание Пословицы и поговорки. Чтение стихов. Воспитатель: Сколько, пословиц и поговорок придумал народ про валенки. Давайте, вспомним. Я знаю, что вы подготовились и выучили стихи про валенки. Пословицы и поговорки Дети: Сани и валенки готовь с лета. Прост как сибирский валенок. Кто раньше встал, тот и валенки одел. С умного по шерстинке – дураку валенки. Ребенок: Стихотворение о валенках В. Гаевская Прибежали с улицы, Снег стряхнули быстро, Лужи! Мама хмурится: «Марш на печь, артисты! » Выстроились валенки Дружно возле печки, От больших до маленьких – Словно человечки. Воспитатель: Какие молодцы! Столько много всего знаете. За это вам еще одна подсказка «Т» 6 испытание роспись валенок. Рисование « Укрась валенок» Воспитатель: У вас осталос ь последнее испытание. Я вам предлагаю подойти к столу, выбрать «заготовки» валено к( перед детьми выложены шаблоны валенок белые, серые, черные) их нужно украсить чувашским орнаментом. Воспитатель приглашает детей за столы для рисования, где гуашь, кисти, стаканчики с водой, салфетки, на доске висят образцы валенок, украшенных чувашскими орнамента ми. Воспитатель: Какие замечательные валенки у вас получились. Вы, большие молодцы! Вот вам последняя подсказка. «О». Теперь давайте посмотрим, что за слово у нас получилось. Ребята, послушайте, как это слово произносится «СЁМАТО». Вот так звучит на чувашском языке. Заключительная: Ребята, что вам сегодня больше всего понравилось? Что нового узнали? ( ответы детей) . Нам пришла пора прощаться с гостями. Вам всем большое спасибо. До свидания!