НОД "Матрешка пластилинография" 2021 г
Документы для скачивания
Конспект интегрированного занятия подготовительной группе «Русская матрешка» с использование н етрадиционной техники рисования пластилинография. . Цель: Воспитание нравственно- патриотических чувств, посредством знакомства дошкольников с русскими матрёшками. Задачи: 1. Образовательные: - познакомить детей с историей возникновения, видами, особенностями росписи Семёновской, Вятской, Полхов- Майданской матрёшек; 2. Развивающие: Закрепить умение использовать в работе ранее усвоенные приемы лепки( скатывание, оттягивание, прищипывание, сглаживание границ соединения) . 3. Воспитательные: - Продолжать воспитывать умение внимательно слушать педагога и сверстников; - Формировать патриотические чувства, интерес к русскому прикладному искусству – деревянной матрёшке. Словарь и формируемые понятия: использовать в речи определение «Семеновская, Вятская, Полхов- Майдановская Матрешка». Обогащать словарь детей словами: сувенир, роспись, орнамент. Предварительная работа: рассматривание предметов декоративно- прикладного искусства, чтение художественной литературы о народных промыслах России, рисование в книжках- раскрасках «Матрешка». Материалы и оборудование: Матрешки различной росписи, трафареты, матрешек из картона, набор пластилина, горох, семечки, влажная салфетка. Ход занятия: Воспитатель: Здравствуйте, ребята! - Дети: Здравствуйте! - Воспитатель: Я рада видеть вас сегодня на занятии. Чтобы наш день был радостным и удачным, давайте улыбнёмся друг другу и поздороваемся. Рано солнышко встаёт И спешит скорей в обход. Как, ребятушки, живете? Как здоровье, как животик? Одолела вас дремота? Шевельнуться неохота? Всем командую: Подъём! На занятие пойдём? - Дети: Да! - Воспитатель: Сегодня, ребята, я предлагаю вам поговорить о символе добра и благополучия каждой семьи. Но для начала давайте отгадаем загадку: Она на вид одна, большая, Но в ней сестра сидит вторая, А третью- во второй найдёшь. Их друг за дружкой, разбирая, До самой маленькой дойдёшь. Внутри их всех- малютка, крошка. Всё вместе- сувенир …- Дети: Матрёшка. - Воспитатель: Да, сегодня мы поговорим о матрёшке. Посмотрите, какие они яркие и нарядные! Откуда же пришла к нам эта занятная игрушка? Как вы думаете, ребята, откуда появилась на Руси матрёшка? Слайд № 1. - Дети: ответы детей. - Воспитатель: Оказывается, ребята, матрёшке очень много лет. Приблизительно сто лет назад в Россию из Японии привезли маленькую куколку, внутри которой было ещё несколько таких же куколок, но меньшего размера. Слайд № 2. Игрушка очень понравилась детям и взрослым. И через некоторое время, у нас в России стали изготавливать матрёшек. Этих куколок называли Матренами. Слово «Матрена» означало- «мать» и действительно матрёшка, напоминает нам маму многочисленного семейства. Слайд № 3. Сейчас матрёшки делают в различных мастерских. Сначала подбирают подходящий вид древесины. Русские умельцы заготавливали древесину для изготовления сувениров в начале весны. После вытачивается туловище и голова самой большой фигурки, которые обрабатывается изнутри и снаружи. Потом изготавливается самая маленькая, неделимая, фигурка. По ней вытачиваются остальные, по увеличению. Слайд № 4. Затем заготовку шлифуют для того, чтобы она была гладкой, и на неё можно было нанести краску. Слайд № 5. После этого мастер готовит краски, которые нужны для росписи матрёшки. Художник подбирает краски такого цвета, которые ему нужны. Затем расписывает матрёшку. Слайды № 6- 9. Заключительный этап- сувенир покрывается слоем лака. Лак защищает изделия от влаги и пыли, а также придаёт особый блеск готовому сувениру. Слайд № 10. Физкультминутка: Хлопают в ладошки Дружные матрёшки. ( Хлопают в ладоши) На ногах сапожки, ( Руки на пояс, поочерёдно выставляют ногу на пятку вперёд) Топают матрёшки. ( Топают ногами) Влево, вправо наклонись, ( Наклоны телом влево – вправо) Всем знакомым поклонись. ( Наклоны головой влево- вправо) Девчонки озорные, Матрёшки расписные. В сарафанах ваших пёстрых( Руки к плечам, повороты туловища направо – налево) Вы похожи словно сестры. Ладушки, ладушки, Весёлые матрёшки. ( Хлопают в ладоши) - Воспитатель: Ребята, а как вы считаете, матрёшки все одинаковы? - Дети: ответы детей. - Воспитатель: Матрёшки бывают разные. Самыми популярными считаются Полхов- Майдановские и Семёновские матрёшки. Полховский Майдан- известнейший центр по изготовлению и росписи матрёшек, расположенный на юго- западе Нижегородской области. Голова у Полхов- Майданской матрёшки чуть приплюснута, у плеч крутой изгиб. Такая форма придаёт матрёшке задорный, удалой вид. У матрёшек нет платка с завязанными концами, нет сарафана и фартука. Вместо этого — условный овал на двухцветном поле — верх красный или жёлтый, низ зелёный или фиолетовый. Платок на ней яркий и юбка тоже. Глаза чуть сощурены и хитро так посматривают. Самое яркое пятно- это фартук. Расцвёл на нём чудо- букет. Узоры имеют названия: «шиповник», «большая роза» и другие. Слайд № 11. - Воспитатель: Дети, скажите, пожалуйста, Какие узоры есть на этой матрёшке? - Дети: шиповник, яблоко. - Воспитатель: Верно. Семёновскую матрёшку украшает большой букет цветов, занимая почти весь фартук. Для семёновской матрёшки характерны яркие цвета, в основном жёлтый и красный. Платок обычно раскрашен в горошек. Край платка этой матрёшки тоже украшен цепочкой небольших бутонов. Платок чаще жёлтым цветом. Слайд № 12. Вятская матрёшка- наиболее северная из всех российских матрёшек. Этот вид матрёшечного мастерства можно смело назвать самым сложным по части производства, ведь кроме самой росписи используется украшение ржаной соломкой. Она изображает девушку- северянку с мягкой застенчивой улыбкой. Её милое приветливое личико завораживает и притягивает. Слайд № 13. Кроме того матрешки бывают авторскими, не похожими на какую- то роспись. Слайд № 14. - Воспитатель: Ребята, к нам пришла матрёшка, а мастер успел нарисовать только контуры и лицо. Что мы можем сделать для неё? - Дети: Мы можем её украсить. Воспитатель: А сейчас мы будем раскрашивать пластилином. Как эта техника называе тся? Дети: Пластилинография Воспитатель: И украшать семечками и крупой( рисовая крупа) . . Приступаем к работе- Воспитатель: Верно. Я предлагаю вам, используя шаблон на бумаг е, пластилин и рисовую крупу, сделать свою Полхов- Майдановскую матрёшку. - Воспитатель: Для начала давайте вспомним технику безопасности. - Дети: Напоминают правила техники безопасности. - Воспитатель: Чтобы наши руки не устали во время работы, предлагаю сделать пальчиковую гимнастику. Мы веселые матрешки, ( Сжимать и разжимать пальчики в кулачок) Разноцветные одежки: Раз- Матрена, два- Милаша, ( Разгибать пальчики поочередно) Мила- три, четыре- Маша, Маргарита- это пять. Нас не трудно сосчитать! - Воспитатель: А теперь будем украшать нашу м атрёшку. Берём шаблон матрешки и украшаем пластилином- Воспитатель: Все ли закончили работу? Если все закончили, давайте расскажите нам, как вы оформляли свою матрёшку? - Дети: Рассказывают, как они оформляли матрёшку. - Воспитатель: Очень яркие, весёлые матрёшки получились у нас! Итак, ребята, а теперь расскажите, о том, что самое интересное для себя вы сегодня узнали о матрёшке. - Дети: Ответы.