a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Консультация для родителей "Ребенок - зеркало семьи"

Автор: Самохина Ольга Владимировна Опубликовано: 2021-03-09 10:24:33

Документы для скачивания

- 575311- 25336500 Консультация на тему: «Ребенок- зеркало семьи» Подготовила: воспитатель старшей группы Самохина О. В. МБДОУ д/ c «Ивушка» г. Цимлянска 2020 г. Ребенок – зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца. В. А. Сухомлинский «Болеет ребенок —лечите мать». . . Эта фраза затерта до дыр, но даже апеллирующие подобными понятиями специалисты, не всегда в должной степени способны понять ее прямой и скрытый смыслы. И под «болезнью» можно и нужно понимать не только дисфункции тела, но и психики —поведенческие и эмоциональные реакции, речевые и мыслительные функции, морально- нравственные качества и т. д. Ребенок — зеркальное отражение родителей, и его состояние —точная копия семейной атмосферы, окружения, в котором он растет и развивается. Однако много ли родителей способны в проблемах своих детей увидеть собственные, скрытые в потемках сознания и запертые в целях психологической защиты на десять замков? Многие ли из взрослых, создавая «ячейку общества»( а под семьей подразумевают именно присутствие потомства) , действительно достигли психологической зрелости —способности нести ответственность за свою жизнь и за эффективное функционирование системы под названием «семья»? Многие ли вообще способны адекватно, с точки зрения культурно- временного фактора, воспринимать окружающую действительность? Многие ли родители умеют, а главное хотят, грамотно помочь малышу сначала адаптироваться к новому для него миру, а позже гармонично влиться в социум и реализовать себя? Многие ли задумываются и осознают, зачем вообще им ребенок и как стать хорошим родителем? А потом чуть ли не с рождения сдают дитя на «аутсорсинг» няне, воспитателям в детском саду или бабушке, стремясь «отдохнуть» от родительства. . . Вообще поражает фраза «отдохнуть от семьи», потому как, семья- то как раз и создается, чтобы отдыхать В ней, а не ОТ нее, как будто отрабатывая повинность тяжким трудом. А ребенок —это чистое и светлое с рожденья созданье, как губка впитывает атмосферу и отношение( к нему в частности, и к семье в общем) родителей, подражая и копирую увиденное, услышанное и, главное, прочувствованное. Однако, детская логика на каждом из этапов развития, весьма и весьма своеобразна с точки зрения взрослой сформированной личности, а выводы и логические конструкции, построенные в голове малыша, могут кардинально отличаться от родительских. И, рано или поздно, стрессирующие факторы, которые, по идее, задуманы природой как двигатель развития( эволюции) , нарастают снежным комом, на переработку которого детская психика еще, увы, просто не готова и не способна. Не переработанная информация застревает и формирует проблемы психологического, а позже и соматического, характера. И невозможно предсказать, какой способ проявления выберет детская логика, будет ли это энурез или заикание, сколиоз или неврология, онкология или банальное «трудное» поведение, но. . . Маховик уже раскручен, и остановить его гораздо сложнее, чем запустить. Так, быть может, гораздо проще заранее принять профилактические меры, чем потом расхлебывать собственно заваренную кашу? Но так сложно быть честным и открытым наедине с единственным человеком во всем огромном мире —с самим собой. . . И, действительно, непросто ответить для начала на кажущиеся такими простыми вопросы: 1. Зачем мне ребенок? 2. Каким я хочу видеть своего ребенка? 3. Какую необходимо создать обстановку, чтобы он вырос именно таким? 4. Как я создам такую обстановку? 5. Что мне необходимо знать и уметь для этого? 6. Где и как мне приобрести необходимые знания и навыки? Т о есть, разобраться в собственных стремлениях и путях их достижения. Лучше, когда каждый из родителей ответит на вышеперечисленные вопросы, сравнив их с ответами другого и, обоюдно придя к какому- то общему знаменателю, выявив стратегию и основные тактические ходы. И главное, что в этих процессах обязательно должен присутствовать принцип удовольствия, радости. Понятное дело, это всего лишь верхушка айсберга, основная его часть скрыта под водой. . . И понятное дело, что самостоятельно разобраться в этой сфере непросто. Но первый шаг — он всегда самый тяжелый. И не стоит утверждать, что дальше — легче, однако, в данном случае, цель оправдывает средства. Пора остановить этот конвейер по созданию психологических калек. Дети — наше будущее. И это не эфемерная фраза, ведь завтра каждому из нас жить в мире, создаваемом нашими детьми. Каким он будет, зависит от его создателей- вчерашних детей! Ва ш ребенок – зеркало ВАШЕЙ семьи Большинство родителей не желают признавать, и тем более работать над собой и своими недостатками и требуют от психолога провести работу по исправлению поведения ребенка. Проблемные дети или проблемные родители? Практика любого психолога богата обращениями родителей, суть которых сводится к просьбе о помощи: «Помогите, у меня проблемный ребенок! », «Мой сын с тал неуправляемым, что делать? » А существуют ли проблемные дети? На этот вопро с есть только один ответ- нет! Есть лишь проблемные родители. А ребенок – лишь зеркало семьи, в котором, если присмотреться, отражается все: личностные проблемы родителей, супружеские, детско- родительские взаимоотноше ния, противоречия и конфликты. Учитывая это, надо ли говорить, что чаще всего зеркало — кривое? Вот эта кривизна и проявляется в форме неуправляемого и негативного поведения ребенка. Иногда эти проявления можно смягчить или устранить вовсе. Этому способствуют и положительные изменения в семейных отношениях, и работа с внутриличностными проблемами самих родителей. И то, и другое благотворно сказывается на формировании личности ребенка. Но, еще раз подчеркну, это, к сожалению, случается крайне редко. Почему? Да потому, что большинство родителей не желают признавать, и тем более работать над собой и своими недостатками. Очень часто они требуют от психолога провести работу по исправлению поведения ребенка. И чем больше работаешь с подрастающим поколением, тем больше убеждаешься, что среди них «трудных» нет, просто многие нуждают ся в здоровой окружающей среде. Ваш ребенок – зеркало ВАШЕЙ семьи Зато среди родителей «трудных случаев» больше, чем достаточно. Вот лишь некоторые примеры из всего многообразия: «Щедрые» родители «Мой ребенок ни в чём не должен испытывать недостатка! »- таков девиз и жизненный принцип этих людей. К слову, среди них не всегда попадаются действительно состоятельные люди. Чаще, наоборот, это обычные граждане со средним или даже низким достатком. Однако, именно они считают, что если их ребенок что- то захотел, то он должен это получить, вне зависимости от того, необходимо ли ему это на самом деле или нет. Такие родители всегда подменяют понятие любить понятием купить. Вместо того, чтобы уделять ребенку внимание, дарить ему свое общение, награждать его своей любовью, давать ему тепло и ласку, они покупают игрушку подороже( зачастую подсознательно, а то и осознанно, мотивируя это так: «чтобы подольше не подходил и не мешал отдыхать или работать») , нанимают няню или гувернантку- «попрофессиональней», ( обязательно, чтобы с высшим педагогическим образованием: «чтобы ребенок развивался интеллек туально, был хорошо воспитан») . Можно еще купить репетитора, тренера, психолога и врача. И начать спокойно думать: «Теперь у ребенка все есть, и я могу, наконец то, заняться зарабатыванием денег – ведь ребенок растет, и потребности его тоже будут расти! Поэтому необходимо еще приобрести машину, квартиру, престижный институт и еще тысячу очень нужных для формирования личности ребенка вещей». И, конечно, если кто- то попытается такового родителя немного образумить, то в ответ обязательно услышит – «нельзя быть счастливым, и малоимущим». Хотя французский фильм «Игрушка» говорит, что можно… «Тревожные» родители У этих родителей любая мысль о ребенке пронизана тревогой. «Он может простудиться; у него могут быть глисты, он может ушибиться, он может испугаться и т. д. ». И, что неудивительно, ребенок, словно смирившись с неизбежностью, простужается( незакаленный ребенок- плохой иммунитет) , у него обнаруживают глисты( а у кого их нет в детском возрасте? ) , и просто постоянно пугается – темноты, докторов, животных, и т. д. ( и кто это научил его боятся, а? . . . ) Но самым страшным( по последствиям) является страх, что ребенок что- то не сможет( завязать шнурки, самостоятельно проехать на двухколесном велосипеде, воспользоваться телефоном) . А раз сам не справится, то ему необходимо помочь! И помогают, помогают, помогают… Родителям данного типа не мешало бы почитать книгу Анатолия Некрасова «Материнская любовь» и задуматься над вопросом: «От куда же пошло выражение «маменькин сынок» или «папенькина дочь? » «Уставшие» родители Эти родители устали еще до того, как ребенок у них появился. Вооружившись когда- то иллюзиями относительно семейной жизни и воспитания ребенка и столкнувшись, по их мнению, с «суровыми и трудными буднями», они разом теряют интерес и к супружеской жизни, и к воспитанию своего дитяти. Ключевыми фразами таких родителей становятся – «не бегай! », «не лезь! », «не делай то», «не делай это! », «как ты мне надоел! », «я тебя сейчас накажу! ». И, самая коронная фраза: «я от тебя устала( устал) ! ». Помните, самым страшным для ребенка, да и для взрослого человека, оказывается невнимание другого человека, а особенно человека близкого, родного. И для того, чтобы получить это внимание, ребенок готов на все. Для него жизненно необходимо, чтобы родители обращали на него внимание! И все равно, каким оно будет, негативным, в виде очередной порции ругани или еще какого- либо наказания, или позитивным. Просто пока ребенок не знает, как еще обратить в нимание мамы или папы на себя. Ва ш ребенок – зеркало ВАШЕЙ семьи «Родители – перфекционисты» «Ты должен быть лучше всех! »- вот их девиз. Такие родители, как правило, имеет минимум два высших образования, и вечно мечтая защитить кандидатскую, работают, в лучшем случае, ассистентом какой- нибудь кафедры. При этом, ребенка они стремятся отдать в «самый- самый- престижный» детский сад: с углубленным изучением иностранного языка и геометрии Лобачевского. Что касается выбора школы, то, конечно, ради учебы именно в ней они будут преодолевать любые преграды: возить его через весь город, нанимать репетиторов, чтобы «соответствовать уровню». Еще бы, ведь, по их мнению, учиться необходимо только на «отлично». Да, и школьная программа должна быть самой неопробированной, и, конечно же, самой эффективной в плане создания вундеркинда. К тому же, к их недовольству, некоторые «несознательные» учителя никак не хотят проникнуться пониманием особенности их ребенка. Более того, они, как будто специально, стараются занять ученика вовсе не теми предметами, которые «важны и нужны», а совершенно ненужными и примитивными, мешающими, отнимающими время, снижающими общий показатель успеваемости: труды, технология, физкул ьтура, музыка, ОБЖ и т. д. «Родители – неудачники» Как это ни парадоксально, эти родители, на первый взгляд, многого добились. Однако, если присмотреться повнимательней, то в их поведении можно увидеть клеймо како го- то нереализованного желания. Профессиональный спорт, большая сцена, подиум, персональные выставки художественных работ- все это не дает покоя амбициозным папам и мамам. Когда- то их собственная лень, немотивированность, отсутствие должной поддержки, совместно с прочими «объективными» причинами не дали этим желаниям реализоваться. Зато уж своим детям они точно «п одарят или привьют» свою мечту. И не беда, что эта мечта сформировалась в период их уже взрослой жизни и стала больше походить на бесплодную фантазию. В итоге, перед их детьми открываются «великолепные» перспективы: не просто учиться, а работать над какой- либо наукой, видом спорта и т. д. по десять часов в сутки, забыв о никчемных игрушках, об общении со сверстниками и признав совершенно неинтересными обычные детские увлечения, хобби и з абавы. Зато, если им удастся чудом избежать истощения нервной системы, невроза или психосоматоза, у них все- таки есть надежда реализовать наконец- таки свою мечту. Точнее, мечту своих родителей, но э то уже не важно… ведь правда? ! «Родители- спекулянты и ли манипуляторы» Ребенок для такого родителя всего лишь способ воздействия на окружающих: супруга, родителей, других родственников. «Это надо не для меня, это надо для ребенка! »- так обращается один родитель к другому. И чем более беспомощен, или соматически ослаблен ребенок, тем больше возможностей у его папы или мамы воздействовать на других членов семьи. Иногда такие родители, тем самым пытаются сохранять деструктивную семью, сплачивая вс ех вокруг проблемы с ребенком. Естественно, с рождения пребывая в окружении «родных», имеющих вышеперечисленные проблемы, вырастая в обстановке, совершенно не способствующей психологическому комфорту, наши дети пытаются защититься от подобной реальности. И вот тогда и проявляются в них либо неосознанные защитные механизмы, либо коппинг- стратегии – осознанные способы защиты от окружающей действительности, попытки рационализировать свое поведение, стремление избежать мыслей о собственных поступках, и жажда убежать от одиночества или тревог и. И что же делаем мы, любящие и искренние родители? А мы, сталкиваясь лицом к лицу с подобного рода поведенческими реакциями( среди которых разного рода зависимости, нежелание учиться, стремление к социальному и антисоциальному поведению и т. д, я уже не говорю о проблемах со здоровьем) , громко говорим себе и окружающим «Боже, это такой проблемный ребенок»! Но никогда при этом даже не допускаем и тени сомнения «А может, просто это мы- проблемные родители? ». . .

Оставить комментарий: