a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Консультация для воспитателей «Финансовая грамотность детей дошкольного возраста посредством экономического воспитания»

Автор: Опубликовано: 2021-03-12 19:24:13

Консультация для воспитателей

«Финансовая грамотность детей дошкольного возраста посредством экономического воспитания»

 

 

 

Когда следует начинать знакомство с экономикой? С какого возраста человек должен узнать о мире экономических отношений? Можно ли говорить об экономическом воспитании самых маленьких детей

В изменяющихся условиях современной общественной жизни непрерывное экономическое образование и воспитание необходимо начинать именно с дошкольного возраста, - когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Конечно, ребенок – дошкольник не освоит ту область самостоятельно, но, вместе с педагогом и родителями путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, он приобретает доступные ему знания и поймет, какое место экономика занимает в окружающей его действительности, где и когда каждый человек соприкасается с ней.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставят задачу формирования общей культуры личности детей.
Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах: бережливость, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности. Без сформированных первичных экономических представлений невозможно формирование финансовой грамотности.
Финансовая грамотность дошкольников – это заложение нравственных основ финансовой культуры, воспитания бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги.
Сегодняшнее поколение живет в иных экономических условиях. Детей повсюду окружает реклама, а в их лексикон включается все больше слов финансовой среды. Дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, ходят с родителями в магазины, участвуют в купле – продаже и других финансово – экономических отношениях, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском уровне. Специалисты считают, что неверно и опасно полагаться только на стихийное усвоение знаний об окружающей жизни и, в частности, о финансово – экономических отношениях, потому, что деньги, богатство, бедность, реклама, кредит, долги и другие финансовые категории несут в себе воспитательный потенциал, наполненный таким этическим содержанием, как честность, доброта и трудолюбие. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.

В возрасте до 7 лет основы финансовой грамотности могут приниматься через базовые нравственные представления: о добре, зле, красивом, некрасивом, о хорошем и плохом. Основная задача – дать понятие о бережливом отношении к вещам, природным ресурсам, а затем и деньгам. Центральная идея – бережливость, «я – бережливый ребенок».

Нравственные представления дошкольников в основном формируются на основе наглядных примеров. Дети не знают, почему тот или иной поступок хорош или плох, но знают, как именно они должны поступить («поделиться», «подарить», «положить в копилку» и т. п.). Дошкольнику можно сколько угодно говорить о нормах и правилах, но, если слова не будут связаны с определенной последовательностью действий, - они окажутся бесполезными.

Отсюда правило: представления о нормах финансового поведения формируются на основе определенной последовательности поступков, умело демонстрируемых взрослыми. Все это делает актуальной проблему формирования элементарных экономических представлений и формирования финансовой грамотности начиная с раннего возраста.
Наблюдения за детьми старшего дошкольного возраста, социальный запрос родителей, результаты исследовательской деятельности и требования школы и современности подтвердили точку зрения о необходимости ранней социализации дошкольников средствами экономического воспитания, так как социально – экономическая жизнь интересует детей не меньше, чем взрослых. Непрерывное экономическое образование и воспитание необходимо начинать именно с дошкольного возраста – когда приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях.
Грамотность в сфере финансов, так же, как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному». Формирование полезных привычек в сфере финансов начиная с раннего возраста поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.
С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет.
Работу по знакомству ребенка с миром экономики и финансов логически надо выстраивать от осознания собственного опыта – к пониманию экономических, в том числе финансовых категорий; от простейших экономических категорий: «труд», «профессия», «потребность», «деньги» - к более сложным финансово – экономическим явлениям: «товарно – денежные отношения», «купля – продажа», «бюджет» и др.
Перечень базовых финансово-экономических понятий:
- труд, работа, профессия, продукт труда, товар, услуга;
- деньги, монета, купюра, доход, заработок, заработная плата;
- личный бюджет, карманные деньги, семейный бюджет, домашнее хозяйство;
- сбережения, копилка, кошелек, сейф;
- покупка, цена, продажа, обмен, расходы, покупатель, продавец, выгодно, невыгодно, дорого, дёшево;
- долг, должник, заем;
- план, экономия;
- потребность, капризы, желание, возможность;
- торговые предприятия: магазины, киоски, ларьки, базары, рынки, ярмарки;
- подарок, реклама;
- богатство, бедность, жадность, щедрость.

Формирование финансовой культуры у дошкольников направлено на:
• любовь к труду
• уважение к результатам труда взрослых
• умение считаться с потребностями семьи
• тратить деньги, прежде всего на то, что необходимо
• проявлять терпение при достижении желаемого
• ответственно относится к чужим вещам

Что лежит в основе финансовой культуры
Деньги не растут на деревьях. Деньги – продукт труда. Я уважаю деньги не потому, что на них можно все купить, а потому что они являются эквивалентом человеческого труда. Деньги- это форма благодарности за ту пользу, которую ты принес обществу. Любой труд почетен.
Деньги -ресурс ограниченный. Они призваны удовлетворять, по крайней мере, в первую очередь, потребности (т. е. то, что необходимо для качественного физиологического выживания и первоочередные платежи, а не желания или хотелки.
Деньги не главная цель в жизни, а один из видов товаров, позволяющих облегчать обмен между продуктами труда людей.
Формы и методы, которые необходимо воспитателю использовать в своей работе: чтение, беседы, игры, загадки, пословицы, решение ситуационных задач, творческо-трудовая деятельность, раскраски, интерактивные мини спектакли, возможности в анимации представляемого материала, видео- и звуковых материалов и пр.

Предметно – пространственная экономическая среда является необходимым условием для успешного осуществления педагогического процесса.

При построении ППЭС необходимо соблюдать следующие положения:
- статичность и подвижность предметного окружения;
- гибкость;
- комфортность;
- открытость – закрытость ППС.

Предметно – пространственная экономическая среда предусматривает наличие зоны, которая бы обеспечивала самостоятельную деятельность ребенка и способствовала переносу экономических знаний в игровую и трудовую деятельность.
Семья – это реальная экономическая среда, в которой живет ребенок. Семья формирует отношение ребенка к здоровью, учебе, близким, работе, деньгам. Только объединение детского сада и семьи дает полноценный опыт и практику «экономического поведения».

Оставить комментарий: