Тематический досуг "Музыка осени" (совместная деятельность воспитателя, логопеда, музыкального руководителя)
Документы для скачивания
Тематический досуг «Музыка о сени» Авторы: музыкальный руководитель Донченко Т. И. логопед Яковлева И. С. воспитатель Шаталова Н. Н. Цель: ф ормирование музыкальных и творческих способностей детей в различных видах музыкальной деятельности ( слушание музыки, пении, музыкально ритмических движениях) ; о владение способами взаимодействия с окружающими людьми и детьми посредством восприятия музыки; з акреп ление знани й детей о поздней осени и её признаках. Задачи: - п ознакомить детей с творчеством италь янского композитора А. Вивальди и ру сског о композитора П. И. Чайковского; - ф ормировать умение воспринимать музыкальное произведение, определять его характер; - развивать вокальн о- хоровые навыки, чувство ритма; - воспитывать любовь к красоте осенней природы через музыку, живопись; - в оспитывать интерес к искусству, желание узнавать новое. Коррекционно- развивающие задачи: - развитие мелкой моторики и координ ированного движения пальцев рук; - развитие общей моторики; - развитие слухового и зрительного внимания; - развивать координацию речи и движений, голоса и дыхания; - развивать четкость речи; - развивать умение выражать эмоции и воспринимать эмоциональный характер музыки. Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие. Материалы: мультимедийная презентация, запись А. Вивальди «Осень», П. И. Чайковский «Осенняя песня», Г. Вихарева «Осенний вальс», фонограмма щебетания птиц. Содержание. Дети заходят в музыкальный зал танцевальным шагом под музыкальное сопровождение. Музыкальный руководитель: ч то за гости в зал спешат? Столько маленьких ребят! Становитесь вот сюда. Все на месте? Дети: Да. Да. Да! ( и образуют полукруг) Исполняют музыкальное приветствие: Добрый день! Добрый день! Говорим мы, каждый день. Этими словами здороваемся с вами. Музыкальный руководитель: я очень рада вас всех видеть в хорошем настроении. И сегодня предлагаю нам всем отправиться в путешествие. Но сначала отгадайте мою загадку: “Дождик с самого утра, Птицам в дальний путь пора, Громко ветер завывает, Это всё когда бывает? ” ( Осенью) Музыкальный руководитель: а как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь, с чем будет связано наше путешествие? Слайд 1( Иллюстрация с изображением осеннего леса) Воспитатель: Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса — Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы. Как красиво в своём стихотворении поэт А. С. Пушкин говорит об осени. Ребята, вы согласны с его мнением? А хотите побывать в осеннем лесу? ( ответ детей) . Л огопед: н о сначала проверим, готовы ли мы к прогулке. Упражнение «Кулачки» Ай туки- туки- туки, В стают, выпрямляются, стучат кулачок о кулачок. Застучали молотки. Меняют руки стучат кулачок о кулачок. Застучали молотки, Похлопывают правой ладошкой по левому локтю Заиграли в локотки. И наоборот. Ток- тук, ток- тук стучат кулачком правой руки около запястья, Молоток – лучший друг. Потом около плеча и наоборот. Логопед: ну, пожалуй, все готовы. Воспитатель: н у что ж, тогда в путь! Ребята, а какие виды транспо рта в нашем городе вы знаете? ( ответы детей) Предлагаю вам поехать в путешествие на авто бусе! Встаём врассыпную по залу. ( Музыкальная физминутка «Автобус» Е. Картушиной) Располагаемся на стульчики. ( Дети садятся на стульчики. ) Звучит запись музыкального произведения « Осень » А. Вивальди Музыкальный руководитель. Слушая эту музыку, можно очень ярко представить все, что происходит с природой осенью. - Какую вы услышали осень? Какая по характеру была музыка? ( ответы детей) - Вот какую осень нарисовал великий итальянский композитор А. Вивальди. Слайд 2 ( с портретом композитора) . Воспитатель: д ети, на экране вы видите картину «Золотая осень » её написал русский художник И. И Левитан. Слайд 3( И. И. Левитан «Золотая осень ») Музыкальный руководитель. - Расскажите, что вы чувствуете, глядя на эту репродукцию? - Какая же здесь нарисована осень? - Какие цвета использовал художник? Фонограмма щебетания птиц. Логопед: Что вы слышите? ( птицы поют, деревья шумят…) . Давайте повторим чистоговорки. Па- па- па- в лес зелёная тропа Пе- пе- п е- мы шагаем по тропе( шагаем) На- на- н а- в лесу выросла сосна( руки поднимаются вверх) Ка- ка- к а- высока и широка( руки вверх и в стороны) Та- та- т а- вот какая красота( руки на грудь. И раскрываем) . Музыкальный руководитель. Как легко дышится осенью, воздух чистый и свежий. Подышим свежим воздухом. Упражнение на дыхание ( выполняется стоя) На счет – 1, 2 – вдох через нос 3, 4 – выдох через рот. Пока мы с вами дышали свежим воздухом, не заметили, как заблудились в лесу. М узыкальный руководитель: п о полянке разбежались и в лесу все потерялись, как детей найти собрать? Л огопед: б удем голосом искать. Распевка «Ау» ( автоматизация «А», «У») Ли- за, Ау. Лиза отвечает – Ау- ау. – Сла- ва, Ау! Слава – Ау, Ау. и т. д. Слайд 4( иллюстрация с изображением осенней природы) Воспитатель: п осмотрите на экран. Какая яркая, разноцветная осень. Осенние листья радуются, как будто собираются на бал. Ребята, подумайте и скажите. Какую песню вы бы спели об осени ласковой, веселой, сказочной. Песня « Осень, милая, шурши…»( м. М. Еремеева, сл. С. Еремеева) Слайд 5( Картина И. И. Левитана « Осень. Дорога в деревне») Воспитатель: - Какая ещё осень бывает? ( ответы детей) . - Уходит золотая осень, уносит с собой свои волшебные краски, на смену ей спешит её сестра- поздняя осень. - Посмотрите на картину И. И. Левитана « Осень. Дорога в деревне», скажите: - если бы вы были композиторами, какую бы по характеру музыку сочинили для данной картины? ( ответы детей) . - Давайте послушаем музыку русского композитора П. И. Чайковского « Осенняя песня » и постараемся понять, какое настроение было у композитора, когда он писал её. Звучит музыка. П. И. Чайковский. « Осенняя песнь » / слушание/ Музыкальный руководитель. Вы прослушали музыкальное произведение, а теперь ответьте какая музыка по характеру? - Какой изобразил осень композитор? - Какое впечатление на вас произвела музыка? ( грустное, печальное) . - Почему? ( потому что, эта музыка очень грустная, плавная, нежная) . - Какие картины вы представляли перед собой, слушая эту музыку? ( картина поздней, хмурой осени. Ветер дует, пасмурно, скоро наступят холода. От этой музыки настроение становится грустным) . Музыкальный руководитель. Да, дети. Вы молодцы, правильно услышали и почувствовали это музыкальное произведение. В этой музыке можно услышать и порывы ветра, и как красиво падают листочки. Мелодия звучит неторопливо, печально и уныло. - Какая осень вам понравилась больше- в пьесе « Осенняя песня » П. И. Чайковского или « Осень » А. Вивальди и почему? - Ребята, вы увидели, как может художник рассказать нам о том, что ему понравилось с помощью кисти и красок, а композитор может с помощью музыки передать нам свои впечатления о красоте природы. Воспитатель: д а, оказывается, что в нашей с вами жизни есть две осени. Вы никогда не услышите, что есть две зимы, две весны, два лета. А вот две осени бывают всегда. Одна- радостная, пышно убранная, богатая урожаем и другая – в лоскутьях опадающей листвы, грустная, с тихим плачем мелкого дождя. Поздняя осень – это надежда человека на то, что красота и тепло лета обязательно возвратятся, что природа вечно жива, что она замерла ненадолго. Без поздней осени не наступит зима, ( а для чего нужна зима? чтоб природа отдохнула) . Дети скажите, какая осень у нас сейчас? ( поздняя) Но вы не грустите, вы уже знаете, что всё возвращается. Да, зимой природа замирает, но весной возвратятся вновь и яблони в цвету, и птицы из тёплых краёв, и появятся красивые яркие цветы. Всему своё время. Нам же с вами нужно научиться просто, ждать. Логопед: Ребята, вам хочется услышать звуки осенней природы? ( ответы детей) Я предлагаю вам побывать ещё раз в гостях у осенней природы. И послушать звуки осени. ( Дети берут в руки листья из- под стульчиков и становятся в шахматном порядке) . Зрительная гимнастика « Шу- шу- шу » 1. Ах, как листики летят, всеми красками горят ( водят руками вверху, следят глазами) Лист кленовый, лист резной, разноцветный расписной. Шу- шу- шу- 2раза Как я листиком шуршу. ( Шуршат листиками в руках) . 2. Но подул вдруг ветерок, закружился наш листок ( кружатся) Полетел над головой красный, жёлтый, золотой ( водят руками вверху, следят глазами) Шу- шу- шу- 2раза Как я листиком шуршу ( Шуршат листиками в руках) . Музыкальный руководитель: Лес красив в любое время года, но особенно осенью. Давайте вспомним песню «Лист календаря» Песня Лист календаря. Логопед: А вы знаете, какие деревья растут в лесу? Дав айте поиграем с листиками. Пальчиковая и гра Осенние листья. 1, 2, 3, 4, 5, Сжимают и разжимают кулачки Будем листья собирать. Сжимают и разжимают кулачки. Далее загибают пальцы, начиная с большого. Листья берёзы, листья рябины, Листики тополя, листья осины, Листики дуба мы соберём, Маме осенний букет отнесём. Сжимают и разжимают кулачки, на последнее слово ладошки вверх. Музы кальный руководитель: Улетели листики и наша осень заплакала. Отчего плачет осень? ( ответы детей) М узыкальный руководитель: Но не только в стихах, картинах и песнях можно отобразить это великолепное время года, но танец и движения прекрасно передают красоту осени. Ребята, давайте представим, что мы осенние листочки, которые плавно кружат по ветру. Импровизация с осенними листочками. Музыка Г. Вихаревой « Осенний вальс » Воспитатель: в месте со звуками осеннего леса ушли красота и тепло. Осень волшебной кистью взмахнула и перенесла нас в наш любимый город. Музыкальный руководитель: Ну что ж, ребята, вот и пришла пора прощаться с волшебным осенним лесом. - Узнали ли вы что- то новое сегодня? - Что больше всего вам понравилось? - А что для вас было наиболее трудным? На память о нашей сегодняшней встрече я дарю вам эти маленькие осенние листочки. Всего вам доброго! До свидания! Дети уходят танцевальным шагом из зала