a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Картотека дидактических игр на ориентировку в пространстве

Автор: Волох Виктория Викторовна Опубликовано: 2021-03-16 14:17:58

Документы для скачивания

Картотека дидактических игр для развития ориентировки в пространстве. Игра  – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно. С ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша, т. е. те качества, которые необходимы для дальнейшей жизни. Играя, ребенок может приобретать новы знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом. Дидактические игры математического характера позволяют не только развивать, но и расширять знания детей о пространстве. Вот почему на занятиях и в повседневной жизни, воспитатели должны широко использовать дидактические игры и игровые упражнения. ЦЕЛЬ:  научить детей ориентироваться в пространстве. ЗАДАЧИ: - Учить отличать и называть правую и левую руку, раскладывать предметы( игрушки) правой рукой слева направо – на всех занятиях вне занятий; - Учить отличать пространственные направления от себя: впереди( вперед) – сзади( назад) , слева( налево) – справа( направо) ; - Учить детей ориентироваться “на себе”, иными словами ребенок должен овладеть умением самостоятельно выделять “на себе” стороны справа, слева, вверху и т. д.  «Динамические картинки» Цель:  Формировать пространственное восприятие при ориентировке с учётом точки отсчёта от предметов. Оборудование:   Магнитная доска, изображение ёлки, берёзки, гриба, кустика, зайца, белки, вороны, ежа, домика. Ход игры:   На магнитной доске выставляется ёлка. Каждый ребёнок получает свою картинку: берёзку, грибок, кустик, зайца, белку, ворону, ежа, домик. Ввод детей в игровую ситуацию: - Сейчас каждый из вас превратится в художника, и все вместе мы создадим картину. Надо только точно выполнить команды. Дети располагают свои картинки по заданию: Например: - Берёзка справа от ёлки. - Ворона над ёлкой. - Заяц слева от ёлки. - Лиса идёт к ёлке. - Куст под ёлкой. - Ёжик идёт от ёлки. - Грибок под ёлкой. - Домик за ёлкой. - Белка на ёлке. В ходе игры воспитатель дает дополнительные указания, пояснения. Вверху – внизу. Кто выше? Цель. Развитие пространственных представлений. Материал игры:  декоративная таблица, на которой изображено голубое небо, зеленый луг и река. В разных местах таблицы пришиты крючки. На столе раскрываются вырезанные из картона или выпиленные из фанеры фигурки звездочек, самолетиков, птичек, стрекоз, лягушек, рыбок, зверюшек и т. д. Содержание игры.  Ребенок выходит к столу и вытягивает фигурку. Называет взятый предмет и прикрепляет его на декоративную таблицу так, чтобы было отражено реальное положение его в пространстве. Например, если ребенок взял самолет, то он прикрепляет его вверху, а если он взял рыбку, то внизу. При этом он говорит: «Самолет летает вверху. Рыба плавает внизу». В данной игре закрепляются понятия вверху – внизу, выше – ниже. Дети учатся соотносить предметы с той реальной обстановкой, в которой они могут находиться. Игра способствует развитию наблюдательности, внимания, воображения. Разговор по телефону. Цель. Развитие пространственных представлений. Игровой материал.  Палочка( указка) . Правила игры. Вооружившись палочкой и проводя ею по проводам, нужно узнать, кому звонит по телефону: кому звонит кот Леопольд, крокодил Гена, колобок, волк. Игру можно начать с рассказа: «В одном городе на одной площадке стояли два больших дома. В одном доме жили кот Леопольд, крокодил Гена, колобок и волк. В другом доме жили лиса, заяц, Чебурашка и мышка- норушка. Однажды вечером кот Леопольд, крокодил Гена, колобок и волк решили позвонить своим соседям. Угадайте, кто кому звонил». «Как растут овощи» Цель:   Учить правильно использовать пространственные понятия вверх, вниз, над. Закрепить знание овощей. Оборудование:   Картинки с изображением овощей. Ход игры:   Детям показываются картинки с изображением овощей, дети называют овощи и соответственно показывают движения. Если овощ растет на земле – руки в стороны, если над землей – руки вверх, если в земле – вниз. Где чей домик? Цель.  Сравнить числа, упражнять детей в умении определять направление движения( направо, налево, прямо) . Игровой материал. Набор карточек с числами. Правила игры.  Взрослый является ведущим. По указанию ребенка он разводит цифры по домикам. На каждой развилке ребенок должен указать, на какую дорожку – правую или левую – нужно свернуть. Если цифра сворачивает на запрещенную дорожку либо проходит не по той дорожке, где условие выполняется, то ребенок теряет очко. Ведущий может отметить, что в этом случае цифра заблудилась. Если же развилка пройдена правильно, то игрок получает очко. Ребенок выигрывает, когда наберет не менее десяти очков. Игроки могут меняться ролями, условия на развилках можно также изменять. Поросята и серый волк. Цель.  Развитие пространственных представлений. Повторение счета и сложения. Правила игры. Игру можно начать с рассказывания сказки: «В некотором царстве – неизвестном государстве – жили- были три брата – поросенка: Ниф- Ниф, Нуф- Нуф и Наф- Наф. Ниф- Ниф был очень ленив, любил много спать и играть и построил себе домик из соломы. Нуф- Нуф тоже любил спать, но он был не такой лентяй, как Ниф- Ниф, и построил себе домик из дерева. Наф- Наф был очень трудолюбивый и построил себе домик из кирпича. Каждый из поросят жил в лесу в своем домике. Но вот наступила осень, и пришел в этот лес злой и голодный серый волк. Он прослышал, что в лесу живут поросята, и решил их съесть. ( Возьми палочку и покажи, по какой дорожке пошел серый волк. ) » Если дорожка привела к домику Ниф- Нифа, то можно так продолжить сказку: «Итак, серый волк пришел к домику Ниф- Нифа, который испугался и побежал к своему брату Нуф- Нуфу. Волк разломал домик Ниф- Нифа, увидел, что там никого нет, но лежат три палки, рассердился, взял эти палки и пошел по дороге к Нуф- Нуфу. А в это время Ниф- Ниф и Нуф- Нуф побежали к своему брату Наф- Нафу и спрятались в кирпичном доме. Волк подошел к домику Нуф- Нуфа, разломал его, увидел, что там ничего нет, кроме двух палок, рассердился еще больше, взял эти две палки и пошел к Наф- Нафу. Когда волк увидел, что домик Наф- Нафа из кирпича и что он не сможет его разломать, то он заплакал от обиды и злости. Увидел, что возле домика лежит одна палка, взял ее и голодный ушел из леса. ( Сколько палок унес с собой волк) » Если волк попадет с Нуф- Нуфу, то рассказ меняется, и волк берет две палки, а затем одну палку из домика Наф- Нафа. Если волк попадает сразу к Наф- Нафу, то он уходит с одной палкой. Число палок у волка является числом набранных им очков( 6, 3 или 1) . Нужно добиваться, чтобы волк набрал как можно больше очков. Сделай так, как я скажу. Материал игры:  у детей конверты с набором геометрических фигур лист бумаги; у воспитателя набор таких же геометрических фигур, но большего размера. Содержание игры.  Воспитатель предлагает детям положить перед собой чистый лист бумаги и приготовиться к игре. Круг( воспитатель его показывает) надо положить в середину. Слева от круга – треугольник, справа – квадрат, вверху – круг, внизу – прямоугольник. Выигрывает тот, кто правильно разложил фигуры. В игре закрепляются пространственные представления детей, знания о геометрических фигурах, зрительные и слуховые ощущения совершенствуются, развивается произвольное внимание, наблюдательность, моторика. Если дети на знают геометрических фигур, то вместо них можно использовать любые предметы или игрушки.   Куда пойдешь и что найдешь? Материал игры:  любые игрушки. Содержание игры. Воспитатель раскладывает игрушки в разных местах комнаты: справа от ребенка воспитатель ставит плющевого мишку, слева – матрешку, перед ребенком – машины, позади ребенка – паровоз и говорит: «Вперед пойдешь – машину найдешь, Вправо пойдешь – мишку найдешь, Влево пойдешь – матрешку найдешь, Назад пойдешь – паровоз найдешь. Куда ты хочешь пойти, что ты хочешь найти? » Игры может быть усложнена: игрушки прячутся под ковер или накрываются бумагой. Воспитатель говорит: «Вперед пойдешь – куклу найдешь, Вправо пойдешь – зайца найдешь, Влево пойдешь – мяч найдешь, Назад пойдешь – юлу найдешь. Куда ты хочешь пойти, что ты хочешь найти? ». «На, над, под» Цель:   Учить правильно использовать предлоги на, над, под. Развивать пространственное воображение. Оборудование:   Изображение дерева, солнышка, облака, птички, ежа, цветов, грибов, травы. Ход игры:   Вывешивается изображение дерева. На столе раскладываются картинки: солнышко, облака, птичка, еж, цветы, грибы, трава. Воспитатель предлагает детям все предметы разместить на дереве, под деревом или над деревом. Дети выбирают картинку и соответственно Кто из детей стоит близко, а кто далеко? Цель:  закреплять умение ориентироваться в пространстве с точкой отсчета «от себя». Содержание:  дети выстраиваются на ковре на разном расстоянии от ведущего. Ведущий определяет кто из детей стоит ближе к нему, кто дальше. Автогонки Цель:  учить детей при помощи слуха определять направления движущихся предметов, обозначать в речи эти направления соответствующими пространственными терминами. Оборудование:  2 машинки разного цвета, размера, способа управления( обычная и энерционная) , темная повязка для глаз. Содержание:  ребенку предлагается 2 машинки. Ребенок рассматривая их отмечает цвет, размер, звук издаваемый в процессе движения. Затем детям закрываются глаза и предлагают при помощи сохранного анализатора( слуха) определить и сказать в каком направлении от тебя сейчас поехала машинка, какого она цвета и размера. Волшебный сундучок Цель:  закреплять навыки ориентировки в микропространстве, активизировать в речи детей слова «вверху», «внизу», «справа», «слева». Оборудование:  «сундучок», мелкие игрушки Содержание:  ребенку предлагается обследовать, рассмотреть несколько предметов или игрушек. Затем ребенок закрывает глаза, а педагог раскладывает эти игрушки на 2 полочки сундучка. Ребенок вставляет руки «рукава» и, обследуя те же предметы уже внутри сундучка, рассказывает где они находятся. В лесу Дидактическая задача. Формирование пространственных представлений о положении предметов и объектов на фланелеграфе. Уточнение значений слов, обозначающих пространственное положение предметов по отношению друг к другу. Игровое правило.  Выкладывать картинки в соответствии с содержанием рассказа. Материал.   Фланелеграф, изображение берёзы с зелёными листьями, гриб, солнце, облако, заяц, птица, ёжик, медвежонок, домик, ёлочка. Ход игры.  «Дети я вас приглашаю на прогулку в лес». Затем ставлю на фланелеграф изображение берёзы с зелёными листьями. - Как вы думаете, о каком времени года мы сейчас будем говорить? - Почему вы так думаете? - Каковы признаки лета? В углу фланелеграфа выставляю гриб, солнце, облако, зайца, птицу. ё жика, медвежонка, домик, ёлочку. - Как вы думаете, что может находиться над деревом? Выбираю ребёнка. Он выкладывает на фланелеграфе солнце, птицу, облако. Если он затрудняется то помогаю ему. - Что вам это облако напоминает? - А что может находиться под деревом? Другой ребёнок выкладывает гриб и зайца. Выставляю ёжика, медвежонка, домик, ёлочку. - Покажите правую руку, левую. - Расположите справа от дерева ёжика, а слева- медвежонка. - С какой стороны от дерева находится гриб, заяц? - Поставьте слева от дерева домик, а справа – ёлочку. - Назовите предметы, расположенные правее гриба, левее ёжика. Дидактическая игра «Магазин игрушке» Цель: Упражнять детей в умении правильно описать местоположение игрушек. За правильный ответ «продавец» отдает игрушку покупателю( ту, которая описана ребенком) . Дидактическая игра « Раскась правильно» Цель: Совершенствовать умение раскрашивать картинку в соответствии с текстом «Посади правильно» Цель:  Закрепить умение ориентироваться на плоскости. Закрепить знания об овощах и фруктах. Оборудование:   Фланелеграф, изображения деревьев, грядок, овощей и фруктов. Ход игры:  На столах у детей лежат плоскостные цветные изображения фруктов и овощей. На фланелеграфах размещены: грядка — слева, деревья — вверху, внизу, справа. Задание. «Разложи на фланелеграфе так: овощи посади на грядку, фрукты размести на деревья. Расскажи, где расположена грядка, деревья. Что на них растет? »

Оставить комментарий: