Семейный клуб "Родительская гостиная"
Документы для скачивания
Содержание I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1. 1 Пояснительная записка. 1. 2. Цель про екта. 1. 3 Основные задачи. 1. 4. Планируемые результаты. II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2. 1. Содержание работы с родителями. 2. 2. Направления работы. 2. 3. Темы. 2. 4. Формы работы. 2. 5. Этапы работы. III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 3. 1. План работы по реализации П роекта. 3. 2. Календарный график. 3. 3. Материально- техническое обеспечение. Литература Приложения 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1. 1. Пояснительная записка «При воспитании детей необходимо спрашивать себя, можем ли мы стать хорошим родителем и воспитать ребенка, не подавляя его личность» А. Фромм В соответствии с Законом РФ «Об образовании» и «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении», одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка». Права и обязанности родителей определены в статьях 38, 43 Конституции РФ; главе 12 Семейного кодекса РФ; ст. 17, 18, 19, 52. Закона РФ «Об образовании». Влияние родителей на развитие ребенка очень велико. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, общением со сверстниками, и наоборот, как правило, нарушение детско- родительских отношений ведет к формированию различных психических проблем и комплексов. Для маленького ребенка семья- это целый мир, в котором он живет, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи ее членом, ребенок вступает в определенные отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Вследствие этого ребенок растет либо доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным, грубым, лицемерным и лживым. В современном мире часто не хватает времени многим родителям на общение детьми в силу занятости, некоторым не хватает знаний или уверенности в том, что они правильно воспитывают сво его ребенка, поэтому на базе МБДОУ Д С КВ №29 «Ёлочка» создан клуб « Родительская гостиная» и разработан проект работы клуба. Принципы взаимодействия с родителями: Целенаправленность, систематичность, плановость. Доброжелательность, открытость. 1. 2. Цель проекта: развивать педагогическую компетентность родителей, помогать семье находить ответы на интересующие вопросы в воспитании детей, привлекать их к сотрудничеству в плане единых подходов к воспитанию ребенка. 1. 3. Задачи: выработать единый стиль воспитания и общения с ребенком в ДОУ и семье; оказать квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям по проблемам воспитания и развития ребенка; активизировать и обогатить воспитательные умения родителей. 1. 4. Планируемые результаты: Создание положительного эмоционального микроклимата взаимодействия с родителями. Установление прочных партнерских взаимоотношений между детским садом и семьей. Повышение родительской компетентности в вопросах благополучного воспитания и развития своего ребенка. 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2. 1. Содержание работы с родителями М ладший дошкольный возраст Тема: «Всем на свете нужен дом» Цель. Повышение родительской компетентности в приобщении детей к истории и традициям семьи. Задачи. 1. Способствовать повышению качества воспитательно- образовательного процесса. 2. Формировать социально- нравственные семейные ценности. 3. Способствовать развитию положительных взаимоотношений между детьми и родителями. 4. Прививать уважение к культурным традициям семьи. Месяц Формы работы Тема октябрь Анкетирование родителей Беседа Игротерапия Выступление родителей Памятка Папка- передвижка «Для выявления запросов, интересов, пожеланий родителей» «Что означает слово – семья» «Ассоциации», «Моя семья» «Семейные традиции, праздники» «Основы нравственных отношений в семье» «Какие родители, такие и дети! ». январь Слайд- шоу Круглый стол Составление родословной своей семьи Презентация Телеигра Стенгазета Рекомендации «Моя семья- моя радость» «Путешествие в прошлое своей семьи» «Моя семья. Когда мы были маленькими» «Детские шалости» «В нашем доме» «Как провести выходной день с ребёнком? » «Я и мой ребенок – поиск взаимопонимания» апрель Дискуссия Игра Презентация Мастер- класс Фотоотчет Памятка «На что клад, коли в семье лад» «Крыша хорошего настроения» «Как хорошо играть всем вместе» Аппликация методом торцевания «Что за жёлтые комочки? Семенят за мамой- квочкой? «Про семью про дружную, всем такую нужную» «Учимся уступать друг другу» С редний дошкольный возраст Тема: «Чтобы ребенок рос здоровым» Цель. Ознакомить родителей воспитанников с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья дошкольников в домашних условиях и условиях детского сада. Задачи. 1. Формирование у родителей мотивации здорового образа жизни, ответственности за свое здоровье и здоровье своих детей. 2. Повышение мастерства родителей по использованию здоровьесберегающих технологий в домашних условиях. Месяц Формы работы Тема октябрь Анкета Дискуссия Обмен опытом семейного воспитания Презентация Мастер- класс Консультация Буклет «Здоровый образ жизни» «Ценность занятий физическими упражнениями». «Наши спортивные традиции» «Растим здорового ребенка» «Профилактика плоскостопия» «Семья – здоровый образ жизни» «Укрепляйте осанку детей» январь Семинар Игры тренинги Круглый стол Рекомендации Фотогазета Советы Просмотр занятия «Здоровье ребенка в наших руках» «Пальчиковая гимнастика» Обмен опытом по проблеме закаливания «Закаливание детей в семье» «Закаливание в нашей группе» «Бережем здоровье с детства или 10 заповедей здоровья» «Путешествие в страну Здоровячков» апрель Устный журнал Игротерапия Презентация Мастер- класс Консультация Папка- передвижка Советы Вечер отдыха для родителей и детей «Искусство быть здоровым» «Играйте на здоровье» «В здоровом теле- здоровый дух» «Точечный массаж» «Правильная осанка- залог крепкого здоровья» «О закаливании организма ребенка пищей» «Здоровье- главная ценность человеческой жизни" «Путешествие в страну Спортландию» С тарший дошкольный возраст( 5- 7 лет) Тема: «Семья на пороге школьной жизни ребенка» Цель. Организация совместной работы детского сада, семьи по формированию готовности ребенка к школе; построение единой содержательной линии, обеспечивающей эффективное развитие, воспитание и обучение при подготовке детей к школе. Задачи. 1. Формирование активной педагогической позиции родителей. 2. Вооружение родителей психолого- педагогическими знаниями и умениями по вопросу «Школьная готовность». 3. Вовлечение родителей в процесс воспитания своих детей. Месяц Формы работы Тема октябрь Консультация для родителей( папка – передвижка) Практическое задание, сравнение результатов работы с результатами детей Рисунки детей и родителей Беседа Педагогический всеобуч Тест Консультация Психологические и возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста «Знаете ли вы своего ребенка» «Солнце» «Интервью в парах» «Что надо знать о своем ребенке» «Какой ты родитель? » «Познавательные интересы вашего ребенка» январь Круглый стол Практикум, дискуссия Памятка Рекомендации «Образ учителя в моем представлении…» «Семья на пороге школьной жизни ребенка» «Характеристика ребенка на этапе завершения им дошкольного образования» «О подготовке детей к школе» апрель Анкетирование Мастер- класс Просмотр выставки детских работ Просмотр фотогазеты Видео презентация Обмен родительским опытом Буклет « Готов ли ваш ребенок к школе? » «Слово на кончиках пальцев» « Наше творчество» «Интересные события этого года! » «Достижения детей за учебный год» «О готовности ребенка к школе» «Родителям будущих первоклассников» 2. 2. Направления работы семейного клуба работа с родителями; работа с детьми; совместная работа с детьми и родителями; пропаганда положительного семейного воспитания; развитие новых форм общественно- семейного взаимодействия; повышение педагогических знаний родителей детей дошкольного возраста; оказание помощи семье в выполнении воспитательной функции. 2. 3. Темы, реализуемые в ходе работы клуба 1. «Социально- нравственный ». 2. «О здоровительный». 3. «Досуговый». 4. «Психолого- педагогический ». 2. 4. Формы работы с родителями Традиционные: анкетирование родителей; беседы; игротерапии, телеигра, игры- тренинги; памятки, буклеты; папки- передвижки; круглые столы, дискуссии; презентации; рекомендации; мастер- классы; стенгазеты, фотоотчеты инновационные: сайт детского сада; сайт группы; видеотека «Как мы в садике живем»; медиатека 2. 5. Работа клуба организована по трем этапам: 1. Диагностический цель: создать родителям условия для изучения самих себя, своих знаний по вопросам воспитания детей. Формы работы: анкетирование, беседы, групповые занятия совместно с родителями. Результат работы: сформированная у родителей потребность в получении педагогических знаний. 2. Вариативный цель: создать условия для педагогического образования родителей Формы работы: заседание клуба, мастер – классы, кр углые столы, обмен родительским опытом, игры- тренинги, дискуссии. Результат работы: получение родителями основ педагогических знаний по воспитанию и образованию детей. 3. Самообразование цель: повышение уровня родительской культуры. Формы работы: через интернет ресурсы, сайт детского сада, сайт г руппы, медиатеку. Результат работы: повышение родительской компетентности в вопросах благополучного воспитания и развития своего ребенка; осознание родителями значимости своей педагогической деятельности, актуализация позиции родителей, которая способна оказать влияние на формирование личности ребенка дошкольного возраста. Вовлеченность родителей в воспитательно- образовательный процесс ДОУ. 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 3. 1. План работы по реализации программы Работа семейного клуба «Родительская гостиная» рассчитано на 3 года. Численность родителей в группе составляет 23 человек. Программа предполагает проведение одного мероприятия в три месяца, во вторую половину дня. Продолжительность занятия: 50 мин. В год предусмотрено- 3 мероприятия. В конце учебного года проводится анкетирование родителей. 3. 2. Календарный график Содержание октябрь январь апрель Младший дошкольный возраст Практическое занятие 1 Круглый стол 1 Мастер класс 1 Семинар практикум Д искуссия 1 1 Обмен опытом 1 Средний дошкольный возраст Практическое занятие 1 1 Круглый стол 1 Мастер класс 1 1 Семинар практикум 1 Д искуссия 1 Обмен опытом 1 Старший дошкольный возраст Практическое занятие 1 Круглый стол 1 Мастер класс 1 Семинар практикум 1 Д искуссия 1 Обмен опытом 1 3. 3. Материально- техническое обеспечение Магнитофон, телевизор, компьютер. Листы бумаги, фломастеры, карандаши, ручки. Библиотека познавательной и методической литературы. Дидактические игры. Наглядности. Нестандартное оборудование для профилактики плоскостопия. Наборы для изобразительной деятельности( материалы для рисования, и аппликации) ЛИТЕРАТУРА Семейный кодекс РФ( с изменениями на 2 января 2000г) . Дронь А. В. Данилюк О. Л. Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников. С- Пб, 2011 Носова Е. А. , Швецова Т. Ю. Семья и детский сад: педагогической образование родителей. С- Пб, 2011 Арнаутова Е. П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. – М. , 1994. Арнаутова Е. П. Педагог и семья. – М. : Изд. Дом «Карапуз», 2001. Симановский А. Э. , Метенова Н. М. Работа воспитателя детского сада с семьей. – Ярославль, 1991. Урунтаева Г. А. , Афонькина Ю. А. . Как я расту: Советы психолога родителям. – М. , 1996. - С. 36- 37. ПРИЛОЖЕНИЯ Анкета для родителей Уважаемые родители! Для выявления Ваших запросов, интересов, пожеланий при организации образовательных и воспитательных услуг в дошкольном учреждении просим Вас ответить на следующие вопросы: 1. Ф. И. ребёнка_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 2. Дата рождения_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 3. На что, по Вашему мнению, должно быть направлено воспитание и образование Вашего ребёнка в детском саду( выделить 2- 3 пункта) на общее развитие на подготовку к школе по развитию художественно- эстетического вкуса( музыкальная, изобразительная, театрализованная деятельность) на приобщение к русской национальной культуре на воспитание экологической культуры 4. Какие кружки, клубы хотел бы посещать ваш ребенок в детском саду рисование лепка из теста театральная студия танцевальная студия ритмическая гимнастика вкусные историй другое( перечислите конкретно) : 5. Отметьте темы, которые Вы хотели бы обсудить на встрече «Родительской гостиной »: Как подготовить ребёнка к школе Как воспитать здорового ребёнка Защита прав и достоинства маленького ребёнка Воспитываем в ребёнке самостоятельность Как развить творческие способности у детей Как уберечь ребёнка от несчастного случая Как правильно общаться с детьми Что должен уметь ребёнок этого возраста Развитие речи ребёнка Вашего возраста О культуре поведения 6. Что бы вы хотели изменить в жизни детского сада в образовательном процессе в воспитательном процессе в работе с родителями 7. Хотели бы вы получить консультацию по вопросам воспитания ребенка медицинского работника, педагога, другого специалиста Спасибо за сотрудничество. Анкета для выявления уровня педагогических возможностей родителей Уважаемые родители! Просим вас заполнить анонимную анкету. 1. Где вы черпаете педагогические знания: а. используете собственный жизненный опыт, советы знакомых; б. читаете педагогическую литературу; в. используете советы воспитателей; г. слушаете радиопередачи и смотрите телевизионные передачи; 2. Какие методы воспитания вы считаете наиболее результативными: а. убеждение; б. принуждение; в. требование; г. поощрение; д. наказание; е. обучение и личный пример; 3. Какие виды поощрения вы используете чаще: а. словесные; б. подарки; в. развлечения; 4. Какие виды наказания, на ваш взгляд, наиболее эффективны в воспитании; а. запугивание; б. проявление неодобрения( словесно, мимикой или жестами) в. физическое наказание; г. лишение развлечений или обещанных подарков; д. словесная угроза; 5. Единодушны ли члены вашей семьи в своих требованиях к ребенку: а. единодушны всегда; б. иногда расходятся во мнениях; в. единодушия не бывает никогда; Спасибо! Анкета для родителей «Здоровый образ жизни» Ф. И. О. - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Каково состояние Вашего здоровья? хорошее Б) нормальное плохое Каково состояние здоровья Вашего ребенка? хорошее Б) нормальное плохое Считаете ли Вы свое питание рациональным? да Б) отчасти нет Г) затрудняюсь ответить Считаете ли Вы питание своего ребенка вне детского сада рациональным? да Б) отчасти нет Г) затрудняюсь ответить Как вы проводите свой отпуск? на море Б) дома в санатории Г) в деревне Д) когда как Как Ваши дети проводят досуг? у бабушки Б) гуляют во дворе смотрят телевизор Г) с друзьями Вы знаете, что значит вести здоровый образ жизни? А) да Б) нет В) затрудняюсь ответить Откуда Вы получаете знания о здоровом образе жизни? из специальных книг? Б) из средств информации В) из беседы с_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Г) в детском саду Вы ведете здоровый образ жизни? да Б) отчасти нет Г) затрудняюсь ответить Вы прививаете здоровый образ жизни своим детям? А) да Б) затрудняюсь ответить Если прививаете, то, каким образом? А) с помощью бесед Б) личным примером В) совместно Какие консультации Вы хотели бы получить по поводу физического развития Вашего ребенка? Анкета для родителей « О здоровье вашего малыша» Уважаемые родители! Просим вас ответить на предлагаемые вопросы. будем благодарны, если вы поделитесь своим положительным опытом оздоровления ребенка. Что вы делаете для профилактики простудных заболеваний вашего ребенка. Какие методы закаливания вам известны Какие методы закаливания вы используете для укрепления здоровья вашего ребенка. Часто ли болеет ваш ребенок. Делаете ли вы регулярно утреннюю гимнастику с ребенком дома. Увлекается ли ваша семья какими- либо видами спорта. Какой детский инвентарь есть у вас дома. Применяете ли вы дополнительные способы защиты ребенка в период эпидемий, какие. На что, на Ваш взгляд, должны обращать особое внимание семья и детский сад, заботясь о здоровье и физическом развитии ребенка? Каким еще опытом по укреплению здоровья вы готовы поделиться. Закончите, пожалуйста, высказывание: «Здоровый ребенок- это…» По какому вопросу вы хотели бы получить консультацию. Спасибо за сотрудничество! Анкета для родителей Что беспокоит вас в состоянии здоровья ребёнка? Сколько времени проводит ребёнок на свежем воздухе в будни, в выходные? Применяете ли вы сами какие- либо закаливающие средства? Какие виды закаливания вы проводите? Делаете ли вы сами зарядку по утрам? Каким видом спорта вы увлекаетесь? Как часто вы ходите с детьми на спортивные мероприя тия? Что бы вы хотели узнать о возможности оздоровления своего ребёнка? Какую помощь вы можете предложить в наше й группе для оздоровления детей. Анкета Уважаемые родители! Приглашаем Вас принять участие в опросе, позволяющем изучить культуру здоровья Вашей семьи. Активное участие и Ваша искренность позволят нам эффективнее осуществлять работу по воспитанию валеологической культуры детей, посещающих наш детский сад, а Вам – по оздоровлению ребенка в семье. Мы хотим, чтобы наши дети росли здоровыми и счастливыми, были удачливы и успешны! ! ! Благодарим Вас за помощь! Делаете ли Вы утреннюю зарядку? Да. Нет. Иногда. Проводите ли закаливающие процедуры? Да. Нет. Иногда. Какие? Перечислите, пожалуйста. _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Соблюдаете ли Вы режим дня( сон, питание, прогулка) ? Скорее да. Скорее нет. По- разному. Как часто вы бываете на свежем воздухе? Часто. Редко. Как получится, не задумываюсь об этом. Посещаете ли Вы спортзал? Да. Нет. Иногда. Считаете ли Вы свою семью здоровой и ведущей здоровый образ жизни? Скорее да. Скорее нет. Не могу ответить на вопрос. Считаете ли Вы себя субъектом( активным участником, творцом) здоровой жизни? Да. Нет. А есть ли у Вас такие люди? Кто это? Анкета для родителей «Готов ли ваш ребенок к школе? » Ф. И. О. _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Поставьте, пожалуйста, галочки против высказываний, с которыми Вы согласны. Хочет ли Ваш ребенок идти в школу? Может ли он самостоятельно заниматься каким- то делом, требующим сосредоточенности в течение 30 минут( например, собирать конструктор, пазлы) ? Стесняется ли Ваш ребенок в присутствии посторонних. Умеет ли ваш ребенок составить рассказ по картинке, не меньше, чем из 5 предложений? Может ли он рассказать наизусть несколько стихов? Умеет ли Ваш ребенок читать по слогам или целыми словами? Умеет ли посчитать до 10 и обратно? Может ли решать простые задачи на сложение и вычитание? Любит ли Ваш ребенок рисовать и раскрашивать рисунки? Умеет ли ребенок пользоваться ножницами и клеем? Может ли ребенок собрать пазлы из 5 частей за минуту? Знает ли ребенок названия домашних животных? Может ли обобщать понятия( назвать одним словом помидоры, морковь, лук) ? Любит ли ребенок самостоятельно работать – рисовать, собирать мозаику и т. п. ? Может ли ребенок понять и точно выполнить словесную инструкцию? Ответы «нет» могут указывать на возможные трудности Ваши и Вашего ребенка с началом обучения в школе.
Консультация для родителей ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 5 – 6 ЛЕТ Возраст пяти лет – последний из дошкольных возрастов, когда в психике ребенка появляются принципиально новые образования. Это произвольность психических процессов: внимания, памяти, восприятия и т. д. , и вытекающая отсюда способность управлять своим поведением. Он является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. Его можно назвать базовым возрастом, когда в ребенке закладываются многие личностные аспекты, прорабатываются все моменты становления «Я» позиции. Именно 90% закладки всех черт личности ребенка закладывается в возрасте 5- 6 лет. Очень важный возраст, когда мы можем понять, каким будет человек в будущем. Примерно до пяти лет в образе «Я» ребенка присутствуют только те качества, которые, по мнению малыша, у него имеются. После пяти лет у ребенка начинают появляться представления не только о том, какой он есть, но и о том, каким он хотел бы быть и каким не хотел бы стать. Иными словами, кроме имеющихся качеств, начинают появляться представления о желательных и нежелательных чертах и особенностях своего «Я». Разумеется, этот процесс находится еще в зародыше и имеет специфические формы. Так, ребенок шестого года жизни не говорит и не думает о том, что он хотел бы иметь те или иные черты характера, как это происходит с подростками. Дошкольник обычно просто хочет быть похожим на персонажей сказки, фильма, рассказа, на кого- нибудь из знакомых людей. Ребенок может воображать себя этим персонажем, – не играть роли, а именно воображать, приписывая себе его качества. Появление «Я» идеального, то есть того, каким ребенок хочет себя видеть, является психологической предпосылкой становления учебной мотивации. Дело в том, что учиться ребенка побуждает не только и не столько интерес к изучаемым дисциплинам. Существенным побудителем учения, овладения новыми знаниями и умениями является желание видеть себя «умным», «знающим», «умеющим». Еще одно важное изменение происходит в сфере отношений со сверстниками. Начиная с 5 лет, сверстник постепенно приобретает по- настоящему серьезное значение для ребенка. До этого центральной фигурой в жизни детей, несмотря на окружение сверстников, все же оставался взрослый. Причин тому несколько. До трех лет сверстник является для ребенка лишь более или менее приятным либо интересным объектом. На четвертом году жизни ребенка больше интересуют предметы и игрушки, с которыми действует сверстник, чем он сам. Совместная игра – важнейшая основа детских взаимоотношений – по- настоящему еще недоступна детям, и попытки наладить ее порождают множество недоразумений. Общение в форме обмена впечатлениями и мыслями не представляет интереса, ибо сверстник не способен ни понять личные проблемы и интересы другого, ни выразить необходимое сочувствие. Да и речевые возможности детей четвертого года не позволяют полноценно осуществлять такое общение. На пятом году дети начинают переходить к совместной игре и к эпизодическому неигровому общению со сверстниками в форме обмена мнениями, информацией, демонстрации своих знаний. На шестом году жизни ребенка разные линии психического развития, соединившись, образуют благоприятные условия для появления нового типа взаимоотношений со сверстниками. Это, во- первых, развитие речи, которое у большинства детей достигает, как правило, такого уровня, что уже не препятствует взаимопониманию. Во- вторых, накопление внутреннего багажа в виде различных знаний и сведений об окружающем, которые ребенок стремится осмыслить и упорядочить и которыми он жаждет поделиться с окружающими. Развитие произвольности, а также общее интеллектуальное и личностное развитие позволяют детям самостоятельно, без помощи взрослого налаживать и осуществлять совместную игру. Дети 5- 6 лет уже могут распределять роли до начала игры и строят свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Все это, вместе взятое, приводит к двум существенным изменениям в жизни детей. Во- первых, изменение роли взаимоотношений ребенка со сверстниками в его эмоциональной жизни и усложнение этих взаимоотношений. Во- вторых, появление интереса к личности и личным качествам других детей. Происходит разделение детей на более заметных и популярных, пользующихся симпатией и уважением сверстников, и детей малозаметных, не представляющих на этом фоне интереса для остальных. К моменту поступления в старшую группу большинство детей на занятиях, в труде и других видах деятельности, внимательно слушая педагога, понимают объясняемые им цель и мотив деятельности. Это обеспечивает интерес и положительное отношение ребенка к предстоящему занятию. В старшем дошкольном возрасте познавательная задача становится для ребенка собственно познавательной( нужно овладеть знаниями! ) , а не игровой. У детей появляется желание показать свои умения, сообразительность. Активно продолжают развиваться восприятие, внимание, память, мышление, воображение. Восприятие детей в 5 – 6 лет Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; происходит систематизация представлений детей. Они различают и называют не только основные цвета и их оттенки по светлоте, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд – по возрастанию или убыванию – до десяти различных предметов. Внимание детей в 5 – 6 лет Возрастает устойчивость внимания, развивается способность к его распределению и переключаемости. Наблюдается переход от непроизвольного внимания к произвольному вниманию. Объем внимания составляет в начале учебного года 5- 6 объектов, к концу года 6- 7. Память детей в 5 – 6 лет В возрасте 5- 6 лет начинает формироваться произвольная память. Ребенок способен при помощи образно- зрительной памяти запомнить 5- 6 объектов. Объем слуховой вербальной памяти составляет 5- 6 слов. Развиваются различные виды памяти: зрительная, слуховая, тактильная и т. д. Мышление детей в 5 – 6 лет В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и в уме совершить преобразование объекта и т. д. Развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств( развиваются схематизированные и комплексные представления, представления о цикличности изменений) . К роме того, совершенствуется способность к обобщению, что является основой словесно- логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Объекты группируются по признакам, которые могут изменяться. Однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, старшие дошкольники при группировании объектов могут учитывать два признака. В качестве примера можно привести задание: детям предлагают выбрать самый непохожий объект из группы, в которую входят два круга( большой и малый) и два квадрата( большой и малый) . При этом круги и квадраты различаются по цвету. Если показать на какую- либо из фигур, а ребенка попросить назвать самую непохожую на нее, можно убедиться: он способен учесть два признака, то есть выполнить логическое умножение. Как было показано в исследованиях отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать, давая адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта. Воображение детей в 5 – 6 лет Пятилетний возраст характеризуется расцветом фантазии. Особенно ярко воображение ребенка проявляется в игре, где он действует очень увлеченно. Развитие воображения в старшем дошкольном возрасте обусловливает возможность сочинение детьми достаточно оригинальных, и последовательно разворачивающихся историй. Развитие воображения становится успешным, в результате специальной работы по его активизации. В противном случае этот процесс может не привести к высокому уровню. Речь детей в 5 – 6 лет Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов, в сюжетно- ролевой игре, в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь.
Консультация для родителей" Семья на пороге школьной жизни" Готовность к школе — это совокупность определенных свойств и способов поведения ребенка, необходимых ему для восприятия, переработки и усвоения учебных стимулов в начале и при дальнейшем продолжении школьного обучения. Готовность к школе следует рассматривать как разветвленную сеть связанного целого: она всегда зависит от условий в конкретной школе, от качеств ребенка и от профессиональной квалификации работающих в школе учителей. Готовность к школе нельзя свести к каким- то двум- трем показателям, изолированным друг от друга. Например, если ребенок умеет уже читать и считать, значит, он готов к школе и т. п. Готовность к школе характеризуется большим числом признаков, которые тесно между собой взаимосвязаны и взаимообусловлены. Готовность к школе — это не «программа», которой можно просто обучить( натренировать) . Скорее, это интегральное свойство личности ребенка, которое развивается при общих благоприятных условиях в многообразных ситуациях жизненного опыта и общения, в которые включен ребенок в семье и других социальных группах. Она развивается не путем специальных занятий, а непрямым образом — через «участие в жизни». Более подробно останавливается на психологической готовности, которая включает: ИНТЕЛЕКТУАЛЬНУЮ ГОТОВНОСТЬ МОТИВАЦИОННУЮ ГОТОВНОСТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНО- ВОЛЕВУЮ ГОТОВНОСТЬ КОММУНИКАТИВЕАЯ ГОТОВНОСТЬ ИНТЕЛЕКТУАЛЬНУЮ ГОТОВНОСТЬ предполагает развитие внимание, памяти, сформированные мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, установление закономерностей, пространственного мышления, умение устанавливать связи между явлениями и событиями, делать простейшие умозаключения на основе аналогии. ( Например: морковь – огород, грибы – лес и т. д. ) К 6- 7 годам ребёнок должен знать: свой адрес и название города, в котором он живет; название страны и ее столицы; имена и отчества своих родителей, информацию о времена года, их последовательность и основные признаки; названия месяцев, дней недели; основные виды деревьев и цветов. Ему следует уметь различать домашних и диких животных, понимать, что бабушка — это мама отца или матери. МОТИВАЦИОННУЮ ГОТОВНОСТЬ… Иными словами, он должен ориентироваться во времени, пространстве и подразумевает наличие у ребенка желания принять новую социальную роль — роль школьника. С этой целью родителям необходимо объяснить своему ребенку, что учёба – это труд, дети ходят учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку. Следует давать ребенку только позитивную информацию о школе. Не следует запугивать детей школой, предстоящими трудностями, строгой дисциплиной, требовательностью учителя. «Вот пойдёшь в школу – там за тебя возьмутся, никто там тебя жалеть не будут. Помните, что ваши оценки с легкостью заимствуются детьми. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу, дома его понимают, верят в его силы. Причиной нежелания идти в школу может быть и то, что ребенок “не наигрался”. Но в возрасте 6–7 лет психическое развитие очень пластично, и дети, которые “не наигрались”, придя в класс, скоро начинают испытывать удовольствие от процесса учебы. Вам не обязательно до начала учебного года формировать любовь к школе, поскольку невозможно полюбить то, с чем еще не сталкивался. Достаточно дать понять ребенку, что учеба — это обязанность каждого человека и от того, насколько он будет успешен в учении, зависит отношение к нему многих из окружающих ребенка людей. ВОЛЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ предполагает наличие у ребенка: способностей ставить перед собой цель, принять решение о начале деятельности, наметить план действий, выполнить его, проявив определенные усилия, оценить результат своей деятельности, а также умения длительно выполнять не очень привлекательную работу. Развитию волевой готовности к школе способствуют изобразительная деятельность и конструирование, поскольку они побуждают длительное время сосредоточиваться на постройке или рисовании. Для развития воли хороши настольные игры, где необходимо соблюдать правила игры, и подвижные. Например, игра «Зеркало», «Запрещённое число», «Да и нет». Не ругайте ребёнка за ошибку, а разберитесь в её причине. Структура головного мозга, отвечающая за произвольность поведения, формируется к 7 годам, поэтому ваши требования должны быть адекватными его возрасту. Не исказите веру ребёнка в себя как в будущего школьника ни страхом, ни « розовой » водичкой облегчённых ожиданий. Относитесь к ребёнку, как к себе, мы ценим себя по тому, что можем и умеем, так как всё знать невозможно. КОММУНИКАТИВЕАЯ ГОТОВНОСТЬ- Проявляется в умении ребенка подчинять свое поведение законам детских групп и нормам поведения, установленным в классе. Она предполагает способность включиться в детское сообщество, действовать совместно с другими ребятами, в случае необходимости уступать или отстаивать свою правоту, подчиняться или руководить. В целях развития коммуникативной компетентности следует поддерживать доброжелательные отношения вашего сына или дочери с окружающими. Личный пример терпимости во взаимоотношениях с друзьями, родными, соседями также играет большую роль в формировании этого вида готовности к школе. «Портрет» первоклассника, не готового к школе: · чрезмерная игривость; · недостаточная самостоятельность; · импульсивность, бесконтрольность поведения, гиперактивность; · неумение общаться со сверстниками; · трудность контактов с незнакомыми взрослыми( стойкое нежелание контактировать) или, наоборот, непонимание своего статуса; · неумение сосредоточиться на задании, трудность восприятия словесной или иной инструкции; · низкий уровень знаний об окружающем мире, неумение сделать обобщение, классифицировать, выделить сходство, различие; · плохое развитие тонко координированных движений руки, зрительно- моторных координации( неумение выполнять различные графические задания, манипулировать мелкими предметами) ; · недостаточное развитие произвольной памяти; · задержка речевого развития( это может быть и неправильное произношение, и бедный словарный запас, и неумение выразить свои мысли и т. п. ) . Как помочь ребенку подготовиться к школе? Особенно внимательно необходимо готовится к школе, если: · ребёнок перенёс родовую травму или родился недоношенным; · ребёнок страдает желудочно- кишечными заболеваниями, энурезом, подвержен частым простудам, есть нарушение сна; · ребёнок с трудом находит контакт со сверстниками, эмоционально не устойчив; · вы замечаете двигательную заторможенность или гиперактивность. На что надо обратить внимание… Ребёнок должен уметь ухаживать за собой, самостоятельно раздеваться и одеваться. Очень важно приучить ребёнка к гигиене. Научите малыша убирать своё рабочее место, бережно относиться к вещам. Чтобы ребёнок быстрее смог адаптироваться в школе, он должен быть достаточно самостоятельным. Постарайтесь меньше опекать его, дайте ему возможность принимать самостоятельные решения и отвечать за них. Поручите ему какие- нибудь домашние дела, он научился выполнять свою работу без помощи взрослых. Старшие дошкольники могут накрывать на стол, мыть посуду, чистить свою одежду и обувь, присматривать за младшими детьми, кормить рыб, птиц, котёнка, поливать цветы. Родители не должны делать то, что дети забыли или не захотели выполнять. Практика показывает, если дети до поступления в школу имели дома посильные для них обязанности, они легче справлялись с учебной деятельностью.
Консультация для родителей «Познавательные интересы вашего ребенка» Скоро ваши дети станут школьниками. Что принесет им школьная жизнь? Будет ли она успешной, радостной или омрачится неудачами, огорчениями? Во многом это зависит от того, как мы подготовим ребенка к обучению в школе, насколько сумеем сформировать у него те качества, которые определяют эффективность обучения. При подготовке ребенка к школе большое значение имеет воспитание у него внутренней потребности в знаниях. Стремление узнавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений, действительности, желание вникнуть в их сущность, найти имеющиеся между ними связи и отношения характеризуют развивающийся познавательный интерес. Познавательный интерес – это стремление к знанию, которое соединяется с радостью познания и побуждает человека как можно больше узнать нового, выяснить непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, в желании проникнуть в сущность, найти имеющиеся между ними связи и отношения( Т. А. Куликова) . Познавательные интересы на пути своего развития характеризуются познавательной активностью, избирательной направленностью, стремлением самостоятельно решать проблемные вопросы, познавательные задачи, устанавливать причинно- следственные связи. Они включают в себя интеллектуальную активность в сочетании с эмоциональным отношением и волевым усилием. Под влиянием активной мыслительной деятельности ребенок оказывается способным к более длительной и устойчивой сосредоточенности внимания, проявляет самостоятельность при решении умственной или практической задачи. Условием возникновения познавательного интереса является установление связи между имеющимся опытом и вновь приобретенными знаниями. Дошкольник легче запоминает и воспроизводит интересный для него материал, поэтому при организации деятельности детей необходимо учитывать их интересы. Развитие познавательных интересов и активности, самостоятельности личности- процессы взаимообусловленные. Познавательный интерес порождает активность; в свою очередь повышение активности укрепляет и углубляет познавательный интерес. Свойство активности как черты личности складывается в деятельности различного плана( игровой, познавательной, трудовой) . Познавательная активность, обретая черты интеллектуального и эмоционального отклика на решение различных задач обучения, создает у ребенка желание более чутко прислушиваться и присматриваться к тому, что происходит вокруг, искать занимательные вопросы в обыденной жизни. Для развития активности, самостоятельности как личностных качеств, важную роль играет то, чтобы ребенок выступал как субъект деятельности. Если деятельность ребенка будет всегда только исполнительской, подражательной, побуждения к деятельности ребенка будут всегда исходить только от взрослого, а его собственная активность не будет опираться на внутреннюю среду, интерес в своем развитии будет испытывать колебания ситуативного порядка, а при отсутствии побуждений извне и вовсе угаснет. Поэтому для развития познавательного интереса к истории предметного мира необходима деятельность поискового, творческого характера, где ребенок выступает как субъект деятельности. Творческие процессы в развитии познавательных интересов активизируют воображение, фантазию, предвосхищение, озарение и создание новых образов. Более того, под влиянием познавательного интереса активизируются не только указанные процессы, но и вся познавательная деятельность, лежащая в основе поисковой исследовательской деятельности. В детском саду виды совместной образовательной деятельности педагогов с детьми разнообразны по тематике и содержанию, используются все возможности для организации их в игровой, занимательной обстановке. Созданы условия для опытно- исследовательской деятельности, что стимулирует развитие предпосылок логического мышления и умения устанавливать причинно- следственные связи. В группе с детьми проводятся дидактические и развивающие игры, способствующие развитию их комбинаторских способностей, понятий анализа и синтеза. Познавательный интерес дошкольника отражается в его играх, рисунках и других видах творческой деятельности. Очень большое значение имеет отношение окружающих взрослых к проявлениям творчества и самостоятельности детей- дошкольников. Зачастую родители, сами того не сознавая, уделяют основное внимание материальной обеспеченности детей, не придавая особого значения тому, какие условия созданы для их развития. Порой из самых добрых побуждений родители стараются сделать все вместо ребенка, а не вместе с ним, тем самым перекрывая путь к развитию самостоятельности, творческого начала. Пытливость мысли и интересы ребенка проявляются в его вопросах. Вопросы старших дошкольников помогают им ориентироваться в окружающем мире, уточняют и систематизируют представления о нем. К детским вопросам необходимо относиться внимательно и бережно, отвечать на них таким образом, чтобы поддержать и углубить любознательность и познавательные интересы детей( см. приложение — памятку на тему «Как отвечать на детские вопросы») . Приложение ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Как отвечать на детские вопросы? » Относитесь к вопросам ребенка с уважением, не отмахиваясь от них. Внимательно вслушайтесь в детский вопрос, постарайтесь понять, что заинтересовало ребенка в том предмете, явлении, о котором он спрашивает. Давайте краткие и доступные пониманию дошкольника ответы, избегайте при этом сложных слов, книжных оборотов речи. Поощряйте самостоятельную мыслительную деятельность ребенка, отвечая на его вопрос встречным: «А ты как думаешь? ». В ответ на вопрос ребенка постарайтесь вовлечь его в наблюдение за окружающей действительностью, прочесть ему книгу, вместе найти ответ в энциклопедии, рассмотреть иллюстративный материал. Отвечая на вопрос ребенка, воздействуйте на его чувства, воспитывайте чуткость, гуманность, тактичность к окружающему миру. Если ответы на вопросы ребенка требуют сообщению сложных, недоступных пониманию дошкольника знаний, не бойтесь ему сказать: «Пока ты мал и не сможешь многое понять. Будешь учиться в школе, о многом узнаешь, сможешь сам ответить на свой вопрос». УСПЕХОВ ВАМ В ВОСПИТАНИИ И РАЗВИТИИ ВАШИХ ДЕТЕЙ!
Классифицировать предметы по признакам. Ребенок должен уметь пользоваться обобщающими словами, выделять предметы по признакам и свойствам. Счет прямой, обратный и порядковый в пределах 10; от заданного числа до заданного; отсчет в пределах 10; называть « соседей» чисел; состав чис ла. Временные представления( времена года, месяцы, дни недели, части суток; прошлое, настоящее, будущее) . Уметь ориентироваться на листе бумаги, в в пространстве и схеме собственного тела. Знать понятия «больше- меньше, поровну», «большой – маленький», «высокий- низкий», «широкий- узкий», «длинный- короткий», «толстый- тонкий». Геометрические фигуры( круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, овал, прямую, кривую линии) . Как выполнять арифметические действия сложения и вычитания. Как посредством математических выражений читать и записывать примеры с использованием соответствующих знаков( & lt; , & gt; , = , - + , ) . Знать буквы. Уметь соотносить звук с буквой. Вычленять звуки из слова. Подбирать слова на заданный звук или букву. Читать слова и простые предложения( по слогам) . Понимать, что такое предложение и где оно заканчивается. Успехов Вам! МА ДОУ ДС №29 «Ёлочка» РОДИТЕЛЯМ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ Воспитатель: Петрова В. И. 668083548625607928610- 170815 Что необходимо знать ребёнку 6- 7 лет: Свой д омашний адрес, телефон, место работы родителей, номер и улицу детского сада. Свои фамилию, имя, отчество, возраст. Фамилию, имя, отчество своих родителей. Какое сейчас время года, объяснить почему. Что делают люди разных профессий( врач, почтальон, строитель и т. д. ) Знать домашних и диких животных, животных севера и юга, перелетных и и зимующих птиц. . Что необходимо уметь ребё нку 6- 7 лет: - Самостоятельно одеваться, раздеваться, следить за своим внешним видом. - Без напоминания мыть руки перед едой, после пользования туалетом. - Аккуратно кушать, убирать со стола. - Самостоятельно переходить улицу, соблюдая правила дорожного движения. - Заниматься в течение 30- 40 минут, не отвлекаясь. - Занимать себя самостоятельно разумной деятельностью. - Громко, четко, не стесняясь, отвечать на вопросы педагога. - Обращаться с вопросом, за помощью к старшему или товарищу. - Безопасно пользоваться необходимыми ему бытовыми приборами. * * * 403860570611037338002844800- 520065538226014516105134610 Уважаемые родители будущих первоклассников! Ваш ребёнок скоро пойдёт в первый класс? И вы обеспокоены тем, как лучше подготовить его к школе? Как привить ему интерес к учёбе и сделать так, чтобы он легко справлялся со школьной программой? Решить эту непростую задачу вам помогут книги серии «Скоро в школу! », «Завтра в школу», «Готовим руку к письму», «Знакомимся с клеточками» и т. д. Они разработаны с учётом новейших эффективных методик по подготовке детей к школе. Их авторы- педагоги, давно и успешно работающие в данном направлении. Выполняя интересные и разнообразные задания, ребёнок быстро приобретёт навыки и знания, необходимые будущему первокласснику. Надеемся, что ваш маленький у ченик будет радовать вас своими успехами!