Консультация для родителей "Обучение чтению детей дошкольного возраста"
Документы для скачивания
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 «Родничок» Консультация для родителей Обучение чтению детей дошкольного возраста Радужный, 2020 Можно ли научить дошкольника читать легко и с удовольствием? Сейчас многие дети учатся читать еще до школы. Главное, чтобы раннее обучение не отбило у малыша охоты учиться. Дети разного возраста из- за особенностей развития их познавательной сферы( восприятия, внимания, памяти, мышления, речи) имеют разные возможности в освоении навыков чтения. Учитывая все эти особенности понятно, что освоение чтения до четырех лет не является актуальной и легко выполнимой задачей для ребенка. При взаимном желании взрослого и ребенка в игровой форме целесообразно выучить только некоторые буквы русского языка( А, О, У, М, П, например) . Складывать буквы в слоги ребенку пока недоступно. Конечно, бывают исключения: некоторые дети благодаря своей природной одаренности и/ или целенаправленным стараниям взрослого могут научиться читать даже короткие слова к возрасту четырех лет. Но время и силы, потраченные на обучение, в данном возрасте целесообразнее все же потратить на развитие внимания, восприятия, памяти и мышления малыша. А позднее ребенок с меньшими усилиями и в более короткие сроки сможет освоить навыки чтения. К четырем годам в развитии детей происходят значительные изменения: улучшается качество произношения звуков, внимание становится более устойчивым, дети могут дольше заниматься учебной деятельностью, постепенно учатся «думать образами» и целенаправленно запоминать предложенную информацию. Особенное влияние на успешность обучения чтению в этом возрасте оказывает появление интереса к языку в целом. Очевидно, что многие дети после исполнения им четырех лет могут успешно учить буквы, по своим индивидуальным возможностям научиться читать слоги и слова. Прочтение предложений доступно лишь некоторым четырехлеткам. В пять лет возможности дошкольников в освоение чтения увеличиваются: почти все дети способны в этом возрасте не только выучить буквы русского языка и научиться читать слоги, но и освоить чтение слов и предложения, а некоторым доступно и чтение простых текстов «Букварей» и «Азбук». Это обусловлено появлением произвольности во всех психических процессах: пятилетки могут целенаправленно слушать и смотреть, запоминать и думать. К шести годам многие дети уже успешно читают не только предложения, но и тексты, выполняют разнообразные задания со словами и звуками. Даже если в шесть лет только начать учить буквы, ребенок в очень короткие сроки может освоить чтение благодаря высокой организации познавательной деятельности – сформировавшимся предпосылкам логического мышления, богатого словаря, правильного произношения, умения сосредотачивать и переключать внимание, активно формирующемуся осмысленному запоминанию. Каковы же правила успешного обучения чтению. Конечно, кроме возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, успешность обучающих занятий зависит от других факторов. В них главную роль играет взрослый, организующий занятия. Условно эти факторы можно разделить на три: время, желание, похвала. Отсюда и три основных правила. Правило времени. Когда правильно начать обучение? Как часто заниматься? Сколько времени должно длиться одно занятие? Когда ожидать первых результатов? Когда можно начинать обучение ребенка? Наиболее целесообразно начинать обучение дошкольника в возрасте 4 – 4, 5 лет. В этом возрасте почти все дети готовы к регулярным развивающим занятиям. Начав заниматься в этом возрасте, можно не торопясь постепенно освоить все премудрости чтения к моменту поступления в школу. Если вашему ребенку меньше 4- х лет, немного подождите, уделите время играм, направленным на развитие внимания, мышления, памяти, мелкой моторики. А если ваш малыш старше, у него появляются дополнительные возможности в обучении: ребенок может заниматься более продолжительное время, быстрее воспринимает, усваивает и запоминает учебный материал. Поэтому возраст 5- 6 лет, также удачен для начала обучения чтению. Сколько времени уделять занятиям? Максимальная продолжительность одного занятия, рекомендуемая детскими психологами, педагогами, физиологами, педиатрами, для детей четырехлетнего возраста составляет 15- 20 минут, для детей- пятилеток – 20- 25 минут, а для детей шестилетнего возраста – 25- 30 минут. Но эти нормы не относятся к начальному периоду обучения! В самом начале продолжительность занятий определяется сугубо индивидуально: один ребенок сможет интенсивно заниматься двадцать минут, а другой – с трудом выдержит десять. Обучающий взрослый должен понимать, что у многих детей на начальном этапе обучения работоспособность очень невысока, происходит быстрое утомление, ребенок рано начинает отвлекаться. Если ваш ребенок, прозанимавшись пять- десять минут, перестал вас слышать или неожиданно заговорил о не относящихся к занятиям вещах, это 03 совсем не обозначает, что он не хочет заниматься, что он ленив или неумен! Просто он устал и таким образом показывает вам это. Не стоит в этом случае упорствовать в продолжение учебного занятия, это не принесет результата, лучше поддержать ненадолго разговор с ребенком, на предложенную им тему, а затем продолжить занятие. Чем младше ваш малыш, тем чаще возможны такие вынужденные «переменки» во время занятий, особенно на начальном этапе обучения. Но всегда стремитесь, чтобы ребенок доводил начатое дело( игру, упражнение, задание) до конца, пусть даже после небольшого отдыха. Овладение чтением требует от ребенка большого умственного и физического напряжения. Поэтому на любом этапе обучения на каждом занятии обязательно сочетайте учебные упражнения с разминками. Раз в десять минут ребенку нужно отдохнуть: поиграйте с ним в подвижную игру, предложите «минутку поспать»( сесть в удобную позу или лечь, расслабиться и закрыть глаза) , сделайте гимнастику для пальчиков, дайте возможность выбора следующего вида игры. Старайтесь заниматься регулярно: лучше каждый день понемногу, чем редко и подолгу. Постарайтесь выбрать постоянное время для занятий. Предпочтительнее – утром или после дневного сна, и желательно, чтобы после занятий вы планировали прогулку для наилучшего отдыха вашего малыша. Еще один вопрос, в котором время имеет особое значение. Когда ожидать первых результатов? Время появления первых результатов сугубо индивидуально для каждого дошкольника. Так же важно представить себе, что же считать «первым результатом». Прекрасно, если через несколько месяцев регулярных занятий с ребенком у него появится стойкий интерес к занятиям. Остальные «результаты» обязательно будут, но у разных детей они станут заметны в разные сроки. Правило желания. Только занятия с желанием и увлечением могут дать главный результат обучения – сформировать стремление учиться. Поэтому если вы стремитесь к высокой эффективности занятий, то ваша задача, сделать занятия интересными и увлекательными, чтобы ребенок сам хотел выполнить то или иное упражнение. Самый простой способ следовать желаниям ребенка – играть! Игра – естественное состояние дошкольника, наиболее активная форма познания мира, наиболее эффективная форма обучения. Обучение дошкольника должно проходить как бы между прочим, в игровой ситуации, в обстановке увлекательного дела. Старайтесь «включаться» в игру ребенка. Например, если ваш малыш играет в магазин, предложите ему «продавать продукты за буквы», если ребенок строит крепость, организуйте «доставку стройматериалов» на машинах с номерами- буквами. «Включение в игру» нужно как можно чаще использовать на начальном этапе обучения, пока ребенок еще не готов к организованным учебным занятиям. Постепенно у малыша будет формироваться интерес к выполнению учебных задач разного содержания, тогда вы сможете приглашать его к игре, заранее спланированной и организованной вами самими. Старайтесь разнообразить игры – по сюжету, по способам организации, по атрибутам( предметам) игры. Будьте гибкими! Если вы видите, что какое- то задание оказалось слишком сложным для вашего ребенка, пропустите его, вы сможете вернуться к нему немного позже. Превышение возможностей ребенка даже в игровой ситуации может многократно снижать успешность занятий, так же, как и ваше нетерпение в процессе игры. Но ведь ребенок – это не уменьшенная копия взрослого, он имеет полное право не знать и не уметь чего- то. Будьте терпеливы! Ваше терпение и гибкость смогут сделать любую учебную игровую ситуа цию еще более результативной. В возрасте четырех- шести лет у ребенка преобладает чувственное познание. Поэтому, старайтесь быть эмоциональными, играя с ребенком. Будьте внимательны к настроению вашего ребенка. Помните, что желание заниматься вряд ли возникнет у ребенка, если он перед занятием был чем- то расстроен. В таком случае, отложите занятия на некоторое время. Правило желания относится и к обучающему взрослому, т. к. настроение ребенка напрямую зависит от настроения взрослого. Поэтому предлагайте ребенку обучающие игры только, когда у вас самих «хорошее настроение», когда вы сами хотите заниматься с малышом. Не старайтесь скрыть свое «плохое настроение»( раздражение, апатию, страх, тревогу) : оно все равно будет влиять на вас, будет как бы заражать малыша аналогичными эмоциями. Попробуйте играть с искренним интересом. Старайтесь буквально излучать радость, создавать предвкушение чего- то занятного, увлекательного, веселого, но одновременно и очень важного. Правило похвалы О дним из ведущих мотивов в жизни детей дошкольного возраста является стремление к положительным взаимоотношениям со взрослыми. Дети четырех- шести лет очень чувствительны к оценкам своей деятельности со стороны родителей и педагогов. Именно непосредственный интерес к занятиям и положительные оценки успехов ребенка взрослыми стимулируют желание ребенка продолжать обучение. Поэтому обучающему дошкольника взрослому необходимо быть великодушным, снисходительным, щедрым на похвалу. Но хвалить надо уметь! Вовремя и в соответствующей степени. Как же это сделать? Хвалите искренне. Не страшно, если похвала будет несколько завышена: получая ее в качестве аванса, ребенок всеми силами будет стремиться ей соответствовать. Поощряйте не только за результат, но и за попытку ребенка достигнуть результата, за старание, желание … С тарайтесь использовать разные словесные формы похвалы. Если все время использовать одни и те же слова или фразы для поощрения, они потеряют свою ценность и значимость для ребенка. Попробуйте использовать для увеличения своего запаса слов поощрений «Азбуку похвалы». Будет замечательно, если в нее вы добавите свои собственные формы обращений к ребенку. Азбука похвалы « Ах, какой ты молодец! », « Большое спасибо тебе, ты меня порадовал! », « Великолепно! », « Верю в тебя! », « Вот это да! », « Горжусь тобой! », « Сейчас получится! », « Славно! », « Ты быстро учишься! », « Так держать! », « Успех! », « Удача! Ура! », « Умница! », « Фантастика »! « Ценю твои старания! » « Я знала, что ты сможешь это сделать! » и т. д. Используйте так же разные формы несловесной поддержки ребенка – они не менее важны для вашего малыша, чем слова, а иногда и более эффективны. Улыбнитесь или подмигните, погладьте по спине или по голове, мимоходом прижмите к себе или подбадривающе пожмите руку, обнимите за плечи – словом, используйте все, что подскажет вам ваше сердце. Конечно, в качестве поощрения вы можете использовать и минимальные вознаграждения. Именно минимальные, поскольку они вызывают ощущение радости, сопровождают успех ребенка, при этом не «перекрывая» по значимости сами учебные достижения. Выбирая подарок для поощрения, необходимо понимать, что это лишь символ успеха или достижения. Отдайте предпочтение в выборе небольшим сувенирам( воздушный шарик, заколка, наклейка) , книжкам- раскраскам, письменным принадлежностям. Все знают, что без неудач не бывает учения. Нельзя фиксировать внимание на неудачах, давать низких оценок, критиковать ошибки ребенка. Если вам нужно дать рекомендации, как правильнее выполнить то или иное упражнение, старайтесь сделать это доброжелательно и доступно для понимания ребенком. Чаще используйте примеры правильного выполнения в таких случаях. Взаимоотношения с ребенком в процессе обучения стройте таким образом, чтобы он видел в вас не требовательного наставника, а старшего друга, всегда готового прийти к нему на помощь в трудную минуту. Обязательно завершайте занятия на оптимистической ноте: отмечайте даже малейшие достижения ребенка, открыто выражайте свою радость и уверенность в дальнейших успехах. Не сравнивайте успехи вашего ребенка с успехами других детей, не ставьте ему других детей в пример: темп освоения навыка чтения индивидуален для каждого ребенка. Правильнее отмечать новые успехи вашего малыша, сравнивать результативность выполнения заданий вчера и сегодня, отмечать улучшение качества или скорости выполнения конкретных упражнений. Очень полезно рассказывать при ребенке о его успехах членам семьи и знакомым. Предлагайте и самому ребенку рассказывать о своих достижениях близким и значимым для него людям. Приступая к занятиям, помните, что для вашего ребенка вы – самый близкий и дорогой человек. Эмоциональное благополучие для ребенка так же важно, как для цветка влага, тепло, почва, свет. Чтобы расти и развиваться, всем детям нужна любовь, уверенность в своих силах, в своей ценности и значимости для окружающих взрослых. Чувство психологической защищенности, которое малыш испытывает при общении с вами, не должно покидать его ни на миг. Подготовила учитель- логопед Альбина Ф. Ш.