Проект "Пальчиковый театр", 2020 год
Документы для скачивания
Красноярское государственное бюджетное обще образовательное учреждение «Минусинская школа- интернат» ПРОЕКТ Тема: « П альчиковый театр » Минусинск, 2019 г. Тип проекта: творческий Вид проекта: групповой Сроки реализации проекта: долгосрочный( январь 2019 – май 2021) Место реализации: КГБОУ «Минусинская школа- интернат», группа « Васильки ». Участники проекта: дети – педагоги- родители Разработчик и проекта: воспитатель – Дмитриенко А. В. учитель- дефектолог – Чупрова Н. А. ПАСПОРТ ПРОЕКТА Наименование проекта « Пальчиковый театр » Основания для разработки Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования Цель проекта Развитие речи дошкольников с нарушениями слуха посредством пальчикового театра Задачи проекта Задачи: - и зучить технологию изготовления игрушек для пальчикового театра; - д ать представление о пальчиковом театре, расширить кругозор детей; - р азвивать речь детей, координированных движений м елких мышц пальцев и кистей рук; - и зготовить игрушки и декорации для постановок сказок- вызвать у детей положительные эмоции, используя художественное слово, музыку; - вовлечь родителей в реализацию проекта Принять участие в различных конкурсах Структура проекта- а ктуальность; - ц ели и задачи проекта; - о сновные принципы работы в рамках проекта; - деятельность в рамках проекта; - ресурсное обеспечение проекта; - о жидаемые результаты реализации проекта; - этапы реализации; - критерии оценки результата; Сроки и этапы реализации Первый этап – подготовительный( январь- февраль 2019) Второй этап – практический( март 2019- апрель 2021) Третий этап – рефлексивно- оценочный( май 2019г. , 2020г. , 2021 г. ) Ожидаемый конечный результат реализации проекта Осмысленное и активное участие детей в драматизации сказки, умение брать на себя роль героя сказки. Развитие речи, мелкой моторики, координации движений детей Презентация постановок Участие в конкурсах Система организации контроля за исполнением проекта Контроль в рамках проекта осуществляет заместитель директора по воспитательной работе школы- интернат Сумеркина М. С руководитель методического объединения Шевлякова И. В. Проект « Пальчиковый театр » Актуальность Статистика показывает, что за последние несколько лет резко увеличилось число детей с нарушением слуха. Данная категория детей имеет свои особенности, как в психическом, так и в физическом развитии. Ученые- физиологи подтвердили связь интеллекта и ручных навыков: чем совершеннее мелкая моторика рук, тем лучше развито логическое мышление ребенка, его внимание, память и интеллект. Современная наука доказала, что двигательные импульсы рук влияют на формирование речевых зон и положительно действуют на кору головного мозга, что особенно актуально для детей с нарушением слуха. Сейчас есть немало средств, для развития мелкой моторики рук, но самым эффективной и интересной для детей формой работы была и остается игра. К игровым средствам относят шнуровки, матрешки, кубики, паз лы, разнообразные конструкторы и др. К сожалению, они стоят довольно дорого, а для полноценного развития ребенка играть в них нужно часто. Поэтому, проявив смекалку и фантазию, можно смастерить отличные игрушки- самоделки, которые нередко превосходят по своим развивающим свойства магазинные аналоги. Я остановила свой выбор на пальчиковом театре, так как именно данный вид работы дает возможность для развития всех выше перечисленных моме нтов, а так же способствует развитию творческих способностей детей. Цель проекта: Развитие речи дошкольников с нарушениями слуха посредством пальчикового театра Реализация проекта направлена на решение следующих задач: - изучить технологию изготовления игрушек для пальчикового театра; - дать представление о пальчиковом театре, расширить кругозор детей; - р азвивать речь детей, координированных движений мелких мышц пальцев и кистей рук; - изготовить игрушки и декорации для постановок сказок- вызвать у детей положительные эмоции, используя художественное слово, музыку; - вовлечь родителей в реализацию проекта- принять участие в различных конкурсах Основные принципы работы в рамках проекта: 1. Принцип организации личностно- ориентированного взаимодействия с учетом индивидуальных возможностей – принятие и поддержка его, индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей, забота о его эмоциональном благополучии. 2. Принцип интеграции – содержание пальчиковых игр взаимосвязаны с другими разделами программы воспитания и обучения детей в детском саду. 3. Принцип возрастной адресованности – содержание деятельности выстраивается в соответствии и учетом возраста детей. 4. Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях детского сада и семьи – родители поддерживают формы работы с детьми и продолжают их в семье. Деятельность в рамках проекта Целевую группу составляют: - воспитанники КГБОУ «Минусинская школа- интернат» в возрасте от 5 до 7 лет, глухие и слабослышащие; - воспитатель; - учитель- дефектолог- родители. Ф. И. О. Должность Роль в проекте Дмитриенко Анна Владимировна воспитатель Координируют работу группы детей, осуществляют театр ализованную постановку сказок Натал и я Александровна у читель- дефектолог Работает с детьми над постановкой диалогов, отрабатывает звуки, фразы Шевлякова Ирина Владимировна руководитель МО Координируе т работу воспитателя Нормативное обеспечение: - Федеральный закон от 29. 12. 2012 №273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17. 10. 2013 №1155. - Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15. 05. 2013 №26 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2. 4. 1. 3049- 13 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций». - программы: а даптированная основная образовательная программа дошкольного образования глухих детей, а даптированная основная образовательная программа дошкольного образования слабослышащих и поздно оглохших детей. Материально- техническое обеспечение: - групповая комната № 255, оснащенная в соот ветствии с требованиями ФГОС ДО; - компьютер; - музыкальное оборудование( музыкальный центр) ; - гофробумага, цветная бумага, картон, фломастеры, фомиран, ножницы, клей; - декорации, атрибуты для театрализации; - ширма Методическое обеспечение: - а даптированная основная образовательная программа дошкольного образования глухих детей, а даптированная основная образовательная программа дошкольного образования слабослышащих и поздно оглохших детей; - методический инструментарий( конспекты непосредственно образовательной деятельности, картотека игр, подборка художественных произведений( стихи, сказки) , сценарии развлечений и т. д. ) ; - различ ные виды театров: пальчиковый, теневой- раскраски по мотивам сказок; - сюжетные к артинки, иллюстрации к сказкам Кадровое обеспечение: - воспитатель- 1- учитель- дефектолог- 1 Этапы реализации проекта 1 этап: Подготовительный Задача Мероприятия Ожидаемый результат Ответственный Анализ имеющегося ма териала- Подбор литературы, аудио материала; - Составление списка необходимого материала; - Включение в календарно- тематическое планирование мероприятий по реализации проекта- Список необходимого методического материала- Дополненный календарно- тематический план Воспитатель Создать интерес у у частников проекта- Составление плана мероприятий по реализации проекта совместно с детьми, проведение диагностики в виде наблюдений за самостоятельной игрой детей; - Информирование родителей: «Пальчиковый театр в жизни ребенка» Заинтересованность детей и родителей Воспитатель Сбор и анализ информации для реализации проекта- Сбор атрибутов для театрализованных игр- Подбор дидактических игр- Подбор материала для презентации- Список имеющихся и недостающих материалов, атрибутов Воспитатель и родители 2этап: Основной Задача Мероприятия Ожидаемый результат Ответственный Создать условия для реализации проекта- Подбор аудиоматериала согласно списку; - Подбор сказок для театрализации- Сказки и иллюстрации к ним; - Аудиоматериалы; - Презентация. Воспитател ь Обогатить среду- Книги – сказки- Игрушки и ат рибуты для сказок Обогащённая среда, изготовленные пальчиковые куклы, атрибуты к сказкам Воспитатель и родители Обогатить знания детей о театре, Совершенствовать исполнительские умения- Беседы, - Просмотр видео материала, - Чтение художественной литературы( сказок) , - творческая мастерская; - Слушание музыкальных произведений, - Отгадывание загадок о героях сказок, - Драматизация сказок « Колобок », «Теремок», «Репка»( распределение ролей, разучивание текста, репетиции) - Участие в го родском конкурсе «Театральная юность Минусинска 2021», городской конкурс: «Это Родина моя» Участие в городском конкурсе « Театральная юность Минусинска 2021», городской конкурс: «Это Родина моя» Воспитатель Учител ь- дефектолог Включение родителей в педагогический процесс- Привле чь родителей к сбору атрибутов, материалов для создания кукол. Активное участие родителей в реализации проекта Воспитатель 3этап: Итоговый Задача Мероприятия Ожидаемый результат Ответственный Анализ по проекту и подведение итогов- Анализ работы по проекту, - Фотоотчёт о проекте на сайте школы- интернат, видеопрезентация сказок; - Отзывы родителей о проекте; - выступление для родителей, воспитанников дошкольного отделения- Фотогазета о проведённ ом проекте; - видеоматериал сказки « Колобок», «Теремок», «Репка» Воспитатель Список литературы: А даптированная основная образовательная про грамма дошкольного образования глухих детей, а даптированная основная образовательная про грамма дошкольного образования слабослышащих и поздно оглохших детей Бачурина В. Развивающ ие игры для дошкольников: В. Багурина. - М. : Лада, 2011. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук. Игр ы и упражнения: учебное пособие/ С. Е. Большакова – Изд- во Сфера, 2015. Лыкова И. А. Театр на пальчиках. - Изд- во: Цветной мир, 2013. Смирнова Е. А. Система развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста/ Е. А. Смирнова- СПб. : ООО 2013. Ткаченко Т. А. Развиваем мелкую моторику. Изд- во: Эксмо/ Т. А. Ткаченко. - 2014. Шевченко И. Н. Пальчиковый театр в системе коррекции дефе ктов речи у дошкольников/ И. Н. Шевченко/ / Логопед. - 2011. - № 1