a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Звуковой анализ слова

Автор: Яппарова Флюра Шарифулловна Опубликовано: 2021-04-14 10:04:44

Документы для скачивания

Консультация для родителей детей 5 – 8 лет «З вуковой анализ слова » Подготовка к обучению грамоте детей в детском саду – это целенаправленный систематический процесс по подготовки к овладению письмом и чтением. Как же лучше подготовить детей к овладению грамотой в школе. Ведь от того, насколько успешным будет начало школьного обучения, зависит успеваем ость ученика в последующие годы, его отношения к школе, учению, и, в конечном счете, его благополучие во взрослой жизни. Обучение грамоте детей дошкольного возраста необходимо, потому что: - требования начальной школы стали выше, и многие родители заинтересованы в обучении детей чтению; - появилось много трудностей в обучении детей письму и чтению в школе; - не все дети справляются с темпом, предложенной школьной программой. Письменная речь формируется на базе устной. И первыми шагами к обучению грамоте должно быть не знакомство с буквами, а усвоение звуковой системы языка. Вспомнив «народное» правило русского языка: «как слышится, так и пишется», мы поймем, что ребенок, который не произносит звук правильно, вряд ли напишет его правильно в недалеком будущем. Необходимо обращать внимание не только на правильную артикуляцию звука, но и на умение ребенка выделять, то есть слышать звуки в слове. Этот навык вырабатывается в ходе систематической работы как педагогов в детском саду, так и родителей дома в таких играх, как: «Назови первый звук в слове», «Подбери словечко», «Определи позицию звука в слове», «Найди место картинке» и др. Обучение детей звуковому анализу слов начинается с определения последовательности звуков в слове: выделять данную последовательность нужно при помощи неоднократного произнесения слова с интонационным выделения каждого звука. Так, при анализе слова «Д ОМ» ребенок должен произнести его три раза: « ДДом », « д ООм, « д оММ ». Для того чтобы ребенок мог анализировать какое- то явление, оно должно быть понятно, материально представлено. Также детям необходимо знать, что: - звуки мы слышим и произносим; - буквы мы видим, пишем и читаем. Звуки бывают гласные и согласные. Гласные звуки можно петь голосом, при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды( гласные звуки можно петь на мотив любой песенки) . Согласные звуки – звуки, которые петь нельзя, так как воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду в виде губ, зубов, неба. Гласных звуков шесть: А, У, О, И, Э, Ы. Гласных букв десять: А, У, О, И, Э, Ы – соответствуют звукам и четыре йотированные, которые обозначают два звука: Я –[ йа] , Ю –[ йу] , Е –[ йэ] , Ё –[ йо] . Гласные звуки на схеме обозначаются красным цветом. Согласные звуки бывают мягкими и твердыми: всегда твердые согласные: Ж, Ш, Ц; всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ. Твердые звуки на схеме обозначаются синим цветом, а мягкие согласные- зеленым. Согласные звуки бывают глухими и звонкими. Глухой звук образуется без участия голосовых связок, детям объясняем, что когда произносим глухой звук, горлышко не дрожит, а при произнесении звонких звуков- горлышко дрожит( положить руку на горлышко) . Согласные звонкие звуки: Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, Л, М, Н, Р. Согласные глухие звуки: П, Ф, К, Т, Ш, С, Щ, Ч, Х, Ц. Примерные игровые задания: Игра «Поймай звук». Задача: развивать слуховое внимание, фонематический слух. Взрослый называет звук, а ребенок поднимает синий или зеленый квадратик. Потом слово. Если в начале слова слышится твердый звук, нужно поднять синий квадратик, если мягкий – зеленый. Игра «Звуковой поезд» Задача: учить определять нахождение звука в начале, середине или конце слова. Игра «Сколько звуков в слове спряталось? » Задача: развивать слуховое внимание, фонематический слух. Выложить схему к слову ДОМ. - Сколько звуков в слове ДОМ? ( В слове ДОМ три звука) - К акой первый звук в слове ДОМ? ( первый звук[ Д] ) - Звук[ Д] какой? ( звук[ Д] – согласный, звонкий, твердый) . - Каким квадратиком на схеме обозначим звук[ Д] ? ( синим квадратиком) - Какой второй звук в слове ДОМ? ( второй звук[ О] ) - Звук[ О] какой? ( звук[ О] – гласный) - Каким квадратиком на схеме обозначим звук[ О] ? ( красным квадратиком) - Какой третий звук в слове ДОМ? ( третий звук[ М] ) . - Звук[ М] какой? ( звук[ М] – согласный, звонкий, твердый) . - Каким квадратиком на схеме обозначим звук[ М] ? ( синим квадратиком) . - Звуки подружились. Что получилось? ( ДОМ) Важно, чтобы ребенок усвоил, что такое звук речи, мог дифференцировать звуки, делить слова на звуки и слоги. Только тогда он сможет без труда овладеть навыком чтения. Буквы являются графическим символом звуков. Часто мы сталкиваемся с тем, что детей учат побуквенному чтению, то есть, видя букву, произносят её название, а не звук: пэ, рэ … В результате получается « дэомэ », вместо «дом». Дети с трудом вникают в правила озвучивания букв и буквосочетаний. Это создает дополнительные трудности в обучении детей чтению. В методике обучение в детском саду предусматривает название букв по их звуковым обозначениям: м, н, т … Э то значительно облегчает детям овладение навыком чтения. Для того, чтобы ребенок лучше усвоил графический облик буквы и для профилактики дисграфии в школе( дисграфия – нарушение письменной речи) рекомендуют следующие задания: - «На что похожа буква? »- В ряду букв обвести в круг заданную букву. - Выкладывание букв из счетных палочек, камушек, веревочки, вылепить из пластилина и т. д. - Обвести по точкам, заштриховать букву, дописать букву. Уважаемые родители! Обучение грамоте – ответственные период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от вас, вашего терпения, доброжелательности. Помните о том, что требования детского сада и семьи должны быть едины! Успехов вам в занятиях с вашими детьми! Учитель- логопед Альбина Ф. Ш.

Оставить комментарий: