a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Развитие речи детей посредством русского народного творчества

Автор: Иванова Лариса Валентиновна Опубликовано: 2021-05-20 21:00:13

КОНСУЛЬТАЦИЯ

на тему: «Развитие речи детей посредством русского народного творчества»

 

Одним из эффективных средств развития речи детей младшего дошкольного возраста является фольклор – устное народное творчество.

Использование прибауток, потешек, пословиц, поговорок и других малых жанров фольклора в совместной деятельности с детьми доставляет им огромную радость. Сопровождение действий ребёнка словами способствует непроизвольному обучению его умению вслушиваться в звуки речи, улавливать её ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникать в их смысл.

При коммуникативном подходе произведения устного народного творчества используются для общения взрослого с ребенком, например, при чтении и обсуждении художественных произведений, проведении эстетических бесед, пальчиковых игр. Это расширяет словарный запас, формирует грамматический строй речи, ее звуковую культуру.

Потешки – песенки и стишки – привлекают детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, способствует развитию разговорной речи. Дети легко запоминают потешки. Они начинают вводить слова потешек в свои игры. Для запоминания потешек, используется подбор различного материала – это красочные книжки с потешками, наглядно-дидактические пособия, которые лежат в доступном для детей месте.

Загадки очень близки игровой форме, в них есть юмор и смелые образы, что так близко детскому воображению. Особенно полезны для развития наглядно-образного, ассоциативного мышления. Загадки способствуют формированию образности речи детей, так как в них для создания метафорического образа используются эпитеты, олицетворения, многозначные слова, сравнения.

С помощью народных песен развивается фонематический слух, так как они используют звукосочетания – наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией.

При проговаривании всех фольклорных произведений устанавливается речевое взаимодействие с ребёнком, направленное на развитие звуковой культуры речи.

В работе по развитию речи детей среднего дошкольного возраста средствами устного народного творчества используются различные методы:

– наглядные (рассматривание книжек с картинками, иллюстраций, фотографий и т.д.);

– словесные методы: выразительное чтение (рассказывание), объяснение, беседа, пояснение;

– игровые методы;

– игры с пальчиками;

– ритмические движения под музыку и текст фольклорного произведения;

– имитационные упражнения (имитация поведения животных, птиц, героев фольклорных произведений);

– метод ассоциаций при использовании загадок;

Все эти методы позволяют развивать все стороны речи, конструктивные способы и средства свободного общения детей с окружающими людьми.

Таким образом, успешному развитию речи детей младшего дошкольного возраста способствуют следующие условия:

- использование в комплексе трех подходов: интегративного, коммуникативного и системно-деятельностного;

- подбор произведений устного народного творчества, их жанров в соответствии с возрастными интересами детей;

- следование дидактическим принципам в педагогической работе по развитию речи детей среднего дошкольного возраста средствами устного народного творчества;

- использование комплекса разнообразных методов и специальных упражнений, в которых речевым материалом являются произведения малых форм фольклора.

Устное народное творчество – это эффективное средство развития речи детей среднего дошкольного возраста. Фольклорные произведения вызывают живой интерес и привлекают внимание детей своей краткой формой, яркими поэтическими образами и художественными средствами, вызывают у детей положительные эмоции. Все это вместе повышает эффективность работы по речевому и социально-коммуникативному развитию детей, делает речь детей более правильной, выразительной, яркой, мелодичной.

Конечно же, хочется сказать слова благодарности родителям, которые поддерживают интерес у своих деток к народному творчеству.

Материал подготовила

воспитатель Иванова Л.В.

Оставить комментарий: