a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Конспект НОД "Деревья нашего края"

Автор: Махова Юлия Сергеевна Опубликовано: 2021-06-24 06:27:20

Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Деревья нашего края».

Цель: Формирование представлений у детей о видах деревьев нашего края.

Задачи: Развивать представления детей об основных потребностях дерева в естественных факторах и формировать устойчивый интерес к познанию мира природы

Закрепить умение детей различать деревья по стволу и по листьям.

Расширять и обогащать словарный запас детей.

 Воспитывать эмоциональную отзывчивость, доброе отношение к деревьям и окружающему миру.

Программное содержание:

- расширять представления детей о деревьях родного края;

- учить детей восхищаться красотой и многообразием родной природы;

- развивать память, внимание, мышление, наблюдательность, интерес к изучению деревьев родного края, умение устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;

Активизация словаря: белоствольная, древесина, кислород,  крона, корявые ветки, теплолюбивые.

Материал: игрушка заяц, мяч, карточки, листья.

Предварительная работа: беседы о природе, наблюдения на прогулках, отгадывание загадок о деревьях, рассматривание картинок с изображением различных деревьев.

Организация детей: проведение занятия в виде экскурсии в группе детского сада.

  Ход занятия.

Ребята, закройте глаза и представьте:

Ярко светит солнце,

Дует лёгкий ветерок

Мы вдыхаем его чистый

Свежий воздух.

Нам хорошо и приятно.

Мы хотим жить в мире с природой,

И будем с друзьями защищать всё живое.

1 часть Вступительная.

В.: Дети, у каждого жителя земли есть своя Родина – это место, где он родился и живёт.

«Слышишь песенку ручья?

Это Родина твоя.

Слышишь голос соловья?

Это Родина твоя.

Звон дождей и шум ветвей

И в саду смородина – это тоже Родина!»

В.: А по вашему, что такое Родина?

Ответы детей.

В.: Скажите, а как называется страна, в котором мы живём?

Ответы детей.

В.: Дети, а в каком селе мы с вами живём?

Ответы детей.

В.: А можно сказать, что город Мыски– это часть нашей большой Родины – России?

Ответы детей.

В.: И наш город Мыски это и есть наша малая родина.

2 часть. Основная.

В.: В нашем крае– очень много лесов.

В.: Детки, а что растёт в лесу?

Ответы детей.

В.: Лес – это огромный дом. Только одно дерево может дать приют и корм многим зверям, птицам. А в лесу таких деревьев тысячи. А какие деревья нашего края знакомы вам?

Ответы детей

В.: Да, у нас в Кузбассе растёт много разных деревьев!

Сюрпризный момент.

В.: К нам сегодня на занятие пришёл гость, а чтобы угадать кто это, нас с вами нужно отгадать загадку.

«На спине иголки

Длинные и колкие.

А свернётся в клубок

Нет ни головы, ни ног» (ёжик)

В.: Ребята, ёжику очень нравится наш детский сад. Здесь столько детей и всегда так весело. Он хотел бы жить в нашем детском саду, но не нельзя ему жить в помещении, ёжики живут на улице, а так как скоро зима ему пора ложиться в спячку в норку под дерево, но он не знает под каким же деревом ему поселиться.

В.: Что нам нужно сделать?

Ответы детей.

В.: А как нам нужно помочь?

Ответы детей

В.: Правильно, давайте ему поможем! Мы изучим с вами деревья которые растут в нашем родном крае малой части нашей родины, расскажем ему про каждое дерево. Может какое-нибудь дерево ему понравится. Он выроет себе норку и поселится там.

В.: Ну что ребята отправимся на экскурсию?

Ответы детей.

В.: А на чём можно отправится на экскурсию?

ответы детей.

В.: Правильно, а мы с вами отправимся на поезде на экскурсию по нашей малой Родине в лес.

Ну что, нам пора в путь!

В.: Ребята , где мы с вами очутились?

Ответы детей.

Вокруг нас природа, значит мы с вами должны быть аккуратны и внимательны.

Давайте поприветствуем всё живое:

«Здравствуй небо голубое,

Здравствуй солнце золотое,

Здравствуй матушка - Земля,

Здравствуйте мои друзья.»

В.: Итак, начнём нашу экскурсию по ознакомлению с деревьями. Первая остановка:

В.: Но прежде чем мы увидим дерево мы должны его отгадать:

«Разбежались по лужайке

Беззаботной лёгкой стайкой

Словно девочки-подростки

Белоствольные» (Берёзки).

В.: Конечно же, это берёзы. Смотри, ёжик! Берёзка – это наша белоствольная красавица, берёзка нравится всем. Это дерево - символ нашей Родины.

В.: Ребята, давайте вместе с ёжиком рассмотрим берёзу. Какая она, чем отличается от других деревьев?

Ответы детей.

Воспитатель предлагает детям задание: отобрать листья березы от других листьев.

В.: Поехали дальше? А вот ещё одно дерево!

«Весною зеленела,

Летом загорела,

Осенью красные бусы одела» (рябина).

В.: Да, это рябина. Эта стройная красавица украшение лесов, парков . Очень любят это дерево птицы, особенно зимой. Почему? (ответы детей)

В.: Конечно, зимой оно спасает птиц от голода.

А для нас березка приготовила задание, она хочет посмотреть насколько хорошо вы знаете её плоды.

Дети за столами вычёркивают те плоды, которые не относятся к берёзе.

В.: Молодцы, а давайте с вами немного отдохнём.

Физкультминутка:

Выросли деревья в поле.

Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)

Каждое старается,

К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх)

Вот подул веселый ветер,

Закачались тут же ветки, (Дети машут руками)

Даже толстые стволы

Наклонились до земли. (Наклоны вперед)

Вправо-влево, взад-вперед –

Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)

Он их вертит, он их крутит.

Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)

Ветер стих. Взошла луна.

Наступила тишина. (Дети садятся)

В.: Поехали дальше? А вот ещё одно дерево! Но и чтобы его увидеть нам нужно отгадать загадку.

Он — могучий!

Крона — в тучах.

В кроне желуди видны.

И не зря к нему приходят

Утром ранним кабаны (дуб).

В.: Дуб, и в самом деле, - очень сильное, величественное дерево. Дуб – дерево-долгожитель. У дуба мощный ствол, раскидистая крона, и дуб тоже цветёт, только цветение у него происходит только тогда когда листики распускаются. У дуба очень красивые резные листья. А когда дуб перестанет цвести, на месте цветочков появляются плоды - жёлуди.

В.: Хорошо, а наше дерево Дуб хочет узнать как хорошо вы знаете для чего нужны деревня всему живому.

Проводится игра.

Дерево — это…

Эта игра развивает мышление, актуализирует опыт ребят, их знания, позволяет взглянуть на один и тот же объект с разных точек зрения.

Ведущий предлагает детям определить, какое значение имеет то или иное дерево для жизни разных животных, людей и т. п.

Например: «Для птицы дерево — это…» (варианты ответов ребят: столовая; место для постройки гнезда; место, где она может спрятаться, и т. п.). «Для жука наш дуб — это…» (его жилище; место, где он откладывает личинки, где может найти добычу). «Для художника дерево — это…» (объект для картины, источник вдохновения). «Для усталого путника раскидистое дерево — это…»(место, где в жаркий день можно укрыться от знойного солнца, отдохнуть). «Дерево для мебельщика — это…» (древесина, из которой можно сделать много разных предметов). «Дерево для зайца — это…» (пища — кора зимой, укрытие). «Дерево для горожанина — это.» чистый воздух; прохлада в зной; «зонтик» от дождя; место для отдыха и т. п.). Слово «дерево» можно заменять конкретными названиями различных пород, в частности, тех, за которыми дети наблюдают.

В.: Ну а вот перед нами последняя остановка. Но и чтобы узнать это дерево тоже нужно отгадать загадку.

«Осенью на ветке

Подрастают детки.

Все без глаз, без рук, без ножек –

Каждый как зелёный ёжик.» (каштан)

В.: Да, это дерево – каштан. Это очень высокое и крупное дерево. Ствол толстый, кора гладкая, серого цвета, ветки растут в разные стороны. Цветёт каштан красивыми белыми цветами, похожими на свечи. Его плоды во время созревания покрыты колючками и напоминают маленьких ёжиков.

(ёжик что-то шепчет на ухо воспитателю)

В.: Ой, ребята, а ёжику очень понравилось дерево с «ёжиками». Он решил, что выроет норку здесь, и будет приходить к нам в гости.

В.: Ну что детки, мы помогли ёжику, узнали деревья какие растут на нашей малой Родине, но нам пора возвращается с нашей экскурсии в детский сад. А возвращается мы будем на нашем поезде.

В.: Вот мы и прибыли, где мы с вами очутились?

Ответы детей.

А теперь давайте с вами побеседуем.

В.: Где мы с вами были?

Ответы детей.

В.: с кем мы познакомились?

Ответы детей.

В.: Какое первое, второе, третье, четвертое дерево?

Ответы детей.

В.: Кому мы помогли с вами?

ответы детей.

В.: Под каким деревом остался жить ёжик?

Ответы детей.

В.: Зачем нужны деревья?

В.: Очень много полезного дают они человеку и животным– (кислород, защищают от пыли, ветра, дают тень в жару, на них строят гнёзда птицы, пищу животным и человеку, украшают нашу землю).

В.: А что необходимо для роста деревьев?

Ответы детей.

3 часть. Заключительная.

В.: Ребята, мы уже говорили, что всё живое вокруг нас – это наши друзья, а друзей надо защищать. Деревья нуждаются в нашей охране и защите. Люди обязаны беречь то, что им даёт щедрая российская природа.

В.: Поэтому мы должны соблюдать особое правило: «Любить и оберегать природу нашего края».

«Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок

Если вместе я и ты

Если все сорвут цветы,

То останутся пусты

Все деревья и кусты

И не будет красоты!»

 

 

Оставить комментарий: