a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

«Воспитание экологической культуры у дошкольников».

Автор: Ульянова Вера Алексеевна Опубликовано: 2021-07-03 20:29:39

 

В период дошкольного детства, в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начало экологической культуры – осознанно правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни. Осознанно-правильное отношение вырабатывается при условии тесного контакта и различных форм взаимодействия ребёнка с растениями и животными, имеющимися в помещении, на участке детского сада и в доме ребёнка. Он узнает, что всё живое, в том числе и человек, имеет определённые потребности, удовлетворить которые можно лишь пи наличии определённых внешних условий – среды обитания пригодной для того или иного организма. Иначе говоря, каждое существо должно иметь свой «дом», в котором есть все условия для его жизни.

Экологическое воспитание дошкольников – это и есть познание живого, которое рядом с ребёнком, во взаимосвязи со средой обитания, и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним.

Совокупность знаний и активных проявлений ребёнка вырабатывает осознанно-правильное отношение к природе. Ребёнок интересуется явлениями природы, понимает специфику живого, практически сохраняет, поддерживает или создаёт для него условия; понимает или сочувствует тем, кто испытывает дефицит каких либо условий, эмоционально откликается, радуется на любые проявления животных и растений, их красоту.

Такое отношение вполне может сформировано у маленького ребёнка, если систематически, на протяжении нескольких лет его знакомят с разнообразием растений и животных, которые его окружают, демонстрируют их связь со средой обитания, вовлекают в практическую деятельность по выращиванию растений и животных, предоставляя возможность наблюдать за их ростом, развитием, различными проявлениями в благоприятных условиях.

К экологическому воспитанию относится и то, что в дошкольный период в ребёнка может быть заложено первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой.

Человек, как живое существо, нуждающееся во вполне определённых жизненно необходимых условиях; человек как природопользователь, потребляющий в своей деятельности ресурсы земли, охраняющий природу и по мере возможности восстанавливающий её богатства.

Понимание этих аспектов связано с конкретными примерами, которые имеются в окружении и в практике каждого ребёнка.

Осознанно-правильное отношение детей к объектам природы я воспитываю путём их практической деятельности с растениями и животными, разными формами взаимодействия и отражения впечатлений о них, выстраивая вокруг чтения о природе.

Чтение книг перемежается с наблюдениями в уголке природы, на участке детского сада, в ближайшем природном окружении, беседами, рассматривании картин. При помощи книг дети получают представление об отдельных, в ряде случаев, экзотических проявлениях природы, необычных эпизодах взаимодействия человека и природы.

Наиболее значимым методом в воспитании экологической культуры ребёнка является наблюдение. Наблюдение с детьми я провожу в повседневной жизни в форме циклов за одним и тем же объектом, а так же на занятиях, экскурсиях, прогулках, труде.

Наблюдая ребёнок учится видеть красивое в окружающей природе, появляется желание сохранить эту красоту для всех, желание оказывать помощь всему живому, беречь, ухаживать и т. д.

Желание поделиться с окружающими полученными впечатлениями, через изодеятельность, составление рассказов, составлением календарей, в музыкальной деятельности. Всё это обобщается в интеграционном занятии, на котором у детей формируется обобщение представления о явлениях природы, понимание взаимосвязей в природе. Здесь дети передают своё впечатление о природе посредством поэзии, музыки, изобразительной деятельности.

Кроме занятий и наблюдений мы с детьми ещё занимаемся трудом в уголке природы, на участке детского сада.

Труд в природе по поддержанию необходимых условий для жизни животных и растений позволяет детям приобрести умения и правильные способы ухода за растениями, животными, воспитывает любовь ко всему живому. Детям становится ближе и понятней растительный и животный мир.

Конкретная забота о растениях и животных развивает в детях такие моральные качества, как способность сочувствовать, сопереживать, заботится о других.

Так же ребята принимают участие в природоохранных акциях,таких как«Зелёная ёлочка – живая иголочка»«Покормите птиц»«Вкусная кормушка»«Моя планета Земля».

Вся эта работа воспитывает в детях осознанно правильное отношение к природе.

Не остаётся в стороне и физическое развитие ребёнка, через труд, наблюдения, занятия дети приходят к пониманию здоровья как ценности, которую надо беречь с малых лет. Здоров – значит красив.

 

Оставить комментарий: