a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Значение и функции наглядности в образовательном процессе

Опубликовано: 2021-07-13 18:01:05

Основой дидактики является принцип наглядности, который подтверждает влияние вовлечённости органов чувств в учебный процесс на увеличение его плодотворности и улучшение усвоения материала. Иными словами наблюдение, измерение, экспериментирование дает детям более качественные знания.
С научной точки зрения дидактический принцип наглядности одним из первых стал успешно применяться в педагогике. История прослеживается с древних времен, где в учебных заведениях также активно использовался наглядный материал. Преподаватели всегда сопровождали свои объяснения рисунками, схемами, плакатами и т. д.

Параллельно с продвижением научно-технического процесса можно проследить, как менялись доступные средства наглядности. Одним из первых ученых работающим в области дидактики стал Ян Амос Коменский (XVII век). Его последователем можно назвать Иоганна Генриха Песталоцци — создателя известных трудов с упоминанием принципов наглядности (XVIII век).

Швейцарский ученый предположил о связи органов чувств с неупорядоченной информацией об окружающем пространстве. По его мнению обучение должно направляться на устранение хаотичности в наблюдениях, разделение предметов и, наоборот, объединение однотипных и схожих предметов. Песталоцци полагал, что установил главный принцип обучения, с учетом наглядности как основы любого познания.
Современная отечественная педагогика в сфере дидактики основывается на трудах Я. А. Коменского и И. Г. Песталоцци в вопросах применения принципа наглядности.

Основные функции наглядности в процессе обучения

Наглядность формирует образные составляющие мыслительной деятельности и навыки их применения. Кроме того, она обеспечивает связь научных знаний с повседневными явлениями. На примере изучения естественных наук видно, как учащиеся воспринимают материал, имея возможность наблюдать протекание химических, биологических и физических процессов на производстве или в природе. Школьники могут самостоятельно осмысливать взаимосвязь теории с практикой.

Наглядность — эффективное средство активизации обучающего процесса в определенных ситуациях. Применение иллюстраций, моделей, рисунков и других средств наглядности вызывает интерес к урокам со стороны школьников.

Знания, полученные таким способом лучше усваиваются и надолго удерживаются в памяти, благодаря восприятию на уровне образов. В школьном учебном процессе особое внимание уделяется наглядности в виде схем и карт, а также используются остальные изобразительные средства, лабораторные опыты, подтверждающие события из реальной жизни. Наглядность эффективна на любом этапе образовательного процесса.

Наглядность можно интерпретировать как демонстрацию объекта для лучшего его восприятия и понимания. Используемая в обучении наглядность делится на несколько основных групп:

  • символическую — математические, физические и другие формулы;
  • объемную — модели, геометрические фигуры, муляжи;
  • звуковую и динамическую — диапозитивы, аудиозаписи и т. д.;
  • изобразительную — географические карты, иллюстрации, схемы, эскизы и т. д.

Как используется принцип наглядности

Суть упомянутого принципа состоит в рациональном включении органов чувств в усвоение нового учебного материала.

Установленные правила определяют максимально продуктивное применение принципа:

  • Обязательное наличие разнообразных видов наглядности для подкрепления объяснений материала.
  • Оптимальное распределение времени на использование средств наглядности.
  • Исключение перегрузки занятия применяемыми средствами.
  • Плодотворность процесса обучения гарантируется использованием средств наглядности с вовлечением в работу всех органов чувств. Также эффективно грамотное сочетание устного объяснения материала с дополнением средств наглядности.
  • Собираемый по крупицам предыдущий и современный опыт в педагогике подтверждает, что идее наглядности на протяжении многих столетий отводилось важное место в сфере дидактики. Независимо от изменений и постоянных трансформаций системы образования необходимость в применении наглядности в процессе образования остается актуальной.

Где подобрать и приобрести плакаты, стенды для школьных кабинетов?

Компания "Новация" реализует комплексное оснащение школ и детских садов: дизайн проектов кабинета до интерактивного оборудования. Кроме того предоставляет все необходимое для материально-технического оснащение кабинетов. ГК Новация гарантирует непревзойденное качество всей продукции и полное соответствие ее ФГОС.

На сайте вы сможете найти стенды и плакаты для следующих кабинетов:

Преимущества приобретения стендов и плакатов в компании "Новация":

  • Оплата по факту доставки. Вы можете сделать заказ без предоплаты. Это весьма удобно для бюджетных организаций.
  • Комплексное оснащение кабинетов. Вы можете полностью положиться на компанию "Новация".
  • Доставка по всей России. Вся продукция предоставленная сайте может быть доставлена в любой уголок РФ.
  • Широкий ассортимент. На сайте представлен огромнейший ассортимент на все основные тематики.

Оставить комментарий: