a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Доклад на тему: "Технология проектного обучения как средство личностно-ориентированного, развивающего обучения"

Автор: Супроненко Ирина Эдуардовна Опубликовано: 2021-08-16 16:56:14

Документы для скачивания

Технология проектного обучения как средство личностно- ориентированного, развивающего обучения. Метод проектов возник во второй половине X 1 X века в сельскохозяйственных школах США. Его называли «методом проблем» или «методом целевого акта». Основой метода проектов были педагогические концепции американского педагога, психолога, ведущего представителя философии прагматизма Джона Дьюи. Практическое применение этой теории осуществлялось им в экспериментальной «школе- лаборатории» при Чикагском университете( 1896- 1904г. г. ) Продолжателями школы Дьюи были американские педагоги У. Х. Килпатрик и Э. Коллингс. В начале XX века метод проектов привлек внимание российских педагогов. Большое внимание этой проблеме уделял один из ведущих русских педагогов С. Т. Шацкий. Он построил свой план работы с детьми. Его группа начала свою деятельность в 1904 году. «Идея «американизма», переработанная ими в тех условиях, была основным направлением работы группы» – отмечает П. И. Третьяков. Ими были определены основные элементы метода проектов, среди которых: реальный опыт ребенка, который должен быть выявлен педагогом; организованный опыт( организация занятий для уч- ся на основании того, что знает педагог об опыте ребенка, полученный в результате его деятельности) ; соприкосновение с накопленным человеческим опытом( готовые знания) ; упражнения, дающие для ребенка нужные знания. Опыт применения метода проектов в практике работы школ во второй половине 20- х годов на территории России обобщался в периодическом издании «На путях к методу проектов». Положительную оценку методу дала Н. К. Крупская. Она, рекомендуя этот метод к использованию, считала, что он: развивает инициативу школьников; приучает к плановой работе; дает умения взвешивать все обстоятельства, учитывать трудности; учит наблюдать, проверять себя в ходе работы; учит правильной отчетности; развивает энергию, настойчивость в движении к цели; приучает к самостоятельности. 20- е и начало 30- х годов –э то период активного использования метода проектов в школах России. Развитие метода проектов связано с именами таких отечественных педагогов как В. Н. Шульгин, М. В. Крупенина, В. В. Игнатьев и др. Метод активно применялся в школах крестьянской молодежи, его целью на этом этапе было: создать условия для слияния учебы с жизнью. Широкое распространение этот метод получил после издания работы В. Х. Кильпатрика «Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе»( 1925г. ) Он отмечал, что в основе этой системы лежат идеи Дьюи, Лая, Тандайка и других американских ученых. По его словам, главное достоинство состоит в следующем: с большим удовольствием, увлечением ребенок выполняет только ту деятельность, которая свободно выбрана им самим; опора на увлечение детей. В 1928 г. известный американский ученый Дж. Д ьюи, побывав в Советском Союзе, написал книгу «Впечатления о революционном мире». В ней Дж. Дьюи особенно отметил начинания российских педагогов по использованию метода проектов для реализации выдвигаемых задач развития ученика. Однако в конце 30- х годов метод проектов был изъят из школы, т. к. он не давал возможности учащимся овладеть системой знаний в области конкретных учебных курсов. Этот период характеризуется резким снижением внимания к основной философской идее образования – направленности его на ребенка. В настоящее время, когда принцип гуманизации образования становится ведущим, практическая педагогика требует конкретных технологий, обеспечивающих его реализацию. К одной из таких технологий можно отнести проектное обучение. Можно сказать, что именно сейчас в России вновь возрождается идея и начинает складываться современная технология проектного обучения. Думается, что основные положения метода проектов можно соотнести с деятельностным подходом в системе дополнительного образования детей и вполне эффективно использовать его в работе УДО. Каково назначение метода проектов и в чем его преимущества? Анализ современных научных трудов и публикаций, представленный ниже, поможет Вам ответить на эти вопросы и сделать собственные выводы о возможности его использования в своей практической деятельности. Так К. Фрейд в своей книге «Проектный метод»( 1997г) под этим методом подразумевает путь, по которому идут обучающие и обучаемые, разрабатывая проект. Он выделяет 17 отличительных черт проектного метода. Например, «участники проекта подхватывают инициативу от кого- либо или от жизни, договариваются друг с другом о форме обучения, развивают проектную инициативу и доводят до сведения всех; организуют себя на дело; информируют друг друга о ходе работы; вступают в дискуссии и т. д. » Все это говорит о том, что автор под проектным методом имеет в виду систему действий педагога и учащихся по разработке и реализации проекта. Т. И. Шамова, П. И. Третьяков, Н. П. Капустин в книге «Управление образовательными системами» высказывают мнение, что у Фрейда несколько расширенное толкование метода, т. к. многое выходит на технологию проектного обучения. Н. Г. Чернилова( 1997г) рассматривает проектное обучение как развивающее, базирующееся на «последовательном выполнении комплексных учебных проектов с информационными паузами для усвоения базовых теоретических знаний». Это определение относится автором к проектному обучению как типу развивающего обучения. В. Д. Симоненко в книге «Творческие проекты учащихся Y – 1 X классов указывает, что «творческие проекты в современном образовании призваны не только разбудить дремлющие творческие задатки личности, но и создать условия для их развития. Именно творческая проектная деятельность школьников будет способствовать технологическому образованию, формированию технологической культуры каждого подростка, что поможет ему по иному взглянуть на среду обитания, более рационально использовать имеющиеся ресурсы Отечества, приумножать природные богатства и природный потенциал. » Мы согласны с мнением В. Д. Симоненко, что проектный метод обучения при его умелом применении по- настоящему позволит выявлять и развивать задатки личности, ее способности. Но вместе с тем, переводить весь образовательный процесс на проектное обучение мы считаем нецелесообразным. Д ля современного этапа развития системы дополнительного образования важно обогатить практику многообразием развивающих технологий, одной из которых может стать технология проектного обучения. Метод проектов, как и любая другая образовательная технология включает в себя: целевую направленность, научные идеи, на которые опирается, системы действий педагога и учащихся, критерии оценки и качественно новый результат. Рассмотрим эти компоненты. Характерными признаками творческих проектов являются: творческий характер, наличие проблемных ситуаций, требующих своего разрешения. В то же время проект – это учебное задание в рамках образовательной программы по данному направлению деятельности( в данной образовательной области) или нескольким. В этом случае он носит комплексный характер и основывается на межпредметных связях и преемственности в обучении. При определении содержания проектного обучения принципиально важным и сложным вопросом является правильный выбор объектов проектирования. Сложность подбора творческих проектов связана со многими факторами: возрастные и индивидуальные особенности учащихся, уровень знаний и умений( обученности) учащихся, учебно- материальная база для выполнения творческих проектов и др. Проекты могут быть различными как по масштабу, так и по времени их выполнения, могут выполняться индивидуально и по группам. Следует учесть, что некоторые учащиеся не смогут выполнять творческие проекты. Для них можно рекомендовать разовые творческие задания или изделия по образцу. Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся: самостоятельно и с желанием приобретают недостающие теоретические знания, работают с различными источниками; учатся пользоваться этими знаниями для решения новых познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают у себя исследовательские умения( выявления проблем, сбор информации из литературы, документов и т. д. , наблюдение, эксперимент, анализ, построение гипотез, обобщение) ; развивают аналитическое мышление. Исходные теоретические позиции проектного обучения: принцип гуманизма: в центре внимания ребенок, развитие его творческих способностей; образовательный процесс хотя и строится в логике учебного предмета, но носит деятельностный характер и имеет личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении; индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого учащегося на свой уровень развития; комплексный подход к разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций ребенка; глубокое осознанное усвоение базовых знаний и умений обеспечивается в практической деятельности за счет универсального их использования в разных ситуациях. Важным, привлекательным для учащихся является сам факт самостоятельного выполнения этой работы. А так же тот факт, что являясь по сути имитационной игрой, понятной для детей, проектная методика, как правило, легко воспринимается в детских коллективах, создает положительный эмоциональных настрой, мотивирует направленность на занятиях в данном творческом объединении, на данный вид творческой деятельности. В итоге ребенок чувствует себя в безопасности, комфортно, ощущает психологическую свободу, необходимую для развития личности. Примерный порядок разработки проекта: разработка проектного задания; разработка самого задания; оформление результатов; общественная презентация; рефлексия. Выделим систему действий педагога и учащихся на разных стадиях работы над проектом: Стадии Деятельность педагога Деятельность учащихся 1. Разработка проектного задания 1. 1. Выбор темы проекта Отбирает возможные темы и предлагает их учащимся. Предлагает учащимся совместно отобрать тему проекта. Участвуют в обсуждении тем, предложенных учащимися. Обсуждают и принимают общее решение по теме. Группа учащихся совместно с педагогом отбирает темы и предлагает учащимся для обсуждения. Самостоятельно подбирают темы и предлагают всем уч- ся для обсуждения 1. 2. Выделение подтем в теме проекта. Предварительно вычленяет подтемы и предлагает учащимся для выбора. Каждый уч- ся выбирает себе подтему. 1. 3. Формирование творческих групп Проводит организационную работу по объединению уч- ся, выбравших себе конкретные подтемы и виды деятельности Распределяются роли иформируются группы 1. 4. Подготовка материалав к исследовательской работе: формулирование вопросов, на которые нужно ответить, заданий для групп, отбор литературы. Если проект большой, то педагог заранее разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности и литературу. Однако в зависимости от возраста и подготовленности уч- ся степень их участия будет разная. Отдельные учащиеся( наиболее подготовленные) принимают участие в разработке заданий. Вопросы для поиска ответов могут вырабатываться в группах с последующим обсуждением всем коллективом. 1. 5. Определение форм представления итогов проектной деятельности уч- ся. Принимает участие в обсуждении В малых группах, а затем в коллективе, обсуждаются формы представления результата исследовательской деятельности. 2. Разработка проекта Консультирует, коорденирует работу групп, стимулирует их деятельность. . Осуществляет поисковую деятельность. 3. Оформление результатов. Консультирует, коорденирует работу групп, стимулирует их деятельность В начале в группах, ( или во взаимодействии с другими группами) оформляют результаты 4. Презентация Организует экспертизу, например приглашает в качестве экспертов специалистов, родителей, других уч- ся. Докладывает о результатах своей работы. 5. Рефлексия Оценивает свою деятельность по педагогическому руководству деятельностью детей Осуществляют самооценку результатов, процесса, себя в нем с учетом оценки других. Желательна групповая рефлексия( Таблица составлена по материалам Т. И Шамовой, П. И. Третьякова, Н. П. Капустина) Примерные направления творческих проектов: для образовательного учреждения: оформление кабинета, витрины; изготовление дидактических материалов для занятий; реквизита для спектаклей, игровых программ, изготовление действующих моделей, макетов; изготовление инструментов, приспособлений; новых образцов изделий в соответствии с образовательной программой т. п. ; заказы предприятий, организаций, фирм, научно- исследовательских институтов, общественных организаций и т. п. ; изготовление изделий, инструментов для интерьера, оборудование собственного дома, участка и т. п. Думается, что данный заочный семинар поможет Вам определить свое отношение к проектному методу, а для некоторых из онстанет отправной точкой в проектировании своей педагогической деятельности. Более детально ознакомиться с данной технологией Вы сможете, изучив источники, указанные в тексте. Вопросы для самоконтроля и задания: В чем заключается сущность проектной методики? Какова последовательность действий учащихся и педагога на разных этапах? От чего зависит успешность осуществления проектной деятельности? Какие условия важны для самого педагога и для учащихся? Установите связь между понятиями « проектное обучение» и «проектный метод». Определите для себя: а) Смогу ли я работать по данной методике? б) Надо ли это мне и моему коллективу? Если «да», то на каком этапе образовательной программы? в) Что она может дать мне и моему коллективу? г) Что мне для этого нужно? Как я это буду делать?

Оставить комментарий: