a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Памятка для родителей: что должен знать и уметь ребенок в 6 лет

Автор: Гудкова Екатерина Александровна Опубликовано: 2021-08-26 20:54:46

Документы для скачивания

Памятка для родителей: что должен знать и уметь ребенок в 6 лет Шесть лет – это волнительный возраст как для ребёнка, так и для его родителей. От его знаний и умений зависит зачисление в школу и успешность обучения. Существует ряд норм развития, по которым приёмная комиссия оценивает физическое, психическое и эмоциональное развитие дошкольника Особенности малышей в шесть лет Шесть лет – это старший дошкольный возраст. Безусловно, к этому времени уже просматривается личность ребёнка, его психотип и предрасположенность к определённому роду занятий. Однако, при анализе уровня развития стоит ориентироваться на усреднённую планку навыков. Малыш должен уметь: находить различия между двумя предметами; беспрерывно заниматься чем- то( упражнением, игрой) дольше 15 минут; подражать – в этот список входит мимика, жестикуляция и даже копирование рисунков; запоминать до 10 предметов( к примеру, что лежит в ящике стола) ; вести диалог — осмысленно отвечать на вопросы и задавать их; запоминать короткие отрывки прозы и стихи длинной не более четырёх предложений; узнавать песню или рассказ по отрывку; находить «лишний предмет» из предложенного списка и обосновывать свой выбор; складывать мозаику, конструктор или лепить фигурку по образцу; рисовать – на рисунках ребёнка чётко распознаются, животные объекты и т. д; заполнять рисунок цветом – раскрашиванием, штриховкой; писать буквы и цифры или хотя бы часть из них; кататься на трёхколёсном велосипеде или самокате; самостоятельно совершать гигиенические процедуры, одеваться, обуваться, раздеваться и т. д; уметь аккуратно вырезать ножницами; ориентироваться в пространстве – понимать, где лево, где право, где верх, а где низ. Этот перечень умений свойственен как мальчикам, так и девочкам. Что должны уметь делать? Мальчик Мальчики чаще чем девочки страдают от гиперактивности и дефицита внимания, поэтому осваивают письмо и чтение чуть медленнее сверстниц. Очень важно, чтобы у маленького непоседы был ориентир, от которого он будет получать представления о правильном поведении. Шесть лет – это самое подходящее время, чтобы научить малыша убирать за собой, быть внимательным и усидчивым. Также мальчик уже начинает понимать свою гендерную принадлежность и начинает примерять на себя шаблоны, свойственные мужскому поведению: отвага, мужество, умение брать на себя ответственность, заступаться за более слабых. Девочка Разница в развитии девочки и мальчика составляет примерно один год. Девочкам больше нравятся ролевые и подражательные игры с выполнением чётко сформированных функций и задач. Игра в «дочки- матери», «школу», «кухню» способствует более ускоренному развитию коммуникационных способностей, усидчивости и аккуратности. В стремлении быть похожей на маму или сестру девочка примеряет на себя женские роли, проявляет интерес к кухонному мастерству, уборке и нарядам. Справка! Нет ничего страшного в том, что девочка любит более «мальчишеские» занятия или мальчик предпочитает «девичьи игры». Дети в этом возрасте познают мир и интересуются всем, что их окружает. Что должны знать перед школой? Важно, чтобы шестилетний дошкольник владел следующими знаниями: - знал своё ФИО; - знал имена и фамилии родителей; - умел рассказать о том, кем работают родители; - п омнил наизусть свой домашний адрес и телефон; - ориентировался во времени суток; - помнил последовательность времён года; - помнить сколько часов в дне, дней в неделе, недель в месяце, месяцев в году; - знал названия дней недели и месяцев в году; - знал основные цвета; - знал основные пространственные понятия: сверху, снизу, справа, слева, между; - умел рассказать о себе. Физические показатели В период с 6 до 7 лет ребёнок активно растёт и в среднем за год он вытягивается на 10 см. Туловище становится больше в два раза, а руки и ноги в 2, 5- 3 раза, из- за чего тело иногда выглядит чересчур худым и угловатым. Активизируется эндокринная система, заканчивается формирование изгибов позвоночника и свода стопы. Важно! В 6 лет скелет ребёнка по большей степени состоит из хрящевой ткани, поэтому очень важно сформировать правильную осанку ещё до школы. Если он привыкнет сидеть, склонившись за столом – не избежать искривления позвоночника. Лёгкие активно развиваются, заканчивается структурное формирование лёгочных долек. Дыхание становится более глубоким и размеренным. Сердце шестилетнего ребёнка приближается по своим размерам к сердцу взрослого человека и выдерживает более серьёзные нагрузки. Пульс становится стабильнее. Активно развивается мускулатура – движения становятся более уверенными, скоординированными. Ребёнок с удовольствием прыгает( на двух ногах или поочерёдно на каждой) и довольно быстро бегает. Умеет находить баланс и равновесие. Дошкольник предпочитает интенсивные, но короткие физические нагрузки, так как довольно быстро утомляется. Самые большие метаморфозы переживает центральная нервная система. Ближе к 7 годам вес головного мозга увеличивается практически троекратно, его деятельность усложняется и становится более многозадачной. Если малыш ходит на носочках? Иногда повода для беспокойства нет – малыш понимает, что его ждёт новый этап в жизни, и старается соответствовать своему новому статусу выглядеть выше, а соответственно – старше. Или же срабатывает подражание, к примеру, если ребёнок увидел, как какой- то персонаж в мультфильме крадётся. Если же такое поведение имеет постоянный характер – стоит показать ребёнка невропатологу. Специалист определит причину такого поведения и установит, есть ли у малыша неврологические или физические патологии и при необходимости назначит лечение. Тест Чтобы результаты теста были достоверны, его необходимо проходить тогда, когда малыш пребывает в бодром расположении духа. Ставьте «+ » каждый раз, когда ребёнок справляется с заданием и «- » если нет. Поиск лишнего предмета по картинке. Воспроизведение слов по памяти. Назовите 10 простых слов и попросите малыша их повторить. Ставьте «+ », если названо более 4 слов. Прохождение лабиринта на картинке, без помощи ручки или карандаша. Завершение предложения по смыслу. К примеру: Детей учит( кто? ) По нёбу плывут( что? ) и т. д. ; Распознавание эмоций по картинкам с лицами. Наличие даже одного минуса говорит о необходимости усилить обучение. Упражнения, задания и игры Следующие домашние упразднения отлично развивают интеллект, усидчивость и готовят к школе. Раскраска. Распечатайте малышу картинку с геометрическими фигурами или его любимым персонажем и попросите раскрасить, не заступая за контуры. Не ставьте временных ограничений. Это научит его лучше контролировать мелкую моторику кистей рук и концентрироваться на монотонной работе. Пропись. Пропись – это занятный и простой способ научить ребёнка красиво и аккуратно писать. Возможно небольшое отклонение в сторону увеличения или уменьшения размера( не более чем в 1- 2 раза) . Поиск предмета. Предложите ребёнку бланк, на котором хаотично будут изображены предметы. Предложите ему найти и обвести все предметы из одной категории( мишки, зайчики, деревца и т. д) . Соедини точки по цифрам. Это упражнение очень нравиться малышам, так как вызывает азарт и любопытство в получении целой картинки. Оно способствует развитию внимания и запоминанию числового порядка. Распечатайте малышу картинку с его любимым персонажем, увидеть которого можно только соединив все цифры по порядку ручкой или карандашом. Нет простым ответам! Это упражнение учит ребёнка строить сложные предложения и вести дискуссию. Предупредите ребёнка, что будете задавать ему вопросы, но отвечать: «да», «нет», «не знаю» нельзя. К примеру: «тебе нравятся мультики? », «ты хочешь в школу? » и т. д. Память. Память шестилетнего ребёнка развита на довольно высоком уровне. Он с лёгкостью запоминает тексты любимых песен, реплики персонажей из любимых сказок и с жадностью впитывает всё то, что вызывает у него какой- либо интерес или симпатию. Из- за того, что любая информация «фильтруется» личным отношением и предпочтениями, возникают первые трудности с пониманием и запоминанием неинтересных школьных предметов. Важно! Многие родители совершают на этом этапе большую ошибку, заставляя ребёнка «зазубривать» информацию, не поддавая её анализу. Эта привычка может пойти с ним и дальше, что приведёт к полной потере мотивации учиться чему- то новому. Интерес к предмету и способность анализировать и запоминать, а не только воспроизводить, должны развивать родители, совместно с учителями, привязывая к предмету эмоции. Обычно к 7- 8 годам этот навык развивается окончательно. Речь. К 6 годам ребёнок должен уметь: произносить и использовать в своём лексиконе слова, состоящие из трёх и более слогов; оперировать сложными предложениями; употреблять в речи простые и сложные предлоги; образовывать сравнител ьные степени от прилагательных; использовать в активном словарном запасе антонимы, синонимы, родовые понятия; пересказывать услышанные сказки; придумывать собственные истории; понимать и использовать логико- грамматические конструкции. Мелкая моторика. В 6 лет дошкольник должен легко справляться со следующими задачами: рисовать карандашом, фломастером, мелком; двигать ладонями в соответствии с ритмом обучающего стишка «ладушки- ладушки», «сорока- ворона» или считать, загибая пальчики; играть с пазлом или конструктором; лепить из пластилина или кинетического песка; рисовать пальцем по крупе или песку, отделять один вид крупы от другого, или как альтернатива – перебирать пуговки по размерам; зашнуровывать, завязывать и развязывать ботинки самостоятельно; играть с пальчиковыми куклами. Психологическое состояние. В 6 лет ребёнок уже чётко осознаёт собственное «я», умеет анализировать и отдавать себе отчёт в собственных действиях, ставить цели, а также чётко объяснять свои чувства. Формируются такие качества, как любознательность, сострадание, проявление заботы, самоуважение. Самооценка строится исходя из анализа внешней оценки как взрослых, так и сверстников, и имеет тенденцию расти. В общении со сверстниками начинает просматриваться склонность к экстраверсии( предпочитает проводить время в компании, легко заводит новые знакомства и дружбу) и интроверсии( любит играть в одиночестве, имеет довольно узкий круг общения) . Справка! Существует такое понятие, как кризис 7 лет. К этому возрасту ребёнок расстаётся с частью своей детской непосредственности и становится более психологически уязвимым. Дошкольник по- разному общается с родителями, воспитателями и ровесниками. Знает, что можно сказать постороннему, а что нельзя. Сенсорные особенности. Шестилетний дошкольник должен иметь общее представление о предметах, их физических свойствах и предназначении: умеет описать предмет, используя прилагательные: мокрый, мягкий, шершавый и т. д; может объяснить, как и где можно его использовать: перелить, помять, намазать и т. д; описывает несложные реакции: водой можно потушить огонь, чай остывает на холоде и т. д. Познавательные способности. Перед тем, как отправиться в школу, ребёнок в полной мере должен овладеть следующими навыками: различать и называть геометрические фигуры, а также расчленять предметы на составляющие( у домика дверь прямоугольная, окна квадратные, а крыша треугольная) ; распознавать цвета и соотносить оттенки; мысленно представлять план передвижения по знакомому помещению; устанавливать причинно- следственные связи и отделять события прошлого от событий будущего. ставить перед собой цели; подвергать предметы и события анализу, обобщать, сортировать; считать минимум до 10 в прямом и обратном отсчёте; решать простые примеры на сложение и вычитание и оперировать ими в быту( поровну поделить конфеты, расставить на стол тарелки, согласно количеству гостей) . Мышление. Уровень мышления, развивающийся на шестом году жизни, позволяет ребёнку проявлять следующие способности: выносить из ситуации урок, делать вывод; противопоставлять и сравнивать предметы и события; группировать объекты, животных и насекомых по общим признакам; описывать изображённое на картинке, строить простой рассказ; придумывать, чем бы мог закончиться рассказ или фильм, если бы герой поступил иначе; применять теоретические знания на практике. Справка! В 6 лет правое и левое полушарие ребёнка развивается в одинаковом темпе. Социальная сфера. Дошкольник, даже при том условии, если он не ходит в детский сад, осознаёт себя частью социума и владеет простыми навыками коммуникации: здоровается и прощается; благодарит за услуги и подарки; стремиться быть понятым как со стороны взрослых, так и со стороны сверстников; проявляет симпатию и антипатию к людям; активно включается в коллективную деятельность; проявляет целеустремлённость и терпение, при воплощении поставленной задачи. Интеллектуальная сторона. Благодаря жажде познания и тяге ко всему новому, 6- летний ребёнок отличается следующими интеллектуальными способностями: формирует и задаёт вопросы; запоминает и использует полученную информацию в диалоге; производит простой звуковой анализ слов; знает, как поддержать разговор со сверстником или взрослым; способен на длинный монолог; умеет кратко пересказывать увиденное или прочитанное, отделяя первостепенное от второстепенного; способен коллективно фантазировать со сверстниками, совершенствуя и дополняя правила старой игры. Развивающие мультики. Развивающие мультики для дошкольников должны в лёгкой, ненавязчивой и развлекательной форме доносить простые истины. Это могут быть физические свойства предметов, рассказы о дальних странах, понятия о добре и зле или нормы поведения согласно половому признаку. Среди русских мультфильмов особенно выделяют: Фиксики; Смешарики; Пин- код; Гора самоцветов; Шесть лет – это тот возраст в, в котором ваш ребёнок прощается с беззаботными буднями в детском саду и делает первый шаг на пути к взрослой жизни – поступает в школу. Позаботьтесь о том, чтобы малыш не испытывал трудностей с адаптацией, и заранее подготовьте его к новому этапу. Развивающие игры, занятия и игрушки вам в этом помогут.

Оставить комментарий: