РМО "Роль народного фольклора в духовно-нравственном воспитании ребенка"
Документы для скачивания
Роль народного фольклора в духовно- нравственном воспитании ребенка Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети мало знают о жизни людей, живших в прошлом. Перед современной системой образования стоит задача приобщения новых поколений к исторической памяти народа, а значит, и сохранение ее в наших детях. Знание наследия необходимо каждому народу. Наше прошлое — это фундамент стабильной жизни в настоящем и залог развития в будущем. Мы обращаемся к народной педагогике не только потому, что это кладезь мудрости, запасник педагогической мысли и нравственного здоровья, но и потому что это наши истоки. Целью нашей работы стало: формирование духовно- нравственной личности через ознакомление с фольклором и возрождением народных традиций у дошкольников. Перед нами стояли следующие задачи: Формировать представлений о фольклоре и народных традициях через традиционные народные праздники, обряды, театрализованные представления. Систематически и целенаправленно приобщать детей к истокам народной культуры. Интегрировать фольклор в различные виды деятельности дошкольников. Развивать эмоциональную и духовную сферы. Развивать двигательную активность детей. Чувство любви к Родине закладывается в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Народная культура – это многовековой опыт народа, это традиции, обряды, обычаи. Народная культура учит любить родную землю, постигать красоту природы, воспитывать трепетное отношение ко всему живому, способствует формированию лучших человеческих качеств и расширяет кругозор детей. Русские народные традиции можно подразделить на несколько приоритетных направлений: Создание атмосферы национального быта. Фольклорные праздники и обряды. Прикладное народное творчество. Русские народные игры, пословицы, потешки. Главное назначение малых форм фольклора, с которыми знакомятся дети раннего возраста – приготовить ребенка к познанию окружающего мира в процессе игры, которая скоро станет незаменимой школой физической и умственной педагогики, нравственного и эстетического воспитания. Первое знакомство детей с фольклором начинается с малых форм: потешек, прибауток, пестушек. С их помощью прививаем детям навыки правильной грамотной речи, эмоционально- окрашенной ( “Ладушки”, “Сорока”, “Заинька”, и т. д. ) . В среднем дошкольном возрасте начинаю знакомить детей с русскими народными песнями. Детские песенки очень разнообразны по содержанию, музыкальному строю и характеру исполнения. Через одни песни дети знакомятся с разными жизненными и природными явлениями( осенние, весенние хороводы, зимние колядки, летние праздники, другие песни несут в себе забаву, игру и являются более любимыми детьми, например “Бабка Ёжка ”, «У медведя во бору». Песня – более сложный фольклорный жанр. Главное назначение песни – привить любовь к прекрасному, воспитывать эстетический вкус. Народные песни чаще исполняем с детьми в хороводе, обыгрывая различными движениями. В старшем дошкольном возрасте знакомят с жанром частушки. Этот жанр очень любим детьми. Через частушку дети учатся понимать шутку, юмор. Исполнение часто сопровождается игрой на народных инструментах: трещотках, ложках и др. Знакомство с устным народным творчеством осуществляется также через сказку, пословицы, поговорки, загадки. Через сказку дети усваивают нравственные законы народа, примеры истинного поведения человека Загадки очень любимы детьми. Они развивают мышление, приучают анализировать различные явления, предметы из разных областей окружающей действительности. Пение в сочетании с танцем и игрой – очень увлекательное занятие, позволяющее не только весело и с пользой провести время, но и увести ребенка в мир добра, радости, творчества. В результате своей работы мы видим, как дети становятся добрее, внимательнее друг к другу, что также отмечают и родители. Создание атмосферы национального быта. Известно, что окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребенка – развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного. Этого можно достичь через создание предметно – развивающей среды, в которой присутствует много предметов, характерных для русского народного быта. В нашем детском саду создан музей русской избы, в котором представлены предметы быта наших предков. Используются нами в качестве демонстрационного материала на занятиях и развлечениях, в играх в свободное время под руководством воспитателя. Фольклорные праздники и обряды. Праздники существовали всегда, во все времена. Они несут большую эмоциональную и воспитательную нагрузку, обеспечивая передачу традиций из поколения в поколение. Русские народные праздники и обряды – одна из наиболее ярких и самобытных составных частей традиционной художественной культуры и в тоже время одно из наиболее сложных и многогранных явлений самого раннего ее типа – фольклора. Русское народное прикладное творчество. Народ проявлял свои творческие устремления и способности в создании предметов, необходимых в труде и быте. Рассматривая народное искусство как основу национальной культуры, считается очень важным знакомство с ним детей. . Русские народные игры На Руси во всех праздниках и обрядах всегда присутствовала игра. Они разнообразны, требуют много движения, находчивости, смекалки, дают возможность овладения физическими навыками и умениями. Детский фольклор – это ценное средство воспитания человека, гармонично сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.