a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Коррекционная работа с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата

Автор: Куданова Ольга Владиславовна Опубликовано: 2023-03-18 13:54:21

Коррекционная работа с детьми с нарушением опорно- двигательного аппарата       Дети с нарушением опорно- двигательного аппарата – особая категория детей, у которых отмечается сложная структура дефекта, включающая двигательные, психические и речевые нарушения разной степени выраженности. В структуре интеллектуальных нарушений у детей с НОДА отмечается недостаточная сформированность пространственных представлений.   Ориентировка в пространстве имеет универсальное значение для всех сторон деятельности человека, охватывая различные стороны его взаимодействия с действительностью. Формирование и развитие пространственных представлений важно для успешной социальной адаптации ребенка, создает основу для овладения учебной деятельность( счетом, чтением, письмом) , определяет психологическую готовность ребенка  к школе. Развитие пространственных представлений базируется на двигательной активности, что является главным нарушенным. Вместе с тем, двигательные нарушения ограничивают предметно- практическую деятельность, препятствует нормальному зрительному и кинестетическому восприятию,  мешают формированию интерсенсорных связей, ребенок не ориентируется в частях собственного тела, а развитие схемы тела тесно связано с формированием пространственного восприятия. У таких детей  с трудом формируются понятия «лево», «право», проявляются элементы пальцевой агнозии. Затрудненная  двигательная активность  дошкольников с нарушением опорно- двигательного аппарата затрудняет их ориентацию в пространстве,  манипуляцию с предметами, их восприятие на ощупь.          Дефицит пространственных представлений у детей с НОДА особенно выражен и может вести к трудностям в обучении и в освоении бытовых навыков. В работах  Б. Г. Ананьева, М. В. Вовчик- Блакитной, А. А. Люблинской, Т. А. Мусейбова, Ф. Н. Шемякина и др. ) отмечается, что несформированность пространственных представлений к концу дошкольного возраста является одной из причин, вызывающих затруднения при овладении детьми школьными навыками, что в свою очередь, препятствует становлению зрительно – моторных координаций, замедляет формирование логико – грамматических конструкций и математических операций( Э. С. Калижнюк, Н. В. Смирнова, О. В. Титова) . Для формирования адекватных, достаточно полных пространственных представлений у дошкольников с нарушением опорно- двигательного аппарата нужно придерживаться комплекса коррекционно- развивающих  заданий на основе программ обучения и воспитания детей дошкольного возраста, который направлен на   социально- коммуникативное развитие, познавательное и речевое развитие, физическое и художественно – эстетическое развитие ребенка. Реализуемая деятельность базируется на основных принципах дошкольного образования утвержденных федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования: индивидуализация дошкольного образования; содействие и сотрудничество детей и взрослых; поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; возрастная адекватность; партнерство с семьёй.           При планировании комплекса корре кционно- развивающих заданий должны учитываться некоторые важные закономерности: развитие двигательных функций и усвоение пространственных отношений тесно взаимосвязано, происходит одновременно и поэтапно; последовательность, объем, глубина, детализированность и темп овладения зависит от различной степени созревания нервной системы и от диагноза; все предъявляемые ребенку задания должны соответствовать его интеллектуальным возможностям, а также максимально использовать сохранные функции. Содержание деятельности по развитию пространственных представлений дошкольников предполагает реализацию следующих задач:   коррекция слухового внимания и слуховой ориентировочной реакции ребенка; коррекция зрительно – моторной координации ребенка в пространстве; коррекция схемы собственного тела; обучение детей практическому пространственному ориентированию; обучение детей планированию пространственных действий; обогащение, уточнение и активизация словаря детей пространственной терминологией через развитие речи в единстве с наглядно – действенным опытом; развитие вербального анализа и процессов вербально – логического мышления. Исследования подтверждают значение общеобразовательного и воспитательного обучения в коррекции недостатков ребёнка с нарушениями опорно- двигательного аппарата, ведущую роль в обеспечении развития и подготовки их к жизни, труду. Конкретные методические пути использования процесса обучения и воспитания могут быть весьма разнообразными. Они зависят от объективного содержания учебного материала, от большей или меньшей возможности использования практических работ в учебном процессе и способов сочетания практических и словесных средств обучения. Конкретные методы обучения и воспитания работы избираются с учётом особенностей интеллектуальной, эмоционально – волев ой и двигательной сферы воспитанников на том или ином этапе.

Оставить комментарий: