a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Консультация "Стили семейного воспитания" (из пособия "Секреты успешного воспитания" Авторы: Ешмекова И.А., Сорокина О.А.)

Автор: Ешмекова Ирина Алексеевна Опубликовано: 2024-01-31 17:19:05

Документы для скачивания

                         Консультация для родителей.

 

                        «Стили семейного воспитания».

 

 Семья создает личность или разрушает её, во власти семьи укрепить или подорвать психическое здоровье индивида. Семья поощряет одни личностные влечения, одновременно препятствует другим, удовлетворяет или пресекает личные потребности.

Очень часто родители  жалуются на своих детей и недовольны ими, особенно часто  это происходит, когда ребёнок  достигает кризисного возраста. Когда проявляется  бунтарство и протест против родителей, детского сада и всего мира. Проблемные, трудные, непослушные, невозможные дети, так же как дети с комплексами, забитые, несчастные - всегда результат стилей семейного  воспитания. Даже очень трудные проблемы с детьми вполне разрешимы, если удается создать благоприятный климат общения в семье.

Под стилем семейного воспитания подразумеваются отношения родителей к ребенку, характер контроля над его действиями, способ предъявления требований, формы поощрения и наказания. На выбор родителями стиля семейного воспитания оказывают влияние в первую очередь тип темперамента, традиции, в которых воспитывались сами родители, научно-педагогическая литература. На протяжении  многих столетий  родители не могут понять одну простую вещь, что в итоге они получат от ребёнка то, что в него вкладывают. Казалось бы,  вкладывают в него всю любовь, а отдачи никакой, или наоборот вроде бы  и особо не опекали, а получился благодарный ребёнок, почему так? На всё есть своё объяснение, если родители в состоянии принять их, так как  это подразумевает принятие своих ошибок в воспитании.

Прочитав, характеристику стилей семейного воспитания, вы сможете спрогнозировать, что за человека вы воспитываете из вашего ребёнка. Если окажется, что итоги вовсе не те, каких вы хотите, то ответ один – меняйте тактику взаимоотношений с ребёнком.

Первый вариант воспитания, когда родители в общении с ребёнком  непоследовательны в проявление чувств, спекулируют  ласками и наградами, строя отношения  на основе выгоды. Родители, тем самым,  стимулируют подхалимство,  и  угодничество, то есть такой тип поведения ребёнок в будущем будет считать нормой.  Ребёнку предоставляется полная и бесконтрольная свобода действий. Однако, что касается взрослых мероприятий, то ребёнок привлекается к ним вне зависимости хочет он того или нет. Если рассматривать воспитание ценностных ориентации, то проявляется две стороны.  Это  разрешение действовать, как вздумается или как выгоднее.  С другой стороны  требуется обязательное  соблюдение правил приличия и норм поведения в обществе. Необходимым элементом воспитания является поощрение и наказание за поступки и намерения. Воспитание является непоследовательным – одновременно родители могут и наказывать и поощрять. При такой системе  попустительского воспитания вырастает человек, который будет притираться ко всем и ко всему, будет делать, как все.

Второй стиль  воспитания имеет своей основой  безумную любовь родителей к своему ребёнку, при этом он возвышается над всеми другими членами семьи. Огромное внимание родители уделяют внешнему виду, и никак не волнуются о человеческих качествах ребёнка. Активная деятельность  поощряется, а результатами всегда восторгаются, считая их выдающимися. Ребёнка захваливают, чрезвычайно завышая его самооценку. При таком стиле воспитания формальному выполнению правил и норм поведения, но не объясняется, что это нужно для поддержания  человеческих отношений. В семье  родители  делят  людей на «полезных» и «бесполезных». Но боже упаси,  кому то  обидеть их  ребёнка – они всегда вступают в конфликт с обидчиком, не разбираясь, кто прав, кто виноват. Результатом такого стиля воспитания  является человек  с доминирующим  типом личности.

Третий стиль воспитания  включает наличие спокойных и ровных взаимоотношений между равными личностями – родителями и детьми.

Достоинство ребёнка никогда не принижается, а отношения в семье ровные и тёплые. Ребёнок с малых лет  чувствует себя полноправным  членом семьи и участвует в решении семейных проблем.

Ребёнку предоставляется полная свобода  действий. Уделяется внимание творческому развитию способностей. Поощряют самостоятельность попыток осмыслить факты и личный опыт.

Если ребёнок проявляет к чему-либо интерес и любознательность его поддерживают, отвечая на все  волнующие вопросы, а не одёргивают. Стимулируют активную деятельность, удовлетворяют все главные потребности ребёнка, но не балуют его. Все поступки родители вместе с ребёнком обсуждают и оценивают, чтобы ребёнок смог сделать выводы, а не наказывают его. Такие дети легко  овладевают нормами человеческих  взаимоотношений и стараются не причинять вред другим. Ребёнок с детства видит благожелательное отношение  его родителей к окружающим, внимательное, уважительное, но не конфликтное. Семья имеет много друзей и знакомых, а к родственникам и родителям относится заботливо. Вырастают люди общительные, добрые, не любящие шумные компании, но не умеющие постоять за себя и занять своё место под солнцем.

Существует четвёртый стиль семейного воспитания, при котором родители проявляют полную покорность своему ребёнку и выполняют все его желания, боясь, если он начнёт капризничать.

Повышенное внимание и опека проявляется и в том, что ребёнку не дают действовать самостоятельно, лишают его активности, превращая его в зрителя. Сами, всячески развлекают его и балуют. Родители воспитывают ребёнка в рамках полной вседозволенности, поэтому он и безразличен к принципам нравственности и морали. Ребёнок имеет эгоистическую направленность, которая дальше в нём будет укореняться. Наказания, в такой семье отсутствуют.  Ребёнок полностью манипулирует родителями исходя из своих потребностей. Родители общаются с теми окружающими, кто полезен. Ребёнку выбирают друзей сами, и ревнуют к  самостоятельным выборам, до последнего контролируют его взаимоотношения с окружающими. Как последствие такого воспитания – инфантильный  тип личности. Этот человек  плохо ориентируется в жизни, не всегда в состоянии принять самостоятельное решение. Это эгоистический человек без  особых принципов и морали.

Пятый контролирующий стиль воспитания, который постоянно направлен  на ребёнка. В обращении ребёнка проявляется жёсткость, его не балуют, требуя от него завышенных задач. Такие родители часто используют разные  воспитательные системы, а ребёнок выступает в роли подопытного кролика. Свобода ребёнка постоянно контролируется. Особенность этого вида воспитания – педантичность родителей. В результате  у детей возникает суетное мышление, они быстро схватывают  информацию и быстро запоминают, а вот воспроизводят плохо, так, как бояться ошибиться и быть наказанными. Дети растут тревожные, а постоянные запреты вызывают протесты. Родители, пытаясь  уличить своего ребёнка в неблаговидных поступках, формируют в нём неуверенность в себе. Дети не понимают как правильно себя вести, поскольку родители не довольны в любом случае. Семейным приоритетом пользуется наказание, а не поощрение, с использованием приказного тона. Родители скупы на ласку, доброту, похвалу. Поддержку. Свою жестокость,  по отношению к ребёнку, склонны -оправдывать. Получается, родители добиваются сиюминутного успеха в воспитании, а не развитых норм поведения.

Почему то такие родители считают, что ребёнок мешает окружающим людям, тогда они оправдываются и извиняются за него. Одновременно  они проявляют агрессию, придирчивость, критику тех, кто неправильно ведёт себя по отношению к их ребёнку. Такой стиль воспитания формирует  - тревожный тип личности. Ребёнок склонен к низкой самооценке, неуверенности в себе, не всегда адекватно воспринимает отношение окружающих по отношению к себе.

Шестой стиль. В этом случае  ребёнка любят, но никогда не балуют. Все  невзгоды родители переносят сами, не посвящая ребёнка в семейные проблемы, как бы берегут его от перегрузок. Ребёнок предоставлен сам себе, потому что родители постоянно заняты. Игры у ребёнка – это имитация взрослой деятельности. Игрушек у него совсем мало. Дети постоянно стремятся помочь своим родителям, поэтому  и не развиваются. Творчески. Ребёнок склонен осмысливать с раннего возраста  всё самостоятельно.

Нравственные нормы в таких семьях формируются через доброжелательные отношения, родители не читают нотаций, но могут  пристыдить или раскритиковать, больше стремясь показывать примеры своим поведением.  Поэтому не наказание не  поощрение не применяют. Отношения с окружающими в таких семьях доброжелательные, всегда рады друзьям и знакомым. Человеческие отношения считают большой ценностью, просто  благодарны окружающим и ничего не ждут взамен. В такой семье вырастает ребёнок, который живёт в своём мире, но  пускает в него не каждого. Добрый, отзывчивый, общительный человек, но который «сам себе на уме».

В чистом виде  стили семейного воспитания встречаются не так и часто, но и не так и редко, просто это не всегда разглядишь. Зато всегда хороши последствия воспитания, взгляды на жизнь, на людей, на себя, приоритеты и установки – всё в человеке есть, и всё это закладывали родители на протяжении всего  воспитательного процесса, руководствуясь своими принципами и мотивами.

 

 

Оставить комментарий:

Предыдущие материалы
Следующие материалы