a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

"Эйдетика -как метод развития речи, памяти, мышления у детей дошкольного возраста".

Автор: Москалёва Светлана Сергеевна Опубликовано: 2024-02-26 12:33:09

«Эйдетика  - как метод развития речи, памяти , мышления у детей  дошкольного возраста».

ЦЕЛЬ:

развитие зрительной и тактильной памяти, образного мышления, воображения, слухового и зрительного внимания; активизация ресурсов познавательных процессов у детей;

развитие речи; стимулирование инициативности; воспитание уверенности в себе, а также борьба со страхом перед неизведанным; обнаружение и развитие способностей ребенка. Формирование элементарных математических представлений.

ЗАДАЧИ:

- овладение прогрессивными педагогическими технологиями обучения и совершенствование методов обучения;

-   изучение и внедрение новых форм, методов и приемов обучения;

-  создание условий и предпосылок, способствующих развитию связной речи, зрительную и слуховую память, воображение и творческую активность;

-  переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс.

 

АКТУАЛЬНОСТЬ:

Память является одним из основных психических процессов и свойств личности. Это одно из условий для развития интеллектуальных способностей. В зависимости от  длительности сохранения информации память может быть кратковременной и долговременной. Кроме того память бывает зрительная и слуховая. Память – это способность принимать новую информацию и сохранять ее. Мы, взрослые, иногда записываем на бумаге то, что нам надо запомнить. А как поступает ребенок 3-4 лет? Его память непроизвольная, т. е. он помнит то, что ему интересно. Ребенок часто размышляет вслух, так он сам помогает себе вспомнить. И только к концу дошкольного возраста происходит переход к мыслительному запоминанию.  За один раз (краткосрочная память) ребенок этого возраста запоминает 3 слова, в 5 лет – 5 слов, взрослый – 9 слов. В этом возрасте ребенок мыслит образами, поэтому, чтобы лучше запомнить, ему надо все потрогать, обследовать. Чем больше видов памяти задействовано при запоминании, тем легче ребенку запомнить информацию. Другими словами, чтобы ребенок запомнил сказку, ее надо послушать, посмотреть, нарисовать, проиграть.       

Характерной особенностью памяти ребёнка дошкольного возраста является то, что он легче и быстрее запоминает конкретные слова и предметы, труднее - абстрактные слова и понятия. Уже в дошкольном возрасте начинают определяться заключительные особенности памяти. Запоминание в этом возрасте в основном носят произвольный характер. В этом возрасте развитие памяти осуществляется в условиях систематического целенаправленного обучения, что значительно ускоряет и повышает уровень развития памяти детей. Одновременно само обучение предъявляет новые требования к памяти – необходимо запомнить заданный материал и точно воспроизвести его по требованию воспитателя.

На протяжении всего дошкольного возраста преобладает непроизвольная память. У дошкольника сохраняется зависимость запоминания материала от таких его особенностей, как эмоциональная привлекательность, яркость, прерывистость действия, движения, контраст. Именно поэтому малыши долго помнят персонажей, которых воспитатели включают в сюрпризные моменты. Неожиданность появления и новизна игрушки в совокупности с эмоциональностью воспитателя оставляют глубокий след в памяти ребенка.

Чтобы развивать у ребенка произвольную память, надо учитывать, что для запоминания чего-либо ребенку необходимо опираться на свой чувственный опыт – он должен прожить, прочувствовать ситуацию. Ему будет трудно запомнить то, что неинтересно. А интерес у него возникает в игре.

Важнейшее изменение в памяти дошкольника происходит примерно в 4-летнем возрасте. Память приобретает элементы произвольности. Ребенок начинает принимать указания взрослого запомнить или припомнить, использовать простейшие приемы и средства запоминания, интересоваться правильностью воспроизведения и контролировать его ход.          Первоначально цель запомнить формулируется взрослым словесно. Постепенно под влиянием воспитателей и родителей у ребенка появляется намерение что-либо запомнить для припоминания в будущем. Причем припоминание раньше, чем запоминание, становится произвольным.

Ребенок осознает и использует некоторые приемы запоминания, выделяя их из знакомых видов деятельности. При специальном обучении и контроле со стороны взрослого ребенок становятся доступными логические приемы запоминания, в качестве которых выступают мыслительные операции.

 

Таковыми могут быть смысловые соотнесения и смысловая группировка, схематизация, классификация, соотнесение с ранее известным. Впервые действия самоконтроля проявляется у ребенка в 4 года. А резкое изменение его уровня происходит при переходе от 4 к 5 годам. С возрастом меняется стремление к полному и точному воспроизведению. В 4 года дети вносят самопоправки в пересказ в связи с сюжетными изменениями. Так память все больше становится подконтрольной самому ребенку.

Важным моментом в развитии памяти ребенка выступает появление личных воспоминаний. В них отражаются существенные события из жизни ребенка, его успехи в деятельности, взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

На развитие памяти существенное влияние оказывают все виды деятельности ребенка, но игра среди них занимает ведущее место, ведь цель запомнить и припомнить при выполнении роли имеет для ребенка очень наглядный, конкретный смысл.

В этом возрасте у ребёнка появляются и начинают развиваться процессы преднамеренного запоминания и припоминания. Ребёнок 4-5 лет уже может применять цель, ставящуюся перед ним взрослым, может сам поставить перед собой свою цель в том случае, когда этому благоприятствуют условия деятельности.

Развитие процессов памяти в среднем дошкольном возрасте приводит к увеличению объёма запоминаемого ребёнком материала. Увеличивается также объём запоминания связного текста. При этом имеет место не только количественное увеличение материала, удерживаемого в памяти, но и изменение содержания того, что ребёнок может запомнить. Пересказывая сказку, ребёнок 4-5 лет воспроизводит не только основные её события, но стремится передать детали и воспроизвести сказку более точно в текстуальном отношении, т.е. передать её в тех же словесных выражениях, которые употреблял автор.

Анализ показывает, что мышление ребенка раннего возраста во многом определяется его памятью и развивается в непосредственной зависимости от памяти. Мыслить для ребенка раннего возраста значит вспоминать, т. е. опираться на свой прежний опыт, на его видоизменения. Мышление в самом раннем возрасте обнаруживает высокую корреляцию с памятью. Таким образом, память представляет собой наиболее важный познавательный процесс,  способствующий всестороннему развитию личности ребенка.

Рассматривая вопрос о методах и приемах развития памяти, было выявлено, что существует много путей и способов развития памяти детей дошкольного возраста, а также различные игры и упражнения, но среди них методы Эйдетики являются наиболее эффективными и результативными.

Поставленная цель в работе с детьми направлена на развитие зрительной и тактильной памяти, образного мышления, воображения, слухового и зрительного внимания, активизации ресурсов познавательных процессов.

Задачи, предопределяют направление работы и результат:

-показать влияние активизации памяти на формирование познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста в инновационной деятельности;

- стимулировать инициативу и стремление детей к познанию;

- развить скрытые в каждом ребёнке способности и таланты;

- научить развернутой и осмысленной монологической речи;

-   способствовать   развитию   памяти,   воображения,   слухового   и

зрительного внимания.

Работа построена в трех направлениях:

1.Изучение методической литературы.

2.Работа с детьми.

  1. Работа с педагогами и родителями.

1.Использование эйдетики, как метода развития памяти у детей, раскрывает возможности как для творчества в образовательной деятельности, так и в совместной деятельности взрослого и ребёнка. Даёт возможность детям усваивать сложный материал легко и быстро. Занятия с использованием эйдетики всегда интересны не только для детей, но и для педагога. Дети обучаются  в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок.

  1. Рассмотрим несколько игр. Например:

 «Лото ассоциации». Здесь дети работали над ассоциативными картинками или игрушками-героев сказок. Давала детям задание по ассоциации составить рассказ или сказку. Дети работали в группе, а также индивидуально.

 «Запомни движение» . Детям показываются  различные движения в сопровождении музыки. Дети должны запомнить движение и повторить далее самостоятельно.

 «Запомни слова».  Дети хорошо запоминают то, что нарисовано. Ведь это не придуманный, а реальный (пусть и на бумаге) образ. Поэтому так часто метод ассоциативного рисунка применяется в заучивании стихотворений и скороговорок.

 «Что изменилось?».  В данном занятии ставится на стол несколько предметов, среди которых будут шарики, кубики. Нужно попросить ребенка назвать каждую фигуру и постараться запомнить их расположение. После этого переставила фигуры. Задача детей— угадать, где какая фигура находится, как изменился расположение фигур.

 «Что исчезло?»  Можно использовать фигуры, картинки, предметы посуды и т.п. Попросить запомнить все предметы, затем убирать один, затем несколько из них.

«Что так звучит?»  Игра проводится с применением музыкальных инструментов и аудио записей голосов животных. Дети должны угадать,  что так звучит и это чей голос.

 

Во время занятий необходимо:

- с тимулировать  детей к использованию разнообразных способов выполнения заданий  на занятии без боязни ошибиться, получить неправильный ответ.

- Применять  задания, позволяющие ребенку самому выбирать тип, вид и форму материала.

- Создавать педагогические ситуации общения, позволяющие каждому ребенку проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность к способам работы.

-Проводить с детьми рефлексию занятия (обсуждать с детьми в конце занятия не только того, что мы узнали, но и того, что понравилось (не понравилось) и почему; чтобы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому.)

 

3.В основе работы с педагогами и родителями  лежит  взаимодействие, взаимопомощь, как с практической направленностью, так и  систематическое  общение, диалоги, консультации и мастер-классы.

Доклад  на тему: «Применение средств эйдетики на занятиях по развитию речи» для воспитателей.

Родительское собрание по теме «Применение метода Эйдетики по развитию речи детей».

Мастер-классы:

- по составлению таблиц, схем,

- по заучиванию стихотворений, текстов,

- использование метода эйдетики в доме, составление мнемотаблиц.

Консультации для родителей:

- «Эйдетики – понятие и особенности метода эйдетики».

- «Необходимость применение эйдетики в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста».

 

Подведение итогов самообразования для педагога:

углубление  уровеня  теоретических и практических знаний, развитие  интереса, мотивации к изучению нового и неизвестного в окружающем мире; значительное  расширение  кругозора.

Для детей: формирование  целостного  восприятия  окружающего мира в соответствии с возрастом; развитие  самостоятельности  при использовании  схем, мнемотаблиц; обогащение словарного запаса; повышение  уровеня  запоминания; формирование  навыков связной речи, адекватные возрасту;

повышение уровеня  развития  у  детей основных психических процессов ( памяти, внимания, восприятия и мышления).

 

Содержание работы на 2023-2024 год.

Определение цели, задач, подбор литературы. Ознакомление  с новой эффективной методикой, материалами и литературой по данной тематике. Создание картотеку игр, проведение диагностику развития памяти детей.

 

Сентябрь:

Изучение темы составление плана работы

Ознакомление и внедрение изученного метода в практических занятиях.

Диагностика развития памяти детей.

 

Октябрь: Консультация для педагогов «Тренируем память детей по методике «Эйдетика».

Мастер - класс для педагогов Тема: «Эйдетика для дошкольников, как путь развития интеллекта».

Работа с детьми. Создание картотек игр, фотобанка по теме самообразования.

Ноябрь: Памятки для родителей «Припоминалки».

 

Декабрь:

                 Изготовление игр для развития памяти и работа с картотекой.

Игры на зрительные восприятия «Цветные пятнышки», « Кто что принес?»

Оформление фотогалереи «Учим, играем-память, мышление и внимание развиваем!»

 

Январь: Проведение игр и анализ усвоения  результата игры.

Игры на слуховые восприятия.

Мастер-класс «Секреты Эйдетики».

 

Февраль: Проведение игр, анализ и закрепление  результатов.

Игры, развивающие восприятие запахов: «Угадай аромат».

 

Март: Игры, развивающие памяти у детей «Какой игрушки не хватает».

Апрель:

        Памятки родителям по применению средств Эйдетики при закреплении дома освоенных материалов.

        Оформление семейной фотогалереи  « Проводим время дома с пользой!»

 

Май: Проведение ролевых игр развивающих память.

Проведение ролевых игр по сказке «Теремок».

Работа с родителями.

Оставить комментарий: