a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

10.01.2021Проект "Каша - еда наша"(муниципальный этап фестиваля-конкурса детских тематических проектов "Питание и здоровье")

Автор: Фролова Елена Александровна Опубликовано: 2024-02-26 12:37:43

Исетский детский сад «Солнышко»

филиал МАДОУ «Исетский детский сад «Ивушка»

 

 

Муниципальный этап фестиваля-конкурса детских тематических проектов

ПРОЕКТ

Каша – еда наша

(номинация Здоровое питание – «Про-здоровое-питание»)

 

«ПИТАНИЕ И ЗДОРОВЬЕ»


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Информационный лист

стр. 3

Содержание работы:

стр. 4

Реализация 1 задачи   - Что такое каша? Узнать откуда пришла каша?

Приложение №1 – Конспекты совместной деятельности с детьми

стр. 11

Реализация 2 задачи                                                                                                    

       – Анкетирование детей и родителей                                                   

       - Экспериментально-практическая деятельность

                                                                             с детьми

                                                                            с родителями

                                                                            с педагогами

             -    

                 

 

стр. 12  

стр. 16

стр. 18

стр. 20

 

Реализация 3 задачи

стр. 4

Заключение

стр. 6

Список используемых источников

стр. 9

 

 

 

 

 

     https://youtu.be/sXqApBgVZA8

 

 

 

 

Информационный лист:

Тип проекта: детский познавательно - информационный.

Вид проекта: групповой.

Продолжительность: среднесрочный, январь – февраль 2021 года

Участники: в проекте принимают  дети, родители, педагоги - всех 8 групп детского сада.

Руководитель – старший воспитатель Пахомова Е.Н.

Проект: «Каша – еда наша» (о пользе каши)

Конкурс: Муниципальный этап фестиваля-конкурса детских тематических проектов

«ПИТАНИЕ И ЗДОРОВЬЕ»

Номинация: «Здоровое питание – Про-здоровое-Питание»

 

 

      Начать работу над проектом «Каша – еда наша» мы решили с беседы с детьми средней и старшей групп. Им были заданы следующие вопросы:

  1. Что вы знаете о каше?

Ответы детей: Это еда. Полезная каша.

  1. Что мы хотим узнать о каше?

Ответы детей: Как её варят. Какие продукты нужны, чтобы её сварить.

  1. Как узнать новое о кашах?

Ответы детей: Спросить у мамы, у воспитателя. В книге поваров. У повара спросить.

     Проанализировав ответы детей, творческая группа педагогов, сформулировали актуальность выбранной темы, выдвинули гипотезу, разработали цель и задачи.

 

Актуальность: Воспитатели заметили, что утром дети вялые, зевают, у них повышенная утомляемость. А ответ, как говорится, лежал на «тарелочке с каёмочкой» - после завтрака, тарелки у детей полные, они очень плохо едят кашу. Как научить детей есть каши? Как сделать каши аппетитными, чтобы дети их ели с удовольствием. Это нам предстоит выяснить. Проект поможет узнать о пользе каши для детского организма, о крупах и злаках, из которых варят вкусные и полезные каши.

Проблема: Дети дошкольного возраста не понимают значимость употребления на завтрак каш, её полезности, значение для детского организма и здоровья.

Гипотеза:  Действительно ли каши полезны для здоровья? Мы предположили, что если дети больше узнают о кашах, крупах из которых её варят, через собственную исследовательскую деятельность, то они поймут, что каша – ценный питательный продукт для детского организма и у них появится желание её кушать.

Цель работы: Закрепить представление детей и родителей о каше, как о полезном продукте.

Объект исследования: каши из разных круп, приготовляемые в детском саду.

Каша считается лучшей утренней едой. Она питательна, легко и быстро усваивается организмом.

Задачи:

  1. Узнать знания детей и родителей о кашах.
  2. Использовать наиболее привлекательные для детей и родителей формы получения информации о кашах.
  3. Разработать рекомендации для родителей и для себя (педагогов), по улучшению аппетита детей во время завтрака.

Образовательные области:

-Художественно – эстетическое развитие;

-Социализация;

-Коммуникация;

-Познание;

- Безопасность;

- Физическая культура.

 

Ожидаемый результат:

Дети, полюбят каши за их вкусность и полезность. Педагоги будут активно и регулярно рассказывать детям о кашах.

Методы исследования:

Анкетирование.

Беседы / занятия.

Наблюдение.

Сравнение.

Анализ.

 

 

 

 

 

 

 

Выполнение поставленных задач

I задача – Выявить знания детей / родителей о кашах.

    1 задачу выполнили с помощью следующих совместных мероприятий:

  • Педагоги детского сада, провели наблюдение во время завтрака. Целью его было, сделать анализ любимых / не любимых детьми каш. Воспитатели в течение 2 недель, вели подсчет каш, которые кушают дети.

Ясельная группа «Крохи» - возраст детей от 1 года до 2-х лет

Название каши

Кол-во человек

 

Съели всю

Съели половину

Не едят

Гречневая

2

6

1   (аллергик)

Овсяная

7

4

1

Рисовая

4

4

1

Пшеничная

7

2

1

Пшенная

9

-

1

Манная

9

3

1

Кукурузная

10

1

1

Ячневая

3

6

1

 

1 младшая группа «Бусинки» и «Птенчики» - возраст детей от 2 до 3-х лет

Название каши

Кол-во человек

 

Съели всю

Съели половину

Не едят

Гречневая

0

4

5

Овсяная

1

4

3

Рисовая

4

5

3

Пшеничная

3

6

4

Пшенная

6

4

2

Манная

3

5

2

Кукурузная

1

6

5

Ячневая

3

5

2

 

 

 

3 человека

 

2 младшая группа «Лучики» и «Непоседы» - возраст детей от 3 до 4-х лет

Название каши

Кол-во человек

 

Съели всю

Съели половину

Не едят

Гречневая

9

0

0

Овсяная

0

7

2

Рисовая

0

8

1

Пшеничная

0

7

2

Пшенная

4

4

1

Манная

8

0

1

Кукурузная

0

7

2

Ячневая

4

6

3

 

 

 

2 человека

 

Средняя группа «Почемучки» - возраст детей от 4 до 5 лет

Название каши

Кол-во человек

 

Съели всю

Съели половину

Не едят

Гречневая

10

0

0 / 0

Овсяная

0

5

5/ 50%

Рисовая

9

0

1 / 10%

Пшеничная

0

7

3 / 30%

Пшенная

3

6

1 / 10%

Манная

9

0

1 / 10%

Кукурузная

2

3

5 / 50%

Ячневая

4

5

1 / 10%

 

 

 

21%

 

Старшая группа «Звездочки» - возраст детей от 5  до 6 лет

Название каши

Кол-во человек

 

Съели всю

Съели половину

Не едят

Гречневая

7

3

10 / 50%

Овсяная

2

4

14 / 70%

Рисовая

15

3

2 / 10%

Пшеничная

3

10

7 / 35%

Пшенная

5

8

7 / 35%

Манная

10

5

5 / 25%

Кукурузная

2

3

15 / 75%

Ячневая

3

10

7 / 35%

 

 

 

42%

 

Подготовительная группа «Фантазёры» - возраст детей от 6  до 7 лет

Название каши

Кол-во человек

 

Съели всю

Съели половину

Не едят

Гречневая

3

7

10 /50%

Овсяная

4

5

11/ 55%

Рисовая

3

13

4 / 20%

Пшеничная

3

9

8 /40%

Пшенная

8

8

4 / 20%

Манная

5

7

7 / 35%

Кукурузная

3

2

15 / 75%

Ячневая

7

3

10 / 50%

 

 

 

43%

Вывод: Проанализировав, выше описанное наблюдение, мы пришли к выводу, что дети младшего дошкольного возраста, кушают каши, намного лучше, чем старшие дошкольники. Возможно, это связано с тем, что педагоги меньше времени уделяют беседам о кашах, а родители устали варить каши, своим подросшим детям.

  • Проведен опрос детей среднего и старшего дошкольного возраста о кашах – участвовал 51 ребёнок.

Из каких круп можно приготовить кашу?

 

Название крупы

Средняя

%

Старшая

%

Подготови-тельная

%

 

Назвали 5 видов каш

0

-

0

-

3

6%

6

Назвали 4 вида каш

0

-

4

8%

13

25%

33

Назвали 3 вида каш

0

-

11

22%

2

4%

26

Назвали 2 вида каш

10

20%

4

8%

1

2%

30

Назвали 1 вид каши

2

4%

0

-

0

-

4

Не назвали

0

-

0

-

1

2%

2

 

12 чел.

24%

19 чел.

37%

20 чел.

39%

100

 

Вывод: Дети подготовительной к школе группы (6-7 лет) назвали большее количество видов круп, из которых варят каши, чем дети средней (4 года) и старшей группы (5 лет). Самые распространённые крупы – гречневая, манная. Такие крупы как кукурузная, пшеничная, овсяная – знают очень малое количество детей. Проанализировав тест, принято решение, в обязательном порядке – младшим дошкольникам воспитатели и помощники воспитателей  - озвучивают название каши, у старших дошкольников – ввести эту обязанностям дежурным по столовым. Дети будут сами проговаривать названия и пользу каши, это поможет им быстрее запоминать их.

 

Считаешь ли ты кашу полезной?

Средняя

Старшая

Подготовительная

Да

Нет

Да

Нет

Да

Нет

12

0

19

0

20

0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод: Все дети знают, что каша полезная, но какую пользу она приносит организму ребенка - не знают. Поэтому воспитатели этих групп, приняли решение привлечь родителей. Они обратились к ним с просьбой, изготовить для детей книжки – малышки о кашах,  в которых будут описаны полезные свойства каш.

 

Любишь ли ты кашу?

 

Да

Не очень

Только одну

Не все

Средняя группа

11

0

0

1

Старшая группа

13

3

1

2

Подготовительная

17

1

0

2

Итого

41

4

1

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод: Диаграмма показывает, что ответ детей – Да, каши любят.

 

Кушаешь ли ты кашу в детском саду?

 

Да

Нет

Не всегда

Не все

Средняя группа

9

3

0

0

Старшая группа

6

4

7

2

Подготовительная

11

3

6

0

Итого

26

10

13

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод: Из диаграммы видно, что дети 3 групп /39 человек/ ответили, что каши в детском саду едят, но в сравнение с наблюдениями, проведёнными воспитателями, дети этих же 3-х групп /средняя, старшая, подготовительная/, каши кушают не все – в среднем всего 11 чел. / ср и ст/ кушают каши регулярно и охотно.

Готовят ли твои родители дома каши?

 

Да

Нет

Редко

Средняя группа

12

0

0

Старшая группа

15

1

2

Подготовительная

14

1

5

Итого

41

2

7

 

 

 

 

 

 

Вывод:

Диаграмма по этому вопросу показывает, что со слов детей - большинство родителей, каши дома варят. Если взять результаты онлайн – анкетирования родителей, этих же 3 групп и сравнить между собой, то можно увидеть ответы детей и родителей практически одинаковые / 44 родителя, на этот же вопрос, дали положительный ответ/.

 

Какая каша для тебя самая любимая?

 

Средняя

Старшая

Подготовительная

Итого

Гречневая

5

2

0

7

Манная

5

9

11

25

Рисовая

1

4

5

10

Кукурузная, ячневая

1

1

2

4

Овсяная

0

1

0

1

Пшенная

0

0

1

1

Не люблю

0

2

1

3

Итого

12

19

20

51

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод: Опрос детей, показал, что на 1 месте у детей – манная каша / 50%;

                                                                на 2 месте – рисовая каша /20%;

                                                                     на 3 месте – гречневая / 14%.

Остальные каши, назвали малое количество детей / 17%.

У родителей на этот же вопрос, получен другой результат:

На 1 место они поставили – манная;

На 2 место – рисовая и гречневая;

На 3 место – овсяная.

 

  • Проведено онлайн - анкетирование родителей – в опросе участвовало 106 чел.

 

 

ясли

1 мл

2 мл

средняя

старшая

подго-товит

Итого

Варите ли Вы дома каши?

да

13

30

19

12

15

17

106 / 44

нет

0

0

0

0

1

0

1

Как часто

Ежедневно

3

7

9

3

1

5

28 / 9

1-2 раза

в неделю

10

23

11

9

12

12

77 / 33

Любимая каша вашего ребёнка

манная

5

13

5

4

7

9

43 / 20

рисовая

2

4

7

4

2

1

20 / 7

гречневая

2

3

3

2

2

3

15 / 7

овсяная

2

8

4

2

3

1

20 / 6

пшенная

1

0

0

0

1

1

3 / 2

ячневая

1

2

1

0

1

2

7 / 3

 

Сравнение результатов – ответы детей и родителей

Вывод: сравнив результаты ответов детей и родителей видно не большое расхождение, значит и те и другие на вопросы отвечали честно.

Итог по работе над 1 задачей:

Изучили, при помощи наблюдения и анкетирования, мнение детей и родителей - о кашах, её пользе.  

 

II задача – Использовать наиболее привлекательные для детей и родителей формы получения информации о кашах.

Задачи, для выполнения 2 задачи:

  1. Рассказать детям о каше, как о традиционном русском блюде, его пользе для здоровья.
  2. Учить навыкам поисковой деятельности (исследование круп: какие бывают, для чего нужны); научить узнавать крупы и каши получаемые из них;
  3. Воспитывать потребность в здоровом образе жизни и правильном питании.
  4. Обогащать игровые навыки и умения детей младшего и среднего возраста: игровые действия, выбор роли, ролевые диалоги, нормы поведения в игре, стимулировать использование игрушек – заменителей.
  5. Коммуникация: Развитие речи: учить детей отвечать на вопросы предложениями. Составлять короткие рассказы: «Мама варит кашу». Грамматический строй: учить детей обогащению и активизации словаря за счет прилагательных (рисовая, манная, кукурузная и т.д).
  6. Художественное творчество: Рисование - вызвать интерес к образу, желание раскрашивать; не выезжая за линии контура; правильно держать карандаш; прививать любовь к рисованию. Аппликация: Формировать навыки  создавать композиции из самостоятельно подобранных элементов (круп); формировать умения располагать подобранный материал на листе в определенном порядке и наклеивать в соответствии  с образом.

 

     Проанализировав анкетирование детей и родителей, наблюдение во время завтрака, творческая группа педагогов, разработала план мероприятий для проведения их с детьми и родителями.

    2 задачу выполнили с помощью следующих совместных мероприятий:

 

Воспитате-ли, специалис-ты детского сада

 

Поиск интересной информации о кашах

 

 

Приложение № 1

Как украсить кашу

Русский народный фольклор о кашах

Изготовить книгу рецептов разнообразных каш.

Консультация для родителей «Полезная пища»

Консультация «Каша – залог красоты и здоровья»

Художественная литература о кашах

История каш

Наши главные помощники Родители

Фотокнижки «Мишина каша»,  «Любимая каша Богдана», «Варись, варись манная кашка..»

 

Приложение № 2

Лэпбуки «К Соне на кашу», «Каша варись»

 

Сочинение сказок о крупах «Сказка о кукурузном зёрнышке»,

Фото эксперимент «Как сделать кашу более аппетитной и полезной»

Пособие «Крупяная ложка»

Фотокнига «Вкусные каши»

Совместная работа с детьми по реализации 2 задачи

 

1 младшие группы - «Бусинки» и «Птенчики»

 

 

 

 

 

 

Приложение    № 3

 

 

Рисование пальчиком «Вкусная кашка»

Рисование пальчиком «Каша для Мишки»

Лепка «Крупа для Мышки»

«Каша – сила наша»

«Каша для Мышки»

«Накормим куклу кашей»

2 младшие группы – «Лучики» и «Непоседы»

Спортивное развлечение «Варим кашу»

Аппликация из крупы «Каша для Карлсона»

Аппликация из манки «Кукла Маша пришла в гости»

Развитие речи «Горшочек каши»

Хороводная игра «Варим кашу»

Экспериментирование «Сравнение круп»

Средняя группа «Почемучки»

Аппликация манкой «Зимний лес»

Рисование ватными палочками «Горшочек каши»

Дидактические игры с крупами

Старшая и подготовительная группа

Краткосрочный проект «Все о каше»

Чтение художественной литературы: М. Вишневецкая «Милая тётушка Манная каша», Н. Носов «Мишкина каша», Н.Телешов «Крупеничка»,  р. н. с. «Лиса и журавль», З.Александрова «Вкусная каша».

Просмотр мультфильмов «Горшочек каши», «Богатырская каша», «Каша из топора».

Музыкальные развлечения

«Малыши на празднике Каши»

«История про Кашу» - средняя группа

«Каша из топора» - старший дошкольный возраст

Старшая медицинс-кая сестра

Таблица калорийности и пищевой ценности круп и каш

Приложение № 1

Информация о пользе каш

 

Итог по работе над 2 задачей:

Провели, совместно с детьми, образовательные мероприятия, используя комплексные методы работы – развитие речи и рисование, ознакомление с окружающим и аппликация, экспериментирование и лепка.

  1. Каша – это здоровая и полезная пища, дающая человеческому организму много энергии и здоровья. Каша обладает профилактическим действием против различных заболеваний. Неспроста слово «каша» часто встречается в русском народном фольклоре - пословицах и поговорках, сказках, частушках, фразеологических оборотах.
  2. Особенно полезна каша в детском возрасте. Но, к сожалению не все дети любят кашу. Чтобы сделать кашу более аппетитной, её можно украшать фруктами, ягодами, вареньем или джемом, выкладывать их на тарелке в виде любимых детьми сказочных героев.

III задача – Разработать рекомендации для родителей и для себя (педагогов), с новыми приёмам, улучшающими аппетит детей

Рекомендации для педагогов

 - Перед завтраком читать книжки – малышки о крупах и кашах, изготовленные родителями.

- Каждый педагог оформил, для себя, картотеку «Стихи о кашах», для регулярного использования в работе с детьми.

- Приглашать поваров, для раздачи каши детям.

- Обыгрывание / инсценировка потешек, сказок.

Рекомендации для родителей

Приготовленные дома каши украшать - фруктами, орехами  или ягодами. Рассказывать, что в яблоках много железа, в ягодах – витамина С, в орехах – белков, значит наша каша станет еще полезнее.

А, уж как превратить тарелку с кашей в цветочную поляну или сказочного героя – это уже фантазия каждого родителя. Можно выложить из ягод цветы, рожицы, узоры.

По утрам не кормить детей «вкусняшками» – пряники, вафли, печенья и конфеты, чтобы аппетит у детей не портился.

Вывод по 3 задаче: разработали рекомендации для воспитателей и родителей по организации детского завтрака.

 

Вывод:

       Наша  гипотеза, что если дети больше узнают о кашах, крупах из которых её варят, через собственную исследовательскую деятельность, то они поймут, что каша – ценный питательный продукт для детского организма и у них появится желание её кушать –

подтвердилась. По окончании проекта, воспитатели отметили, что большее количество детей стали кушать кашу, особенно приятно, что среди них есть дети, которые не ели каши вообще.

     Повторное анкетирование детей, показало, что дети познакомились с разновидностями каш, если раньше большинство детей называли манную, рисовую и гречневую каши, то по окончании проекта, дети кроме них, стали называть – пшенную, овсяную, ячневую, кукурузную каши.

      По результатам работы с родителями, мы взяли обещание с родителей, что они будут дома готовить по утрам каши, как минимум в выходные дни. В будние дни,  не будут детей дома по утрам кормить вкусняшками – пряники, вафли, печенья и конфеты, чтобы аппетит у детей не портился.

      Для себя /для педагогов/, мы сделали следующий вывод: беседы,  дидактические игры, экспериментирования - о кашах с детьми, проводить регулярно, включать их в ежегодное планирование во всех возрастных группах.

 

 

 

 

 

 

Оставить комментарий: