a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Консультация для педагогов "Использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера в математическом развитии дошкольников"

Автор: Володина Екатерина Олеговна Опубликовано: 2024-09-23 20:03:27

Документы для скачивания

Консультация для педагогов «Использование палочек Дьенеша и палочек Кюизенера в математическом развитии дошкольников» Основная цель использования Логических блоков Дьенеша состоит в том, чтобы научить дошкольников( детей от 3 до 7 лет) решать логические задачи на классификацию и группировку предметов по различным свойствам. Помимо этого материал, поможет ребенку развить речь, мышление и математические представления. Играя в интеллектуальные игры с блоками, дети в дальнейшем смогут успешно овладеть математикой и информатикой. Игры и упражнения универсальны: вы можете предложить их детям на занятиях и в свободные часы, в де тском саду. Игры с логическими блоками способствуют формированию предпосылок универсальной учебной деятельности: Личностные- умение осознавать свои возможности, умения, качества; формирование познавательной и социальной мотивации; желание прийти на помощь другу, герою сказки и т. п. ; способность учитывать чужую точку зрения. Регулятивные- умение сохранять выбранную цель и планировать ее выполнение; умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого; умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника; умение удерживать внимание. Познавательные- сформирован ность сенсорных эталонов( цвет, форма, размер) ; ориентировка в пространстве; умение пользоваться инструкциями; умение осуществлять классификацию и сериацию на конкретном предметном материале; умение выделять существенные признаки объектов; умение пользоват ься символами; умение производить анализ и синтез объектов; Коммуникативные- умение строить диалоговую речь; умение слушать собеседника; умение ставить вопросы; обращаться за помощью; предлагать помощь и сотрудничество; договариваться о распределении функ ций и ролей в совместной деятельности; формулировать собственное мнение и позицию; строить понятные для партнёра высказывания. Освоение комплекта рассмотреть, потрогать – какие свойства блоков можете выделить? Логический материал представляет собой набор из 48 логических блоков, различающихся четырьмя свойствами: формой- круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные; цветом- красные, желтые, синие; размером- большие и маленькие; толщиной- толстые и тонкие. По задумке Дьенеша в наборе блоков нет ни одной одинаковой фигуры. Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной. в ыкладывать из блоков на плоскости, строить как из конструктора объемные постройки( по схеме или по замыслу) . Усложнение схем. Самые маленькие накладывают блоки на картинку, затем выкладывают картинку рядом по рисунку в натуральную величину, затем строят картинку по уменьшенному рисунку и выкладывают по замыслу( лисичку, волка и т. д. ) . Последовательность работы с блоками Дьенеша: изучение свойств и сравнение предметов по свойствам; классификация, обобщение, логические операции и язык символов. Изучение свойств: «Сортируем по признаку» Выкладываем в общую кучу все блоки и просим отделить все круги для зайчика, затем – все синие предметы для медведя и т. д. Можно предложить выложить что- либо только из маленьких( синих, …) блоков. «Кто быстрей? » Выбирать блоки с нужными признаками можно на скорость- кто быстрее соберет красные блоки? Или кто быстрее соберет блоки своего цвета( каждый сам выбирает себе цвет, можно организовать игру по 4 человека с 1 комплектом) . Более сложный вариант: собрать все блоки одного цвета, но за исключением, напри мер, треугольных. То есть ребенку нужно не только выделить блоки одного общего признака, но и исключить из них часть «неподходящих». «Помоги муравьишкам » Блоки- муравьишки разбежались, нужно вернуть их домой( возвращаются треугольные, более сложная задача – треугольные синие, еще более сложная – треугольные, синие, большие) «Найди такой же» Показываем один блок и предлагаем найти такой же по толщине( цвету, форме, размеру) . Затем – «не такой же». Более сложный вариант этой игры- найти «такой же, как этот, б локи» по уже двум свойствам( размер – цвет, например) . Еще сложнее- найти все блоки, такие же, как этот, с двумя аналогичными свойствами и одним отличающимися, например – найти блоки такие же по форме и цвету, но другого размера. «Который лишний? » Предлагаем несколько предварительно выбранных вами блоков. Один из них должен быть лишним, то есть отличаться по одному свойству. Скажем, три синих блока и один желтый. Предлагаем угадать, что лишнее и обязательно спрашиваем почему? «Давайте познакомимся( отрицание свойств) » Мы берем блок и просим ребенка описать его свойства, пользуясь частицей «не». Например, синий треугольный блок какой? Не- красный, не- квадратный, не- тонкий. Затем можно попросить найти все аналогичные « не- блоки »- все « не- с иние » или « не- треугольные ». «Цепочки»( «Дорожки») - выстраивание последовательностей блоков по определенным признакам: все фигуры одинакового цвета или размера. Затем – все фигуры одинакового цвета, но соседние фигуры разного размера и т. д. Можно строить цепочк и- дорожки по принципу «домино» или индивидуально. Более сложный вариант – выложить цепочку так, чтобы каждый следующий блок отличался от другого одним( двумя, тремя, четырьмя) свойствами. Аналогичный вариант- у соседних фигур должен быть один( два, три) общий признак. Например, первая фигура желтый тонкий маленький круглый блок, следующей фигурой может быть желтый толстый квадратный блок или красный тонкий м аленький круглый блок или… Еще один вариант- можно предложить цепочку, где есть начало- один блок – и конец – абсолютно другой. Например, вы ставите желтый тонкий прямоугольный блок и синий толстый большой круглый. Это- начало и конец. Нужно выстроить ц епочку так, чтобы новый блок отличался от предыдущего одним свойством. В игру можно играть одному или по принципу «домино». Выигрывает тот, кто быстрее выложит свои фигуры. Аналог игры «Цепочки»- игра «Второй ряд». Нужно выложить в ряд 5- 6 любых фигур. По строить под ним второй ряд так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другой формы( цвета, размера) ; такой же формы, но другого цвета( размера) ; другая по цвету и размеру; не такая по форме, размеру и цвету. « Да- нет- ка » Прячу один блок, н адо угадать – какой. Нужно задавать вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет». Можно использовать символы для запоминания тех свойств, которые определены. Аналог этой игры – игра «Найди клад». Перед детьми 8- 10 блоков, кружок из бумаги – клад. Клад оискатель задает вопросы, дети отвечают. Усложнение – увеличивается количество блоков и число угадываемых свойств. Классификация, обобщение, логические операции( ср. , ст. в озраст) Свойства фигур могут быть изображены на карточках( кубиках) : цвет обозначается пятном; величина – символ с домом; форма- контурами фигур( круглый, квадратный, прямоугольный, треугольный) ; толщина – изображением человечка( толсты й и тонки й) . Для создания игровой ситуации целесообразно использовать игрушки – кукол, животных, это позволит сохранить заинтересованность, а блоки- детали могут быть пирожными, печеньем или мармеладными к онфетками, на всё ваша фантазия. Более сложный вариант этой игры: Разделите фигуры так, чтобы у зайки оказались все красные, а у белочки все квадратные. Проверьте, какие фигуры достались только зайчику? ( красные, неквадратные) . Только белочке? ( Квадратные, не красные) . Какие фигуры подошли сразу и белке, и зайке? ( красные, квадратные) . А какие фигуры никому не подошли? ( не красные, неквадратные) . Наконец, наиболее трудный вариант игры" Раздели фигуры" . Разделить фигуры между Буратино, Чебурашкой и Незнайкой так, чтобы у Буратино оказались все квадратные фигуры, у Чебурашки- все красные, у Незнайки все большие. Какие фигуры достались только Буратино? ( квадратные, не красные, маленькие) . Какие фигуры получил Чебурашка? ( красные, маленькие, не квадратные) . Скажи, какие фигуры достались только Незнайке? ( большие, не красные, не квадратные) . Какие фигуры подошли сраз у и Буратино, и Чебурашке? ( квадратные, красные, маленькие) . Какие фигуры достались сразу и Буратино, и Незнайке? ( квадратные, большие, не красные) . Незнайке с Чебурашкой? ( большие, красные, не квадратные) . Какие фигуры подошли всем трем персонажам? ( квадр атные, красные, большие) . А какие фигуры оказались ничьи? маленькие, не квадратные, не красные) . «Игры с обручами» Игра с одним обручем( 3- 4 г. ) На полу лежит обруч. У каждого ребенка в руке один блок. Дети по очереди располагают блоки в соответствии с заданием ведущего. Например, внутри обруча- все красные блоки, а вне обруча- все остальные. Детям задают вопросы: Какие блоки лежат внутри обруча? ( Красные) . Какие блоки оказались вне обруча? ( Некрасные) . Верен именно такой ответ, т. к. важно лишь то, что внутри обруча лежат все красные блоки и никаких других блоков там нет, а свойство блоков вне обруча определяется через свойство тех, которые лежат внутри. 67881554610 Игра с двумя обручами( 4- 5 лет) На полу два разноцветных обруча( синий и красный) , обручи пересекаются, поэтому имеют общую часть. Ведущий предлагает кому- нибудь встать- внутри синего обруча, - внутри красного обруча, - внутри обоих обручей, - вне красного обруча, - внутри синего, но вне красного, - внутри красного, но вне синего, - вне синего и красного обручей. Затем дети располагают блоки так, чтобы внутри синего обруча оказались все круглые блоки, а внутри красного обруча- все красные. На первых порах выз ывает затруднение проблема, куда положить красные и круглые блоки. Их место в общей части двух обручей. После выполнения практической задачи по расположению блоков дети отвечают на четыре вопроса: Какие блоки лежат внутри обоих обручей? Внутри синего, но вне красного обруча? Внутри красного, но вне синего? Вне обоих обручей? Следует подчеркнуть, что блоки надо назвать здесь с помощью двух свойств- формы и цвета. Игра с тремя обручами В процессе игры с тремя обручами решается более сложная, чем в игре с двумя обручами, задача классификации блоков по трем свойствам. Ведущий кладет на пол три разноцветных( красный, синий, желтый) обруча так, как показано на рисунке, т. е. чтобы образовалось 8 областей. После того как эти области соответствующим образом названы по отношению к обручам( внутри всех трех обручей, внутри красного и синего, но вне желтого и т. д. ) , предлагается расположи ть блоки, например, так, чтобы внутри красного обруча оказались все красные блоки, внутри синего- все квадратные, а внутри желтого- в се большие. После выполнения практической задачи дети отвечают на восемь( стандартных для любого варианта игры стремя обру чами) вопросов. Какие блоки лежат: внутри всех трех обручей; внутри красного и синего, но вне желтого обруча; внутри синего и желтого, но вне красного обруча; внутри красного и желтого, но вне синего обруча; . внутри красного, но вне синего и вне желтого обруча; внутри синего, но вне желтого и красного обруча; внутри желтого, но вне красного и вне синего обруча; вне всех трех обручей? В игре с тремя обручами моделируется разбиение множества на восемь классов( попарно непересекающихся подмножеств) с помощью трех свойств( быть красным, быть квадратным, быть большим) . «Игры со схемами»( 5- 7 лет) «Логическое дерево»- название зависит от сюжета( « Где чей гараж? ») . В соответствии со схемами необходимо разложить фигуры. Усложнение по количеству учитываемых свойств. «Засели домик»- в городе логических фигур построили новый дом. Блоки- жители заселяются в него согласно правилам. Усложнение по количеству с войств. Игра организуется по принципу «Лото». У кого больше кирпичиков – тот и победил. «Строители дорог»- дети строят дороги по схемам, схемы усложняются, и увеличивается количество учитываемых свойств. «Вырасти необычное дерево»- дети выращивают деревья по правилам, указанным на схемах. Усложнение по количеству учитываемых свойств. В игре «Фантазеры» похожие правила, но можно прикладывать новый блок к любой части предыдущего блока, а не в форме дерева. «Сократи слово» В произвольно м порядке выложены в ряд блоки – это слово, которое нужно сократить, уменьшить по определенным правилам. Количество блоков можно увеличивать. «Помоги фигурам выбраться из леса». Перед детьми план леса, на нем указаны правила, которым нужно следовать, чтобы вывести фигуры из леса. «Загадки без слов»( показывают блок) , «Где спрятался. . ? »( угадывают блок из предложенных, описывая его свойства) по карточкам со знаками- символами свойств. Важно побуждать детей самостоятельно придумывать схемы Игры с палочками Кюизенера Палочки Кюизенера – это счетные палочки, которые еще называ ют «числа в цвете», цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками. В наборе содержатся палочки- призмы 10 разных цветов и длиной от 1 до 10 см. Палочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначают определенное число. Чем больше длина палочки, тем большее значение числа она выражает. Выпускаемые производителями наборы «чисел в цвете» отличаются количеством, цветовой гаммой и материалом( дерево или пластмасса) . Для начала можно использовать самый упрощенный набор- из 116 палочек. В нем 25 белых палочек, 20 розовых, 16 голубых, 12 красных, 10 желты х, 9 фиолетовых, 8 черных, 7 бордовых, 5 синих и 4 оранжевых. Пособие" Палочки Кюизенера" в основном ориентировано на детей от 1года до 7 лет. Игровые задачи цветных палочек Цветные палочки являются многофункциональным математическим пособием, которое позв оляет" через руки" ребенка формировать понятие числовой последовательности, состава числа, отношений «больше – меньше», «право – лево», «между», «длиннее», «выше» и мн. др. Н абор способствует развитию детского творчества, развития фантазии и воображения, поз навательной активности, мелкой моторики, наглядно- действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей. На начальном этапе палочки используются как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором, по ходу знакомятся с цветом, размером и формой. На втором этапе палочки уже выступают как пособие для маленьких математиков. И тут дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математическ их понятий. Игры и упражнения с волшебными палочками Освоение комплекта Вместе с ребенком нужно рассмотреть, потрогать все палочки, понять, что они различны по цвету и по длине. Возможные вопросы к ребенку: чем отличаются палочки? Найди палочку того же цвета, что и у меня. Какого она цвета? Разложи палочки по цвету – что ты заметил? П окажи палочку, чтобы она была не желтой. Выложи чередующиеся палочки: красная, желтая, красная, желтая( в дальнейшем ритм усложняется) . К акая са мая длинная? Какая самая короткая? С закрытыми глазами найди в наборе 2 палочки одинаковой длины. Одна из палочек у тебя в руках синяя, а другая тогда какого цвета? С закрытыми глазами найди 2 палочки разной длины. Если одна из палочек желтая, то можешь опре делить цвет другой палочки? 517080420997135902901225336 Можно выкладывать из палочек на плоскости дорожки, заборы, поезда, квадраты, прямоугольники, предметы мебели, разные домики, гаражи. М ожно строить как из конструктора объемные постройки: колодцы, башенки, избушки и т. п. Все это можно делать по схеме или по собственному замыслу. Выложите несколько палочек, предложите ребенку их запомнить, а потом, пока ребенок не видит, спрячьте одну из палочек. Ребен ку нужно догадаться, какая палочка исчезла Положи синюю палочку между красной и желтой, а оранжевую слева от красной, розовую слева от красной. Состав числа( 4- 7 лет) Каждая палочка обозначает какое- то число. Какое число самое маленькое? Ему соответствует самая мален ькая палочка. Какая? Значит, белая палочка обозначает число 1. Назовите число, а ребенку нужно будет найти соответствующую палочку( 1- белая, 2- розовая и т. д. ) . И наоборот, вы показываете палочку, а ребенок называет нужное число. Тут же можно выкладыват ь карточки с изображенными на них точками или цифрами. Образование числа. Как получить число 5 из числа 4? Проверьте с помощью палочек. Состав числа из единиц: сколько белых палочек уложится в синей палочке? Состав числа из двух меньших чисел: найдите палочку «8», из каких двух палочек ее можно составить? Освоение действий «сложение» и «вычитание»: прибавьте к числу 2 число 3. Какое число получили? Проверьте ответ с помощью палочки. Это целое. Если теперь от целого отнять часть, то что получим? Другую часть. Цветные коврики помогают закрепить состав чисел первого десятка. Зависимость между длиной стороны и площадью, между числом и количеством вариантов его разложения. Педагог приглашает детей посетить магазин «Ковры». Как только дети увидели красивые ковры, им хочется сплести свои, но при сплетении ковров надо обязательно соблюдать следующие правил а: Выбрать одну полоску для начала сплетения; Следующие ряды образуются из двух полосок разного цвета, но в сумме равных по длине первой; Все ряды должны быть разные; Закончить ковёр бахромой из белых полосок; «Прочитать» ковёр цветами и числами, углубляя знания состава чисел. Когда алгоритм плетения освоен, дети выбирают первую полоску по своему усмотрению. Дети самостоятельно выделяют и формулируют зависимость: чем длиннее полоска, тем больше размеры ковра. Коврики могут продаваться. Покупатель выбирает к овёр, описав его в цветах или числах. Освоение числового ряда Выкладываем лесенку из 10 палочек от меньшей( белой) к большей( оранжевой) и наоборот. Идем пальчиками по ступенькам лесенки, можно посчитать вслух от 1до 10 и обратно. Убираем одну ступеньку, задача ребенка – найти место ступеньки. Осваиваем порядковый счет – какая по счету розовая палочка, если считать снизу вверх? А если сверху вниз? Когда дети хорошо освоят цвета палочек и числа, которые они обозначают, можно строить лесенку от любого числа: найдите палочку, обозначающую число 6, положите её перед собой, постройте лесенку вверх( вниз) от числа 6. Освоение числового ряда: воспитатель называет числа не по порядку, а дети находят нужную палочку и находят ее место в лесенке. Называние соседей числа: между какими двумя ступеньками находится пятая ступенька? Освоение отношений по длине Выложите перед ребенком две палочки. Какая палочка длиннее? Какая короче? Наложите эти палочки друг на друга, подровняв концы, и проверьте. Найди любую палочку, которая короче синей, длиннее красной. Постройте поезд из вагонов разной длины, начиная от самого короткого и заканчивая самым длинным. Спросите, какого цвета вагон стоит пятым, восьмым. Какой вагон справа от синего, слева от желтого. Какой вагон тут самый короткий, самый длинный? Какие вагоны длиннее желтого, короче синего. Игра « Да- нет » В оспитатель прячет одну палочку, надо угадать – какую. Вопросы о цвете задавать нельзя. С помощью оранжевой палочки нужно измерить длину книги, каран даша и т. п.

Оставить комментарий: