Значение фольклора в воспитании ребёнка
Документы для скачивания
Значение фольклора в воспитании ребёнка. Детский фольклор – это особенная область народного творчества. Она включает целую систему поэтических, музыкальных и музыкально- поэтических жанров фольклора. В течение многих веков прибаутки, потешки, приговорки любовно и мудро поучают ребенка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа. Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает контакт и эмоциональное общение с ребенком. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают ребенка, его внимание, доставляют ему радость и в то же время оказывают на него свое воспитательное воздействие. Незатейливые по содержанию и простые по форме малые формы народного творчества таят в себе немалые богатства – речевые, смысловые, звуковые. Знакомство с детским фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус ребенка, а также многому учит. Развивается речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе. Яркие, оригинальные, доступные по форме и содержанию заклички, приговорки, потешки, песенки, загадки, сказки, пословицы легко запоминаются и могут легко использоваться детьми в играх. Они забавляют ребенка и, вместе с тем, обучают навыкам поведения. Чтение детям потешек, песенок, прибауток обогащает их представление о мире, отношениях между людьми, дает толчок фантазии, творчеству. Это первые поэтические произведения, которые слышит ребенок. Знакомство с ними играет большую роль в познавательной активности, самостоятельности ребенка, яркой индивидуальности. Хорошо подобранные вами потешки, прибаутки, песенки вызывают положительные эмоции. Поэтому они должны соответствовать уровню развития вашего ребенка, должны быть понятны ему. Одни потешки, прибаутки побуждают к действию, другие, наоборот, успокаивают, настраивают на сон, отдых. Вслушиваясь в певучесть, образность народного языка, ребенок приобщается к красоте и самобытности русского слова. Начинайте с колыбели( советы для родителей) Уважаемые родители! Начинайте приобщать малыша к народной культуре с колыбели. Дети очень рано начинают реагировать на потешки, песенки, стихи, прибаутки. С момента рождения включайте младенца в общение со взрослыми в семье. Окружите его вниманием и лаской, давайте понять, что малыш любим и желанен. Любую из процедур( переодевание, подготовку малыша ко сну или кормление) сопровождайте ласковой речью, нежной улыбкой. Взяв на руки, напевайте ему потешки, песенки, прибаутки, играйте в игры- забавы. Игры- забавы: «Кто у нас хороший? » Вы подходите к ребенку и приговариваете: «Кто у нас хороший? Кто у нас пригожий? Сашенька хороший! Сашенька пригожий! » Малыш понимает, что речь о н ё м, радуется. «Коза рогатая» Сделав «рога»( выдвинув вперед мизинец и указательный палец) , произносите немного строгим голосом: «Идёт коза рогатая за малыми ребятами. Кто кашу не ест, молока не пьет? Забодаю, забодаю! » Ребёнок ждет ваших действий, следит за «рогами», а когда «рога» бодают( слегка щекочут) , смеётся. «По кочкам» Ребёнок сидит у вас на коленях, поддерживаемый подмышки. Приподнимая колени одновременно или попеременно, приговаривайте два раза: «Прыг по кочкам! Скок по кочкам! И в ямку – бух! » Чуть раздвиньте колени, чтобы малыш слегка провалился. «Поехали» Раскачивайте малыша, сидящего на коленях, из стороны в сторону, как в люльке, приговаривая: «Поехали! Поехали! С орехами! С орехами! На горку – прыг! »( слегка подбрасывайте его вверх) «Ладушки» «Ладушки! Ладушки! Где были? – У бабушки! Кашку варили, деток кормили! Шугу, шугу, полетели! На головку сели! » «Поехали! » Посадите ребёнка на свою вытянутую ногу, держите его за руки. Плавно опуская и поднимая ногу, говорите: «Поехали, поехали! С Андрюшкой за орехами! Поехали, поехали! И в ямку – бух! » Старинные народные песенки- потешки интересны и понятны ребёнку. «Киска, киска, киска брысь! На дорожку не садись! Наша деточка пойдёт, через киску упадёт! » «Петя, петя- петушок! Золотой гребешок! Что ты рано встаёшь? Тане спать не даёшь? » «Большие ноги шли по дороге: Т- о- о- о- п! Т- о- о- о- п! Маленькие ножки бежали по дорожке: Топ, топ, топ! «Сорока- ворона! Кашку варила, деток кормила! Этому дала! Этому дала! ( загибать пальчик за пальчиком) А этому не дала! Он кашу не варил, Он деток не кормил! В лес убежал да и спрятался! » Напевайте Песенки перед сном( колыбельные) А баиньки, баиньки, купили сыну валенки. Наденем на ножки, пустим по дорожке. Будет наш сынок ходить, новы валенки носить! Ночь пришла, темноту привела Задремал петушок, запел сверчок. Уж поздно, сынок. Ложись на бочок. Баю- бай, за- сы- пай! Котя, котик, коток, котя серенький хвосток! Приди, котик, ночевать, мою деточку качать! Баю- бай! Баю- бай! Мой сыночек, засыпай! Баю- баюшки- баю! Баю деточку мою! Прилетели гулюшки, садились на люлюшку Они стали гурк овать, стали Митеньку качать: «Спи, Митенька, засни. Угомон тебя возьми. » Баю- баюшки- баю! Баю деточку мою! Утренние побудки. Потягушечки, потягушечки! На Валю растушечки, На кошку лентушечки! Дыбочек, дыбок! Скоро Сашеньке годок! Дыбок! Дыбок! Целый годок! Вот проснулся петушок, встала курочка. Подымайся, мой дружок, Встань, мой Юрочка! Потягунушки- потягунушки! Поперёк толстунушки! А в ножках ходунушки! А в ручках хватунушки! А в роток – говорок! А в головку – разумок! Напевая плясовые народные напевы, побуждайте малыша пританцовывать. Предлагайте слушать колыбельные, танцевальную музыку. Первый раз в детский сад. Советы родителям по адаптации детей в детском саду. Детский сад – это первая ступень общественной жизни. Ваш ребёнок будет учиться общаться с другими детьми, начнёт перенимать чужой игровой опыт. Это обогатит его внутренний мир и пригодится в дальнейшем. А самое главное, что после нахождения в одном коллективе, ребёнку будет значительно легче, проще влиться в другой. Я много лет работаю в детском саду с детьми раннего возраста 2- 3 лет. Хотелось бы дать несколько советов родителям по адаптации детей в детском саду. В каком бы возрасте ребёнок не пришёл впервые в детский сад, для него это сильное стрессовое переживание, которое необходимо смягчить. Это нетрудно понять, ведь ломается привычный стереотип жизни, в котором ребёнок чувствовал себя спокойно и уверенно, так как успел к нему приспособиться и уже примерно знал, что за чем в течение дня последует и как это будет происходить. Второй чрезвычайный психотравмирующий фактор – разлука с матерью и другими близкими взрослыми, которые о ребёнке заботились с рождения. Это порождает ощущение тревоги, неуверенности, незащищенности, часто примешивается чувство покинутости. Очень важно, чтобы родители в этот период относились к ребёнку очень бережно и внимательно, стремились помочь пережить ему этот трудный момент жизни, а не упорствовать в своих воспитательных планах, не боролись с «капризами». К воспитателю ребёнок также должен иметь возможность привыкнуть. Первые контакты с ребёнком должны быть контактами помощи и заботы. Основная задача педагога – заслужить доверие ребёнка. Для малыша очень важно постоянство окружающего его мира. Поэтому следует уделять особое внимание режиму дня ребёнка. Режим дня дома должен соответствовать режиму дня в детском саду. Значительную нагрузку для нервной системы ребёнка представляет пребывание среди сверстников. Ребёнок включается в сложную систему отношений, распределения игрушек и внимания воспитателя. Чтобы привыкание ребёнка к детскому саду было максимально безболезненным, нужно сделать его постепенным. Собираясь отдавать малыша в детский сад, расскажите ему заранее, чем он там будет заниматься вместе с другими детьми, что в садике будет весело и интересно, что там много игрушек, и что он найдёт там много новых друзей. Но, поверьте, ребёнок лучше вас поймёт, если вы немного поиграете с ним понарошку в детский сад. Игра «Детский сад понарошку » «Маша, а давай отдадим твою любимую игрушку в детский сад. » Создайте в детской комнате уголок воображаемого детского сада и смело поиграйте с малышом. Если в семье есть старшие дети, включайте их в игру, так вы создадите свой мини- садик. Проиграйте все режимные моменты, все времена суток. Утро: пора идти в детский сад. Возьмите игрушку и походите по комнате, затем посадите игрушку вместе с другими игрушками в игровом уголке, поздоровайтесь с ними, понарошку покормите их завтраком, как это делают воспитатели в детском саду. Пройдите все гигиенические процедуры( умывание, вытирание, высаживание ребёнка на горшок) , затем поиграйте или увлеките малыша продуктивной деятельностью( рисованием, лепкой, аппликацией) , не забывая рассадить и игрушки. Обязательно погуляйте с ребенком, не забывая взять на прогулку игрушку. Время обеда: пообедайте, также проведите все гигиенические процедуры и скажите малышу и игрушкам, что пора отдыхать. Уложите все игрушки спать вместе с малышом, скажите ребёнку, что рядом спят все его друзья. Проснувшись, покормите ребенка полдником, поиграйте, не забывая про игрушку. Вот и вечер. Разыграйте тот момент, когда мама приходит в детский сад за малышом( в данный момент за игрушкой) : «Вот видишь, я так быстро пришла, ты даже не успел соскучиться! В детском саду очень интересно! Ты придёшь завтра в детский сад? » Эта игра формирует не только представление ребёнка о детском саде, но и показывает желаемые образы поведения: без слёз отпускать маму, дружить с другими детьми, делиться игрушками и так далее. Конечно игра полностью не избавит ребёнка от трудностей адаптационного периода в детском саду, но сократит его продолжительность, уменьшит страхи и отрицательные эмоции. В игре чаще употребляйте слова про детский сад( «сейчас прогулка в детском саду») . Первые дни не оставляйте ребёнка надолго в детском саду. Сначала приводите ребёнка на 1- 2 часа. Затем, дня через три, оставьте малыша до обеда, чтобы он успел поесть вместе со всеми детьми, таким образом посещайте сад ещё 2- 3 дня. Так ребёнок будет адаптироваться постепенно. Затем оставляйте на тихий час, но договоритесь с воспитателями обязательно связаться с вами, если ребенок проснётся и будет плакать, чтобы забрать его домой. Так меньше стресса и у вашего ребенка, и другие дети не пострадают от плача, будут спать спокойно весь тихий час. Чтобы облегчить период адаптации, лучше отдавать ребенка в детский сад летом, так как дети больше времени проводят на прогулке на детских игровых площадках, и пора вирусных инфекций ещё не наступила. Малыш легче переживёт адаптацию, если он приучен к контакту с детьми, поэтому чаще посещайте детские площадки, чтобы ваш ребенок контактировал с детьми, а не сидел возле взрослых. Проверьте, как ваш ребенок реагирует на чужие игрушки – всегда ли просит разрешения, чтобы взять их и поиграть, или просто отнимает. Делится ли без слёз своими игрушками? Многие из детей поначалу берут в садик свои игрушки, и из- за того, что другие малыши тоже хотят с ними играть, возникают конфликты. В детском саду поощряют самостоятельность детей, в том числе это касается умения самостоятельно одеваться, лишь с небольшой помощью взрослого, умение самостоятельно держать ложку, пить правильно из чашки, а не из бутылочки с соской. Желательно, чтобы ребёнок был отучен от подгузника. В первые дни, как и большинство родителей, можете давать малышу с собой в группу любимую игрушку, что позволит ему чувствовать себя увереннее.