ФГОС в ДОУ
Документы для скачивания
ФГОС в ДОУ Уже в мае на общественное обсуждение будет вынесен проект Федерального государственного образовательного стандарта( ФГОС) дошкольного образования, который с 2015 года должен изменить принципы работы детсадов: по сути, это обновленная программа принципов воспитания и обучения, позволяющая ребенку с ясельного возраста быть мотивированным на жизненный успех. Зачем вообще нужен ФГОС для детсадов? Существовавшие в советское время стандарты в дошкольном, как и в общем, образовании за три последних десятилетия разрослись до множества методических программ и наработок. В итоге одни дети покидают детсад, бегло читая, родители других берут эту функцию на себя. Привести к единому знаменателю два главных компонента дошкольного образования: как воспитывать и чему учить дошколенка- и призваны стандарты. Сегодня одна из основных проблем дошкольного образования в том, что фактически каждый детсад готовит ребенка к школе по своей программе. Поэтому ФГОС нужен хотя бы для того, чтобы дети после садика были одинаково хорошо готовы к школе, независимо от качества домашнего воспитания в семье и других факторов. Да, школа предъявляет к первокласснику определенные требования: читать, писать, владеть логикой, но как педагогам- дошкольникам отвечать на них без единых программы и стандарта? Создатели ФГОС для детсадов утверждают, что его целью является найти баланс между обучением навыкам, воспитанием и игрой, т. е. гармоничное развитие современного ребенка. Не превратиться в школу Разработчики «детсадовского» ФГОС четко говорят: стандарт, помимо определения комфортных условий для воспитания дошкольника, должен быть нацелен на то, чтобы у ребенка возникла мотивация к обучению, познанию и творчеству. Важнее развивать память, внимание, мышление, воображение: не сад должен готовить ребенка к школе, а школа- готовиться к ребенку: вундеркинду, проблемному в социализации, недостаточно развитому и пр. Вот только по каким критериям это делать, кроме возрастных? Понятно, что та же программа физкультуры на севере должна быть одного рода, а у нас, на юге, - другого. Надеюсь, создатели дошкольного ФГОС учтут и этот региональный компонент- он должен разрабатываться с участием педагогов и психологов, которые будут работать непосредственно со стандартами. Хочется, чтобы в программе стандартов учли и принцип гетеросинхронности: одни дети стартуют быстро, а кто- то раскачивается медленно, но потом делает рывок вперед. Если мы сейчас с родителями говорим о сравнении успехов конкретного Саши или Насти с их предыдущими результатами обучения, то как же будет после введения стандарта? Еще один риск, которого опасаются педагоги- дошкольники: создание программы и стандартов развития детства по образу и подобию программ школы: с переносом урочной системы в детсадовские будни. Проще говоря, копирования ученической жизни в стенах дошкольного учреждения с подобием ЕГЭ или тестовых экзаменов при выпуске из детского сада- хотя, конечно, любые испытания категорически запрещены. Как проверить, если тест под запретом? При работе над «детсадовскими» стандартами разработчики проводили мониторинг мнения родителей об ожидаемых результатах от дошкольного образования. Согласно ему около половины мам и пап уверены: уже с трех лет надо заниматься всем- от иностранного языка до спорта. Едины родители и в плане точки зрения на дополнительное развитие: бассейн, уроки скрипки, рисование- лепка- конструирование и пр. И лишь меньше десяти процентов семей ставят на первое место требования безопасности пребывания ребенка в дошкольном учреждении. Если говорить о дополнительных образовательных услугах, мне кажется, важно соблюсти золотую середину. Дошколенок еще толком не говорит по- русски, а ему уже предлагают учить французский язык- при этом фонетика у двух языков разная: грассирующее произношение, которому его учат на одном занятии, становится предметом борьбы на занятии с логопедом. Есть и еще один важный вопрос: сейчас, когда зарплаты в дошкольном образовании подросли, как будет оцениваться наше качество работы и ее эффективность? Последнее- главный камень преткновения экспертов и создателей ФГОС дошкольного образования: «В раннем возрасте тестирование детей недопустимо, и к этому вопросу предстоит подойти крайне взвешенно». Что ж, каким образом у дошкольников будут проверять освоение стандарта и измерять результаты педагогической деятельности, общество узнает уже скоро: в конце апреля дошкольный ФГОС будет опубликован в Интернете.