Использование фольклора с детьми раннего возраста
Документы для скачивания
Использование фольклора с детьми раннего возраста. Произведения народного фольклора бесценны. В них сама жизнь. Детский фольклор несет в себе огромный воспитательный заряд. Потешки, прибаутки, колыбельные песенки, сказки, играют огромную роль в духовном развитии ребенка, в его эстетическом воспитании. Воспитание ребенка – дело не простое. Оно требует много любви чистосердечной, искренней, внимания, уважения к растущему малышу. С помощью фольклора легко установить эмоциональный контакт с ребенком, что я и делаю в своей работе. Простое интересное содержание песенок, потешек, яркие художественные образы привлекают ребенка, доставляют ему радость. И в тоже время оказывают на него воспитательное значение, обогащают чувства ребенка, его речь, формируют отношения к окружающему миру. Фольклор побуждает ребенка к познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности каждого ребенка в группе. Как народный фольклор помогает мне в работе? Знакомить родителей и малышей с фольклором я начинаю с первого дня пребывания ребенка в детском саду. В период адаптации, чтобы установить эмоциональный контакт, а в дальнейшем и для эмоционального общения использую потешки, песенки, прибаутки, стихи, что помогает ребенку легче пережить этот трудный момент в его жизни. Например, т ак ие потешк и: «Дай ладошечку, моя крошечка! Мы похлопаем с тобой по ладошечке. Вот ладошечка, Моя крошечка, Ты погладь меня По ладошечке. » Произведения народного творчества я использую во всех режимных моментах: при кормлении, одевании, укладывании спать, в процессе игровой деятельности в группе, и во время прогулки. Каждый взрослый знает, что проведение некоторы х режимных процессов вызывает у малышей отрицательные эмоции. И вот для того, чтобы дети занимались зарядкой, умывались, кушали, раздевались, готовясь ко сну с удовольствием, я прибегаю к потешке. «Ай, лады, лады, лады, Не боимся мы воды, Чисто умываемся, Маме улыбаемся! » «Рано солнышко встаёт, На зарядку всех зовет! » Когда дети слышат проговаривание потешек, то ритмичные слова вызывают радостное настроение. Они охотно подставляют руки под струю воды, а многие дети уже пытаются закатать рукавчики, самостоятельно вытирать лицо и ручки. «Прежде чем за стол садиться, Нужно ручки нам помыть Друг за другом становиться Рукава всем засучить. Будет мыло пениться, И грязь куда- то денется ». Помогает потешка и в процессе кормления. Есть такие дети в группе, которые едят плохо, без аппетита. Чтобы вызвать у детей желание покушать, я проговариваю: « У нас много ребят, Все по стульчикам сидят. Кашу масляну едят! Люли, люли, люли Прилетели гули Коровку подоили, Молочком напоили. » Не все дети охотно ложились спать в кроватку. Испытывали при этом чувство страха, тревоги, тоски по дому и маме, плакали. Я напеваю им ласково, не громко, колыбельную песенку: « Баю, баю, баиньки! Все уснули заиньки. Спите, мои деточки, Деточки конфеточки. За окошком петушок Золотой гребешок. Он в окошечко глядит Моим деткам спать велит» Дети просыпаются более спокойными, у детей положительный эмоциональный настрой, и снова я использую потешки во время подъема, во время бодрящей гимнастики: « Тяги, тяги, потягушечки На ребяток порастушечки. Растите детки здоровыми Как яблочки садовые» Одевания сложный режимный процесс. Малыши не умеют и многие не любят; ленятся, сами одеваться, отвлекаются, ссорятся, требуют к себе постоянного внимания. И вот, для того, чтобы дети быстрее освоили навыки, необходимые для одевания, приговариваю такие потешки: « Кто в обновку нарядился? Чья дочурка баловница? Маша- вот кто! » Особенно трудно детям справится с обувью. Часто приговариваю: « Вот они сапожки: Этот- с правой ножки Это- с левой ножки Если дождичек пойдет Наденем калошки. » И, конечно же, без потешек и песенок не обходиться прогулка. « Солнышко, солнышко Выгляни в окошечко Ждут тебя детки, Детки малолетки. » Народные песенки, потешки, сказки, частушки, прекрасный речевой материал, который я использую на занятиях по развитию речи, ознакомлением с окружающим миром. Чтобы занятие проходили у детей с интересом, произведение подбираю соответсвенно уровню развития детей. Стараюсь рассказывать произведение выразительно. Использую различные методические приемы: это показ настольного, пальчикового театра, иллюстрации, прослу шивание сказок, просмотр сказок, песенки в записи и конечно игрушки. Провожу игровые действия, сопровождая потешками и обыгрыванием. Благодаря простоте повторения слов « петушок- петшок », «заинька- заинька», «баю- бай» «киска- киска», дети быстро запоминают и вводят их в свою речь, переносят на игровые действия. Первые сказки, такие как «Курочка ряба», «Теремок», «Колобок», и потешки «Коза рогатая», «Гуси- гуси», понятны детям. Потому что их герои – животные, птицы, они разговаривают. А дети любят зверей, заботятся о них. Каковы результаты моей работы с народным фольклором? Малыши с удовольсвием идут в группу, не скучают, они жизнерадостные и улыбчивые. Дети с удовольствием играют в игры и поют песенки. Умывание, одевание и другие режимные моменты стали для них приятными. На музыкальных занятиях малыши стали более эмоциональны и активны. Ведь родная культура, как отец и мат ь- должны стать частью ребенка. Началом, зарождающим личность.