Роль театрализованной деятельности в работе с детьми
Документы для скачивания
«Роль театральной деятельности в работе с детьми ». Роль театральной деятельности в работе с детьми МДОУ- детский сад № 2 Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малых лет к выступлениям перед аудиторией. В этом огромную помощь могут оказать театрализованные занятия в детском саду. Они всегда радуют детей и пользуются у них неизменной любовью. Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование развития речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. Драматизация может проявляться в самых разнообразных формах: как сочинение и импровизация сценок по содержанию сказок, как инсценировка готового литературного материала, как самый настоящий спектакль, т. е. театральная постановка сказки. В старшей группе при работе с детьми над драматизацией сказок основной задачей становится развитие у каждого ребенка интонационной и мимической выразительности. В подготовительной группе углубляется работа по использованию в речи детей синонимов, антонимов, сравнений и эпитетов. При разучивании текста с детьми особое внимание необходимо уделить развитию речевого дыхания, обучению правильного использования возможностей своего голосового аппарата( высота, сила, тембр голоса) ; формированию у детей хорошей дикции, темпу и ритму речи; а также осуществлять контроль над соблюдением норм литературного произношения; вести работу над интонационной выразительностью речи детей. Большую роль в этой работе играет создание развивающей предметно- пространственной среды в группе. Среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Причем развивающая предметно- пространственная среда должна не только обеспечивать совместную театрализованную деятельность детей, но и являться основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования. Поэтому при проектировании развивающей предметно- пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность детей, мы учитываем: 1. Индивидуальные социально- психологические особенности детей. В связи с этим в наших группах была оборудована театральная зона, а также «тихий уголок», где ребенок может побыть один и прорепетировать какую- либо роль перед зеркалом или еще раз посмотреть иллюстрации к спектаклю. 2. Особенности его эмоционально- личнос тного развития. В группах спроектированы своеобразные зоны приватности — специальные места, где каждый ребенок хранит свое личное имущество: домашнюю любимую игрушку, украшения и др. , которое он может использовать в театральной деятельности. 3. Интересы, склонности, предпочтения и потребности. В театральной зоне существуют разные виды кукольного театра: пальчиковый, би- ба- бо, ростовой, теневой, и др. , детские рисунки. Это создает условия для общения педагога с каждым ребенком. 4. Любознательность, исследовательский интерес и творческие способности, это все основано на создании спектра возможностей для моделирования, поиска и экспериментирования с различными материалами при подготовке атрибутов, декораций и костюмов к спектаклю. 5. Возрастные и ролевые особенности, в зоне для театрализованной деятельности размещено оборудование и материалы, отвечающие интересам, как мальчиков, так и девочек, соответственно возрасту. В ходе работы по обучению детей средствам речевой выразительности мы использовали следующие упражнения: «Произнести с разной интонацией самые различные слова», «Измени смысл фразы путем перестановки ударения», «Передай настроение героя», «Карточки пиктограммы», дискуссии по рассказам из личного опыта. При разыгрывании сценок и маленьких спектаклей особое внимание обращали на связь между настроением и особенностями вербальной и невербальной выразительности. Большую пользу оказывали ролевые диалоги по иллюстрациям с использованием вербальных средств выразительности. При драматизации сказки возникала необходимость научить детей способам воплощения и передачи сказочного образа( речевая и интонационная выразительность, пантомима, жест, поза, походка, мимика и др. ) . Мы использовали дидактические игры: «Посмотри и повтори», «Вспомни и воспроизведи», «Узнай, чей это жест», «Кто как двигается», «Кому весело, кому грустно» и др. После этого мы предлагали детям этюды на общение двух из основных персонажей сказки, что давало возможность импровизировать. Ребенок был свободен в выборе движений, мимики и жестов. Таким образом, с уверенностью говорим, что театральное искусство интегрирует многие виды коммуникаций, а это, в свою очередь, способствует социализации детей, имеющих нарушение речи, их здоровому психическому развитию, так как при активном общении на литературном языке у детей лучше развивается речь, мышление, что так необходимо детям.