"Массаж и самомассаж кистей и пальцев рук"
Документы для скачивания
Консультация для родителей по мелкой моторике
У детей с проблемами в речевом развитии очень часто наблюдается недостаточность двигательной активности, в том числе и плохая координация мелкой моторики пальцев рук. Учеными доказано, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук.
Работу по развитию пальцевой моторики следует проводить систематически, 2-3 раза в день, пальчиковую гимнастику в комплексе с артикуляционной в специально отведенное, в течение дня, время.
Пальчиковый тренинг должен быть разнообразным, эмоционально-приятным, не утомительным и динамичным. С большим увлечением дошкольники выполняют двигательные упражнения с использованием нетрадиционного материала.
Такие задания превращаются в занимательную игру: «пальчики-музыканты», «пальчики-фокусники», «пальчики-путешественники» и т.п.
Интерес и яркий эмоциональный настрой вызывают у детей пальчиковые игры на бумаге. Оказывается можно рисовать не только кисточкой, но и пальчиками, косточками, камешками, ракушками, пуговицами, верёвочками. Волшебные превращения этих материалов в картинки радует детей.
Для развития мелкой моторики необходимо сочетать пальчиковую гимнастику с самомассажем кистей и пальцев, используя для этого «сухой бассейн».
Самомассаж в «сухом бассейне» можно сопровождать стихотворным текстом или под музыку.
Горох Опустить кисти рук в «бассейн», «помешать» горох, одновременно сжимая и разжимая пальцы рук.
В миску насыпали горох И пальцы запустили, Устроив там переполох, Чтоб пальцы не грустили.
Фасоль На дне «бассейна» спрятать игрушки из киндер-сюрпризов. Опустить кисти рук в «бассейн», «помешать» фасоль, затем найти и достать игрушки.
В миске не соль, совсем не соль, А разноцветная фасоль. На дне — игрушки для детей, Мы их достанем без затей.
Самомассаж кистей и пальцев рук. Этот массаж желательно сопровождать весёлыми рифмовками («приговорками»), стихами.
1. Массаж зубной щёткой Массаж пальцев начинается с большого и до мизинца. Растирать зубной щёткой сначала подушечку пальца, затем медленно опускаться к его основанию.
Я возьму зубную щётку, Чтоб погладить пальчики. Станьте ловкими скорей, Пальчики — удальчики.
- Грани карандаша легко «укладывают» ладони, активизируют нервные окончания, снимают напряжение.
Пропускать карандаш между одним и двумя-тремя пальцами, удерживая его в определённом положении в правой и левой руке.
Карандаш в руках катаю, Между пальчиков верчу. Непременно каждый пальчик, Быть послушным научу.
- Катать два ореха между ладонями. Прокатывать один орех между двумя пальцами.
Научился два ореха, Между пальцами катать, Это в школе мне поможет Буквы ровные писать.
4. Массаж «четками».
Перебирание «четок» (бус) развивает пальцы, успокаивает нервы. Считать количество «бус» (в прямом и обратном порядке).
Дома я одна скучала, Бусы мамины достала. Бусы я перебираю, Свои пальцы развиваю.