a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

23.03.2015 Семинар практикум для родителей " Влияние народных игр на развитие детей дошкольного возраста" Подготовила: Тонких З.И., воспитатель

Опубликовано: 2015-03-23 19:07:34

Документы для скачивания

Семинар практикум для родителей Влияние народных игр на развитие детей дошкольного возраста Подготовила: Тонких З. И. , воспитатель 2014 год Справедливо известное изречение: если вы хотите узнать душу народа, приглядитесь, как и чем играют его дети. Игра сопровождает человека с колыбели. Ученые давно заметили, что именно детские игры помогают зримо представить седую старину. Многое из того, что было характерно для быта, с веками исчезло, но кое- что сохранилось лишь в детских играх. Народная игра – игра, реализующаяся на принципах добровольности, спонтанности при особых условиях оговоренности, популярная и широко распространенная в данный исторический момент развития общества и отражающего его особенности, претерпевающая изменения под различными влияниями: социально- политическим, экономическим, национальным. Народная игра, являясь феноменом народной культуры, может служить одним из средств, приобщения детей к народным традициям, что в свою очередь, представляет важнейший аспект воспитания духовности, формирования системы общечеловеческих ценностей; в современной ситуации общественного развития обращение к народным истокам, к прошлому является весьма своевременным. Народная игра способствует вы работке нужных моральных каче ств вс егда в соедине нии с качествами, относящимися физической, умственной, трудовой и другими сторонами культуры. Самые разнообразные игры могут быть использованы для формирования культуры общения у детей дошкольного возраста. Таким образом, включая народную игру в учебно- воспитательный процесс, педагог ненавязчиво, целенаправленно вводит детей в мир народной культуры, обучая детей культуре общения. Особенность народной игры как воспитательного средства заключается в том, что она входит в качестве ведущего компонента в народные традиции: семейные, трудовые, семейные, празднично- игровые и прочие. Это позволяет взрослому ненавязчиво, целенаправленно вводить детей в мир народной культуры, этики, человеческих отношений. Неслучайно игровой опыт детей дошкольного возраста непременно включает разнообразные народные прибаутки, игровые считалки, народные подвижные, шуточные и другие игры со сверстниками и взрослыми. В детском быту есть свои традиции. Одна из них- это заимствование игр детьми друг от друга, младшим поколением от более старшего. Кто придумал эти игры( «Гуси- лебеди», «Коршун и цыплята» и т. д. ) ? Когда они возникли? Вероятно, они созданы народом так же, как песни, сказки, поговорки и т. п. По этому признаку они и называются – народными. Целый ряд детских игр основан на соединении песни с движением. Это игры хороводные. В подобных играх действие осуществляется в ритме, словах и текстах, здесь ребенок драматизирует то, о чем поется в песне. Песня тесно связана с народной игрой. Народная педагогика прекрасно определила последовательность игр от младенческих лет до зрелости. В то же время, народные игры очень гибки в возрастном отношении. Например, в «Жмурки», «Кошки- мышки» охотно играют дети младшего, старшего дошкольного и школьного возраста. Народные подвижные игры влияют на воспитание воли, нравственных чувств, развитие сообразительности, быстроты реакции, физически укрепляют ребенка. Через игру воспитывается чувство ответственности перед коллективом, умение действовать в команде. Вместе с тем, спонтанность игры, отсутствие дидактических задач делает эти игры привлекательными «свежими» для детей. По- видимому, такое широкое применение народных подвижных игр и обеспечивает их сохранность и передачу из поколения в поколение. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неоспоримый игровой фольклор. Внедрение народных игр в работу с дошкольниками Основным условием успешного внедрения народных подвижных игр в жизнь дошкольников   всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства. Воспитатель, творчески используя игру как эмоционально- образное средство влияния на детей, пробуждает интерес, воображение, добиваясь активного выполнения игровых действий. Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Для удобства рассмотрения можно условно разделить народные игры на несколько типов: игры, отражающие отношения человека и Природы игры, отражающие повседневные занятия и быт наших предков игры по религиозно- культовым мотивам игры на находчивость, быстроту и координацию игры на силу и ловкость военные игры Еще один большой «плюс» русских игр – игровой инвентарь можно в избытке найти в любом доме. Ниже мы рассмотрим наиболее типичные народные игры, а так же некоторые предигровые моменты, без которых рассказ о самих играх был бы не полон. В каждую из этих игр дети могут вполне поиграть и сейчас. Они просты, понятны и не требуют специфических навыков, специальной подготовки и какого- либо инвентаря, за исключением самого простейшего. Игры, отражающие отношения человека и природы Жизнь человека в старину была очень намного более тесно связана с природой, чем в наши дни. Леса были полны зверей. Полевые работы, охота, промыслы были подчинены природным циклам и погодным условиям. Во многом именно от природы зависело, будет ли община сыта, и жить в достатке или людям придется голодать. Закономерно, что эта связь нашла свое отражение в культуре, обычаях, традициях и праздниках у славянских народов. Дети, в своем стремлении подражать взрослым в их делах, проделывали то же самое в игровой форме. Так возник целый пласт игр – игры, в которых отражается отношение человека к Природе. Во многих из них лесные хищники: медведь, волк, лисица – главные действующие лица. Для игр можно изготовить и маски зверей. Игры подобной тематики: «Гуси- лебеди», «У медведя во бору», «Дедушка Мазай », «Пчёлы», «Игра в коршуна», «Волк и утки», «Иван- косарь и звери», «Селезень и утка» и др. ( см. Приложение) Игры по религиозно- культовым мотивам Подобные мотивы четко прослеживаются в народных забавах. Водяные, русалки, домовые, чародеи, нечистая сила фигурируют не только в сказках и обрядах, но и появляются в сюжетах игр. Вообще детству свойственен некий колоритный языческий примитивизм, делающий игры подобной тематики живыми и яркими. Игры данной тематики: «Пахари и Жнецы«; « Иван- косарь и звери«; «Люлька«; « Водяной»; «Черти в аду»; «Дедушка- рожок» и др. ( см. Приложение) Народные игры, отражающие повседневные занятия наших предков Охота, рыбалка, промыслы, бытовые сценки и многое другое, составляющее повседневные занятия людей в старину дошло до наших дней в многочисленных играх- отражениях. Глядя на которые совсем нетрудно себе представить, чем и как жили наши предки. Своеобразные диалоги- приговорки в играх могли быть довольно длинными и забавными. Причем менять по ходу игры фразы в них не возбранялось. Наоборот, это добавляло игре интереса и живости. Игры данной тематики: «Бояре», «Невод», «Удочка», «Птицелов», «Баба Яга», «Охотники и утки» и др. ( см. Приложение) Игры на находчивость, быстроту и координацию Бег, прыжки и другие проявления двигательной активности свойственны детям. Особенно привлекательным становятся они, будучи оформленными в виде игры. Азарт, игровой задор элементы соперничества и соревнования – вот главные составляющие славянских народных игр. Сильных и ловких уважали во все времена и в любом обществе. Игра – то занятие в котором дети могли продемонстрировать сверстникам эти свои качества. Игры данной тематики: «12 палочек», «Салки», «Золотые ворота», «Кубарь», «Горелки», «Жмурки», ««Городки», «Лапта», «7 Камней» и др. ( см. Приложение) Военные игры Военная тематика, само собой, не могла не войти и в детские игры. За свои долгую историю военные игры не претерпели каких- либо серьезных видоизменений, и дошли до нас в почти первозданном виде. В самом общем варианте игра войну представляет собой состязание двух команд, в котором народной традицией определяются допустимые средства и приемы противоборства и условия признания победителей. На Руси военные игры с давних пор были любимейшим развлечением большинства мальчишек. Игры данной тематики: «Кулачный бой», «Лапта», «Снежки», «Палочный бой», «Казаки- разбойники», «Всадники и кони» и др. Используя в работе народные игры, необходимо параллельно реализовывать следующие задачи: Знакомить с народными праздниками, входящими в русский народный календарь; с историей их возникновения; воспитывать ж Ж елание перенимать и хранить народные традиции. Развивать координацию движений, мышечный тонус, артистические умения. Способствовать развитию инициативы, организаторских и творческих способностей. Педагогам предлагаются   следующие игры: 1. Русская народная игра «Гуси- лебеди» Цель игры: упражнять детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга; приучать их быстро действовать, помогать друг другу. Содержание игры: «Участники игры выбирают волка и хозяина, остальные- гуси- лебеди. На одной стороне площадки чертят дом, где живут хозяин и гуси, на другой- живет волк под горой. Хозяин выпускает гусей в поле погулять, зеленой травки пощипать. Гуси уходят от дома довольно далеко. Через некоторое время хозяин зовет гусей. Идет перекличка между хозяином и гусями: - Гуси- гуси! - Га- га- га. - Есть хотите? - Да, да, да! - Гуси- лебеди! Домой! - Серый волк под горой! - Что он там делает? - Рябчиков щиплет. - Ну, бегите же домой! Гуси бегут в дом, волк пытается их поймать. Пойманные выходят из игры. Игра кончается, когда почти все гуси пойманы. Последний оставшийся гусь, самый ловкий и быстрый, становится волком». Правила игры. Гуси должны «летать» по всей площадке. Волк может ловить их только после слов: «Ну, бегите же домой! » 2. Мордовская народная игра «Круговой» Играющие чертят большой круг, делятся на две равные команды и договариваются, кто будет в кругу, а кто за кругом. Те, кто остается за кругом, распределившись равномерно, стараются попасть мячом в детей, находящихся в кругу. Если кому- либо в кругу удается поймать мяч, он старается попасть им в любого ребенка за кругом. Если ему это удается, то у него в запасе очко, если промахнется, то выходит из круга. Когда мяч запятнает всех детей, игроки меняются местами. Правила игры.   Мяч можно ловить лишь с воздуха, от земли не считается. «Осаленные» выходят из круга. Ребенок, поймавший мячи попавший в игрока за кругом, остается в кругу. 3. Татарская народная игра «Хлопушки» На противоположных сторонах комнаты или площадки отмечаются двумя параллельными линиями два города. Расстояние между ними 20- 30 м. Все дети выстраиваются у одного из городов в одну шеренгу: левая рука на поясе, правая рука вытянута вперед ладонью вверх. Выбирается водящий. Он подходит к стоящим у города и произносит слова: «Хлоп да хлоп сигнал такой:   Я   бегу, а ты за мной! » С этими словами водящий легко хлопает кого- нибудь по ладони. Водящий и запятнанный бегут к противоположному городу. Кто быстрее добежит, тот останется в новом городе, а отставший становится водящим. Правила игры.   Пока водящий не коснулся чьей- либо ладони, бежать нельзя. Во время бега игроки не должны задевать друг друга. 4.   Чувашская народная игра «Расходитесь» Игроки становятся в круг и берутся за руки. Они идут по кругу под слова одной из своих любимых песен. Водящий стоит в центре круга. Неожиданно он говорит: «Расходитесь! »- и после этого бежит ловить разбегающихся игроков. Правила игры.   Водящий может сделать определенное количество шагов( по договоренности в зависимости от величины круга обычно три — пять шагов) . Осаленный становится водящим. Бежать можно только после слова расходитесь. В заключении воспитателям предлагается воспользоваться в своем работе мини- сборником «Народные игры в работе с детьми дошкольного возраста»  

Оставить комментарий: