Педагогический совет № 3
Документы для скачивания
Взаимодействие ДОУ с семьёй. Подготовила: Марченко Н. А. – воспитатель ср. - ст. группы" Дошкольное детство" - уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течении которого ребёнок находится в полной зависимости от окружающих взрослых – родителей, педагогов. Поэтому ненадлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в этом возрасте, приводят к тяжёлым последствиям в будущем. В соответствии с Законом" Об образовании" и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является" взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка" . Поэтому необходим активный курс на создание единого пространства развития ребёнка, как в ДОУ, так и в семье. Педагог в ДОУ должен работать таким образом, чтобы родитель смог: Преодолеть авторитаризм и увидеть мир с позиции ребёнка; Достичь понимания того, что нельзя ребёнка сравнивать с другими детьми; Узнать сильные и слабые стороны развития ребёнка и учитывать их; Быть эмоциональной поддержкой ребёнку. За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Издавна ведётся спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание? Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали пальму первенства общественным учреждениям. Между тем, современная наука располагает многочисленными данными, свидетельствующими о том, что без ущерба для развития личности ребёнка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным воспитанием в детском саду или школе. Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка, формирования основ полноценной, гармонической личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи. Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своё отражение в ряде нормативно- правовых документов, в том числе в" Концепции дошкольного воспитания" , " Положение о дошкольном образовательном учреждении" , Законе" Об образовании" и др. Так, в законе" Об образовании" записано, что" родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте" . В соответствии с этим меняется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьёй. Каждое дошкольное образовательное учреждение не только воспитывает ребёнка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. Педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но и партнёр родителей по их воспитанию. Ещё Н. К. Крупская в своих" Педагогических сочинениях" писала: " Вопрос о работе с родителями – это большой и важный вопрос. Тут надо заботиться об уровне знаний самих родителей, о помощи им в деле самообразования, вооружения их известным педминимумом, привлечение их к работе детского сада" . Существенной стороной взаимодействия детского сада и семьи, неоднократно подчёркивала Н. К. Крупская, является то, что детский сад служит" организующим центром" и" влияет …на домашнее воспитание" , поэтому необходимо как можно лучше организовать взаимодействие детского сада и семьи по воспитанию детей. " …В их содружестве, в обоюдной заботе и ответственности – огромная сила" . Вместе с тем, она считала, что родителям, не умеющим воспитывать, необходимо помогать. Основными направлениями взаимодействия с семьёй являются: Изучение потребности родителей в образовательных услугах. Просвещение родителей с целью повышения их правовой и педагогической культуры. Исходя из этих направлений, и осуществляется работа по взаимодействию с семьями дошкольников. Для определения перспектив развития учреждения, содержания работы и форм организации проводится анкетирование родителей, опросы. Родителям была предложена анкета, проанализировав которую мы увидели следующие результаты. Отношение родителей к источникам информации, откуда они подчерпывают её: 60% родителей пользуются своей интуицией 46% пользуются педагогической литературой и литературой по психологии 40% берут информацию у воспитателей. Малым доверием пользуются консультации педагога( это объясняется тем, что психолог работает в детском саду первый месяц) , советы других родителей, друзей. От детского сада родители хотели бы получить: 86% максимально полную информацию от ребёнка 48% советы по общению с ребёнком 22% советы психолога. Мало заинтересованы родители в том, чтобы участвовать в самодеятельности детского сада, возможность большего общения с родителями других детей. Далее мы попытались определить трудности, которые испытывают родители при воспитании детей. 31% - ребёнок плохо ест 20% - не слушается родителей 13% - родители проявляют неуверенность в себе, испытывают страхи. Но за помощью к педагогам детского сада родители обращаются только в 35% , 58% - не обращаются, потому что: 33% считают, что справятся сами 17% не придают особого значения этим трудностям 13% считают это неудобным, так как подобного рода консультации не входят в обязанности педагога. Безусловно, что решение этих сложных и многоплановых вопросов не произойдёт само по себе. Для этого необходима систематическая и целенаправленная работа. Вот мы и плавно перешли ко второму направлению взаимодействия с семьёй – это просвещение родителей с целью повышения их правовой и педагогической культуры. Давайте сейчас вместе с вами попробуем определить, с какими нормативными документами необходимо знакомить родителей, чтобы повысить их правовую культуру.
Взаимодействие музыкального руководителя с семьёй Подготовила: Пахатинская Н. Г. муз. р уководитель План- программа взаимодействия музыкального руководителя с семьями воспитанников Пояснительная записка. На современном этапе модернизации дошкольной образовательной системы уделяется большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и образовательных учреждений. Поэтому важнейшим условием совершенствования процесса дошкольного образования является инновационная деятельность педагогов, ориентированная на освоение новых форм взаимодействия с родителями. Эффективное сотрудничество ДОУ с семьями воспитанников способствует повышению педагогической компетентности родителей, положительно влияет на качество воспитания и развития дошкольников позволяет осуществить личностно- ориентированный подход к каждому ребенку, дает возможность самосовершенствоваться в работе педагогам. В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования отвечают новым социальным запросам, одним из которых является организация взаимодействия образовательного учреждения с семьями детей для успешной реализации основной общеобразовательной программы ДОУ. Государственный заказ на развитие конструктивного взаимодействия семьи и образовательного учреждения, информирования родителей, в достаточной степени реализованный в теории и практике дошкольного образования, позволяет обеспечить эффективность деятельности родителей как воспитателей, повысить уровень их психолого- педагогических знаний, личностной зрелости и компетентности, способствует успешному освоению дошкольниками общеобразовательной программы детского сада. План- программа разработан с учетом «Основной общеобразовательной программы МДОУ «Детский сад № 1 п. Вохма». Цель: создать оптимальные условия для эффективного взаимодействия детского сада и семьи в вопросах музыкального воспитания и развития детей с учетом ФГТ посредством просвещения родителей и вовлечения их в воспитательно- образовательный процесс. Задачи: 1. Повысить уровень психолого- педагогической культуры родителей по образовательной области «Музыка» путем оказания консультативной помощи. 2. Просветить родителей в вопросах создания музыкально- развивающей среды в семье. 3. Привлечь родителей к активному участию в образовательно- воспитательном процессе ДОУ через внедрение инновационных форм в практику работы с семьей. Ожидаемые результаты: 1. Психолого- педагогическая компетентность родителей в вопросах музыкального развития дошкольников. 2. Создание развивающей музыкальной среды в семье. 3. Активное участие родителей в теоретических и практических мероприятиях ДОУ. Содержание план- программы Сроки Тема Форма взаимодействия Ответственные В течение года «Особенности формирования музыкальности у дошкольника» Индивидуальные консультации( по запросу родителей) Родители, музыкальный руководитель «Юные дарования» Индивидуальные беседы с родителями детей, выступающих на сцене РДК Родители, музыкальный руководитель «Мы поём» Альбом песен по программе Музыкальный руководитель Сентябрь «Мой ребенок и музыка». Анкетирование Музыкальный руководитель, родители. «Рекомендации родителям по слушанию музыки с детьми». Папка- передвижка Музыкальный руководитель Октябрь «Что такое музыкальность» Выступление на родительском собрании Музыкальный руководитель, воспитатели. «Как вы, родители, можете повлиять на развитие музыкаль- ных способностей вашего ребенка». Рекомендации Музыкальный руководитель, родители. Ноябрь «День матери» Конкурсная программа Музыкальный руководитель, воспитатели, родители. Декабрь «Как организовать в семье праздник Новогодней елки». Консультация Музыкальный руководитель. «В свободную минутку» Папка- передвижка Музыкальный руководитель Январь «Мастерим музыкальные инструменты всей семьей». Практикум Музыкальный руководитель, родители. «Игры- самоделки, шумовые инструменты своими руками» Конкурс- выставка Родители Февраль «Влияние музыки на развитие ребенка». Консультация Музыкальный руководитель «Знакомим детей с временами года» Аудиотека Музыкальный руководитель Март «Условия для музыкального развития ребенка в семье». Информационный стенд Музыкальный руководитель «Мамин день» Совместный праздник Музыкальный руководитель, воспитатели Апрель «Давайте поговорим о музыке всерьёз». Музыкальная гостиная Музыкальный руководитель, родители. «Композиторы детям» Фотовыставка и аудиотека Музыкальный руководитель Май «Если Ваш ребенок поступает в музыкальную школу» Рекомендации Музыкальный руководитель