Мастер класс "фантазийный бином"
Мастер класс "Фантазийный бином - как средство общения дошкольников"
Разработала: воспитатель ГБОУ ООШ № 19
"структурное подразделение д/с "Кораблик""
Бадун Вера Борисовна
Программное содержание.
Цели:
- Учить детей моделировать структуру рассказа. Сочинять сказки методом комбинирования, компиляции.
- Овладение детьми дошкольного возраста творческой продуктивной речевой деятельностью.
Материал: карточки- модели, 2 набора картинок «Живые - неживые», колпачки на голову для каждого ребенка, «волшебная» палочка,групповая книга «Фантазеры».
Интеграция образовательных областей:
«Социально-коммуникативное развитие»; «Речевое развитие», «Познавательное развитие».
Задачи:
«Социально-коммуникативное развитие»
- Учить видеть предметы и явления в многообразных связях;
- Снимать психологическую инерцию мышления, боязнь чего-то нового;
- Учить детей вступать в речевое взаимодействие, учавствовать в коллективном разговоре.
«Речевое развитие, познавательное развитие»
- Формировать развитый словарь по теме: «Писатели, их произведения»;
- Учить детей играм с правилами;
- Создавать единое фантастическое целое, в котором оба чужеродных элемента могли бы существовать;
- Учить детей устанавливать с помощью воображения родство между указанными словами;
- Развивать умение выражать свои мысли законченными фразами;
- Формировать представление о том как можно самому сочинить сказку и рассказать ее.
Логика образовательной деятельности.
Деятельность со стороны воспитателя Деятельность со стороны детей Ожидаемые результаты
1. На кругу.
Задает вопрос: Любят ли дети сказки? Отвечают на заданный вопрос. Умеет вступать в речевое взаимодействие, участвует в коллективном разговоре, обладает положительным отношением к окружающему миру
2. Обращает внимание детей на портрет писателя, закрепленного на мольберте (Джанни Родари) и просит вспомнить, как его зовут
Предлагает вспомнить названия известных детьми рассказов и сказок, написанных Джанни Родари. Узнают сказочника-писателя Джанни Родари, называют его. Перечисляют названия знакомых произведений, написанных им. Узнает и называет знакомых писателей, его произведения.
Умеет выражать мысли законченными фразами, обладает развитым словарём по теме «Писатели. Их произведения».
3. Предлагает детям надеть «волшебные» колпачки на голову.
Показывает волшебную палочку и предлагает ее сделать «волшебной» с помощью «волшебного» заклинания.
Предлагает придумать волшебное заклинание и повторить его для волшебной палочки, чтобы волшебство сработало.
Дотрагивается «Волшебной» палочкой до макушки головы каждого ребёнка.
Сообщает детям, что теперь они настоящие «сказочники-фантазёры» Надевают «Волшебные колпачки» на голову.
Придумывают и называют волшебное заклинание, чтобы палочка стала волшебной, а так же чтобы волшебство сработало.
Узнают, что они стали сказочниками-фантазёрами. Умеет взаимодействовать в детском коллективе, знает различные сказочные заклинания, обладает развитым фантазийным мышлением.
Обладает положительным отношением к происходящему.
4. Предлагает детям поиграть в игру «Сочини сказку».
Знакомит с правилами игры.
(«Ребята! Слушайте внимательно правила игры. Перед Вами лежат 2 набора (корзиночки) карточек с картинками. В одном наборе – лежат картинки с живыми предметами, а в другом – картинки с неживыми предметами. Ваше задание, подойти к карзиночкам и взять из каждой из них на выбор по 1 картинке. Всего у вас в руках будет 2 картинки. Опираясь на выбранные картинки, каждый из Вас должен сочинить свою историю, сказку и придумать к ней название.»
Выкладывает перед детьми паровозик и сообщает, что при сочинении истории или сказки, они должны соблюдать определенную структуру, воспользовавшись схемой в виде паровоза с вагонами.
Просит детей вспомнить обозначение каждого из вагончиков.
1 красный вагон – начало рассказа;
2 синий вагон – середина рассказа;
3 зеленый вагон – конец рассказа.
А все вместе они составляют опорную модель рассказа.
Предлагает приступить к сочинению рассказов.
Знакомятся с правилами игры.
Разбирают предложенные воспитателем карточки (каждый ребенок разбирает карточки по принципу: 1 живая, 1 неживые).
Ознакамливаются со структурой, которую следует соблюдать при составлении рассказов. Вспоминают и называют значение паровоза и его вагонов при сочинении рассказов.
Сочиняют свои рассказы и сказки по 2 опорным картинкам
И выступают с ними друг перед другом.
Научаются моделировать структуру рассказа, сочинять сказки методом комбинирования, компиляции.
Умеют взимодействовать в детском коллективе, играть в игры с правилами.
Обладает четкой артикуляцией и выразительностью речи;
Умеет контролировать психологическую инерцию мышления, боязнь чего-то нового.
Обобщает предметы и явления в многообразных связях;
Умеет устанавливать, с помощью воображения, родство между указанными словами;
Обладает умением создавать единое фантастическое целое, в котором оба чужеродных элемента могли бы существовать.
5. Рефлексия.
Предлагает вспомнить детям, чем они только что занимались.
Предлагает вспомнить названия сказок-рассказов, которые они только что сочинили.
Интеоресуется понравилось ли детям фантазировать и сочинять сказки?
Раздает угощение.
Рассказывают, чем они только что занимались, вспоминают названия сказок, которые они только что сочинили.
Высказывают свои мнения, разбирают угощения. Взаимодействует в детском коллективе, умеет выражать мысли законченными фразами, участвует в коллективном разговоре.
Обладает развитым вниманием и памятью.
обладает положительным отношением к окружающему миру.
ПРИЛОЖЕНИЕ
БУКЛЕТ НА ТЕМУ "ФАНТАЗИЙНЫЙ БИНОМ"
"Как написать свою сказку?"
Создаем ситуации, в которых герой самостоятельно преодолевает все препятствия
Написание собственной сказки может существенно продвинуть психотерапевтическую работу. Сочинить сказку может не только взрослый, но и ребенок. И это прекрасно получается у маленьких фантазеров. Родителям лучше всего отталкиваться от того, что придумывает малыш, и умело вплетать детские предложения относительно событий и персонажей в общее повествование.
Малыш может подключиться к работе над сказкой практически на любом ее этапе. При этом вы убиваете сразу «двух зайцев»: не только корректируете поведение, но еще и развиваете внимание, активную речь, мышление, воображение и творчество ребенка. Поэтому не жалейте времени на эти занятия.
При создании сказки учитывайте возрастные особенности маленького слушателя.
Малышей от 3 до 5 лет заинтересуют сказки, героями которых будут животные. Именно в этом возрасте дети хорошо воспринимают эти сказки, так как часто представляют себя каким-нибудь любимым животным, идентифицируются с ним.
Примерно с 4 лет полезно ориентироваться на пол ребенка. Например, девочке необходимы сказки, в которых к принцессе после трудных испытаний приезжает принц на белом коне, все заканчивается свадьбой, а через некоторое время появляются дети. Мальчику, для того чтобы в его сознании сформировался образ настоящего мужчины, полезны истории не про роботов или монстров, а про богатырей или рыцарей, героев, которые прошли тяжелые испытания и смогли сочетать в себе силу и доброту.
Дети 6—7 лет с удовольствием слушают волшебные сказки, в которых герои используют магические предметы. В волшебной сказке возможно все, а значит, все события без критики принимаются слушателем и работают на бессознательном уровне.
Чтобы написать собственную психотерапевтическую сказку, нужно знать принципы ее построения.
1. Создаем образ главного героя
Главными героями сказки могут быть самые разные персонажи: люди, обычные предметы, животные, волшебники, природные явления, да, собственно, все, что угодно, ведь это ваш волшебный мир. И отталкиваться нужно от того, что нравится вашему ребенку, что вызывает у него положительные эмоции. Важно также, чтобы главный герой был «созвучен» ребенку и, возможно, был чем-то на него похож: отражал некоторые черты его характера и включал те особенности его поведения, которые вы хотели бы проработать. Так, отражать характер персонажа может специально выдуманное имя. Например, такая забавная фамилия для застенчивого дракончика — Заёлочкин — отражает его постоянное желание спрятаться, стать невидимым. Здесь приветствуется словотворчество самого ребенка, так как оно способствует формированию фантазии и гибкости мышления.
2. Помещаем своего героя в конфликтную или проблемную ситуацию
Исходить желательно из реальных конфликтных ситуаций, с которыми вы сталкиваетесь, общаясь с ребенком, но трансформировать их в художественную метафору. Для этого нужно разобраться, в чем причина конфликта, что на самом деле вызывает нежелательное поведение?
Дети постарше даже могут сформулировать причину самостоятельно. Попробуйте спросить, почему главный герой ведет себя именно так? Определив все это, можно формировать конфликтную ситуацию, в которую попадает ваш герой. Сначала он привычным (неправильным) способом реагирует на происходящее. Нужно описать также те негативные последствия, к которым приводит такое поведение.
3. Создаем образы друзей и помощников, а также врагов и препятствий на пути героя к цели.
Образы друзей и помощников — это отражение потенциальных способностей главного героя. А его страхи и неверие в себя будут отражать образы врагов и препятствия. В случае неправильного поведения главного героя друзья или помощники могут демонстрировать конструктивную модель поведения.
4. Создаем обучающие ситуации, в которых герой впервые побеждает благодаря помощи
Такие ситуации нужны, чтобы закрепить правильный способ реагирования, а также расширить возможности действия в сложных ситуациях. В метафорической форме преодоление препятствий может осуществляться разными путями:
Прямая агрессия — решение проблемы с помощью силы (часто используется при работе с неуверенностью, неспособностью дать отпор обидчикам в реальной жизни). Например, герой может сразить дракона мечом. + Использование хитрости — умение посмотреть на ситуацию с другой стороны, обернуть ее в шутку, ведь иногда смекалка и ум бывают сильнее физической силы, вспомним Кота в сапогах, победившего Людоеда.
Использование волшебных предметов и помощников — передача герою оберегающих его предметов-талисманов и, таким образом, внушение ему чувства защищенности и уверенности.
Совет мудреца — главный герой получает сонет весьма уважаемого в волшебной стране персонажа и следует ему.
5. Создаем ситуации, в которых герой самостоятельно преодолевает все препятствия
Им уже получены новые знания, опыт правильного поведения, который еще должен перейти во «внутренний план» и стать собственным. Со стороны друзей еще необходимы подбадривание, похвала, которые придают герою уверенность в себе и собственных силах. На этом этапе происходит преодоление внутренних барьеров и страхов, изменение поведения, исправление ранее сделанных ошибок.
6. Показываем осознание героем самого себя в новом качестве в результате одержанных побед
Герой становится уверенным, что делает все правильно, потому что получает положительную обратную связь от окружающих, конфликтных ситуаций больше не возникает. Герой понимает — он справился со всеми сложностями и стал другим.
7. Создаем позитивный финал
Это может быть торжество, на котором окружающие отдают должное особым заслугам героя. При таком финале перед героем открываются новые возможности благодаря его победе над собой.
8. Создаем вопросы к сказке
Их можно придумать вместе с ребенком. Проработка вопросов дает обратную связь, то есть позволяет попять, как окружающие оценивают поведение главного героя. Вопросы могут быть следующими:
О чем эта сказка и чему она учит?
Почему герой поступает именно так?
Чего он хотел на самом деле?
Как герой решает проблему (какой способ поведения он при этом выбирает)?
Какие эмоции приносит поведение героя окружающим?
Какие эмоции вызывает каждый из эпизодов и почему?
Кто же такой, по сути, главный герой?
Формы работы с созданной сказкой разнообразны: кукольный спектакль, игра-драматизация с использованием масок или костюмов, рисование или лепка сказочных персонажей (обычно используется, когда требуется частая трансформация образов), подбор музыки под образы главных героев. Все зависит от того, что ближе именно вашему ребенку. Разнообразие форм работы со сказкой позволяет по-разному переживать сюжет. Таким образом, одна и та же сказка может постоянно меняться, например, в зависимости от вашего настроения. Это, с одной стороны, сохраняет эффект новизны сказки, а с другой — дает новый взгляд на рассматриваемую проблему.
Замечательные приемы, которые помогут вам творчески подойти к созданию собственных сказок, описаны в книге «Грамматика фантазии» итальянского детского писателя Джанни Родари.
Бином фантазии. Предложите малышу задумать что-нибудь живое, а сами придумайте слово, обозначающее неживой предмет, а затем придумайте историю, используя эти слова.
Изменение существующей сказки. Введите в уже известную ребенку сказку комического персонажа или придумайте ее продолжение.
Игра наоборот. Покажите несоответствие характера образу персонажа, например, как в известном мультике «Погода была прекрасная, принцесса была ужасная ...».
Встреча персонажей из разных сказок. Например, Баба-Яга вышла замуж за принца, Колобок как-то раз увидел Карлсона и т.п.
Исчезновение предмета, который в контексте истории крайне необходим. Например, пропало Солнце, и что же дальше произошло?
Необычный герой. Это может быть предмет, который оживает, или существо, которого вообще нет в природе и придумано вами.
Сказка, в которой ваш ребенок является главным героем. Здесь важно, чтобы этот герой выглядел как можно более сильным, умелым, справляющимся со всеми трудностями на своем пути (даже если в жизни ваш ребенок неуверенный, робкий, застенчивый). Так вы сможете заранее передать своему ребенку надежду на успех.
Мосина Е.С. Почему облака превращаются в тучи?
Сказкотерапия для детей и родителей. - М.: Генезис, 2012. С. 13-18.