«Хлеб – наше богатство»
«Хлеб – наше богатство»
Цели: Познакомить детей с процессом выращивания хлеба; развивать элементарные представления о хозяйственной деятельности человека; дать представление о том, как хлеб пришел к нам на стол; обратить внимание на содержание труда людей, на их слаженность и взаимопомощь в работе, на механизацию труда; воспитывать бережное отношение к хлебу.
Задачи:
-воспитывать уважение к труду земледельца, пекаря, бережное отношение к хлебу, понимание недопустимости игры с едой
-развивать любознательность детей
Оборудование: картинки, тарелка с мукой, колоски пшеницы, хлеб пшеничный и ржаной, сушки, печенье.
Ход занятия:
Воспитатель:
Сегодня занятие я хочу начать с загадки
Отгадай легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелым (Хлеб)
Бываю я черным, Бываю я белым, Румяным бываю И чуть подгорелым – иногда Да ведь это не беда! (Хлеб), (ответы детей…)
(Взрослый вносит поднос, на котором красиво разложены белый, серый, черный хлеб, булочки разной величины и формы, накрытые салфеткой. Показывая детям поднос с хлебом, просит догадаться, что под салфеткой. Дети высказывают свои предположения.)
Да, верно, мы сегодня поговорим о хлебе. Хлеб, хлебушко с румяной корочкой, мягкий, душистый. Он - самый главный на столе. Хлебные изделия не только вкусны, но и питательны. Хлеб мы едим несколько раз в день, а он не приедается. Да, ребята, много людей потрудилось, прежде чем хлеб пришел к нам на стол.
Хлеб всегда на Руси пользовался почетом и уважением. Гостя встречали всегда хлебом и солью.
Сегодня в магазине можно купить хлеба, сколько хочешь, но надо с уважением относиться к каждому кусочку, не покупать лишнего и не выбрасывать хлеб.
Ведь он прошел долгий путь, прежде чем появиться на полке в магазине. А кто знает, из чего все это делают? (Ответы детей).
А что такое мука, из чего её получают? (Ответы детей).
Из зерен пшеницы получают пшеничную муку, а из зерен ржи получают ржаную муку. Чтобы получить из зерен муку, нужно затратить очень много труда: сначала вырастить рожь и пшеницу, потом собрать урожай. Этим и занимаются
хлеборобы.
Ребята, вы хотите узнать, что же это за работа?
(Ответы детей).
Сначала хлеборобы готовят почву к посеву. Осенью специальными машинами – разбрасывателями вносят на поля удобрения. Потом тракторами вспахивают землю, перемешивая удобрения с землей и одновременно, боронуют – это рыхлят землю, чтобы не было комков.
(Показ иллюстраций)
Борона – это такое приспособление, которое рыхлит землю, чтобы проходили воздух, влага и тепло.
Выращивать и убирать людям хлеб помогают сильные машины.
Весной, лишь только оттает и просохнет земля в поле выходит трактор. Кто ведет его …(Ответ детей тракторист)
Трактор тянет за собой железный плуг, который глубоко вспахивает землю.
И вот земля стала мягкой, послушной и рыхлой.
(Показ иллюстраций)
Теперь можно начинать сеять!
К трактору прикрепляют сеялки, и те равными, аккуратными рядами укладывают в почву зерна пшеницы.
(Показ иллюстраций)
Вот пшеница взошла. Все лето созревают зерна в колосьях. Поле в это время очень красивое.
(Показ иллюстраций)
Теперь главная задача сберечь урожай. В этом помогает самолет.
Самолет над полем кружит Следом вьюга вьет и кружит. Летчик сверху всюду - всюду Сыпет белый порошок.
-Порошок этот от вредителей. Но вот пришла осень, вышел в поле агроном и решил, что пшеница созрела, пора жать.
(Дети повторяют слово хором и индивидуально).
И на поле выходят другие машины – комбайны.
(Показ иллюстраций)
“Он идет волну сечет, из трубы зерно течет” - это загадка про комбайн. Кто работает на комбайне? (Ответы детейкомбайнер – новое слово, повторить хором и индивидуально).
Что же делает комбайн? (Ответы детей).
Комбайн – срезает колосья и вымолачивает из них зерна, эти зерна по специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины, которые беспрерывно подъезжают по сигналу комбайнера. А из накопителя соломы комбайнера через определенные промежутки времени сходят большие желтые копны обмолоченной соломы.
(Показ иллюстраций)
Машины везут зерно на ток – это большая открытая площадка, где зерно очищают, просушивают под солнцем.
Потом часть зерна везут в амбары для семян, а остальное зерно сдают государству. Это зерно везут на элеваторы – специальные сооружения для хранения зерна.
(Показ иллюстраций)
Чтобы получить хлеб и другие хлебные изделия, зерно из элеваторов везут на мукомольные заводы или мельницы, где мелют его в муку.
Человек, который работает на мельнице, называется мукомол.
Куда же потом? (Ответы детей на хлебозавод).
Правильно муку везут на хлебозавод. На хлебозаводе стоят огромные чаны с закваской. В чан с закваской добавляют муку, соль, сахар, воду, дрожжи и специальные машины механическими “руками” вымешивают тесто для хлеба. Другие машины режут тесто на одинаковые части, придают в большие печи для выпечки хлеба, батонов, булочек, баранок и всего того, что мы так любим, без чего не обходится ни один завтрак, обед и ужин.
Человек, который работает на хлебозаводе , называется пекарь, он из муки делает тесто.
Поиграем с вами в шуточную игру «Замесим тесто» /физкультминутка/
Ой, ладошки-ладушки.
Мы печем оладушки. хлопки ладонями
Замешиваем тесто,
А тесту в миске тесно. имитируют помешивание по кругу
Тесто выпало на стол,
Тесто шлепнулось на пол. присели
Тесто убежало легкий бег на месте
Начинай сначала.
А сейчас поиграем в игру "Цепочка":
Откуда хлеб пришел?
(Из магазина)
- В магазин откуда попал?
(Из пекарни)
- Что делают в пекарне?
(Пекут хлеб)
- Из чего пекут хлеб?
(Из муки)
- Из чего мука?
(Из зерна)
- Откуда зерно?
(Из колоса)
- Откуда пшеница?
(Выросла в поле)
- Кто вырастил пшеницу?
(Агроном)
.
Вот видите, ребята, как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб. Русский народ всегда очень бережно относится к хлебу.
Хлеб – всему голова. Всего три слова, но как точно говорится в пословице о важности хлеба.
Ребята, давайте повторим пословицу и запомним её.
Повторение пословицы детьми (хором и индивидуально).
Послушайте, ребята, какие еще есть пословицы о хлебе:
“Без хлеба – нет обеда”
“Хлеба надо брать столько, сколько съешь”
“Хлеб надо всегда доедать”
“Хлеб нельзя бросать на пол”
Давайте расскажем «Какой хлеб? » в руках воспитателя каравай, его передают по кругу и называют определения. хлеб румяный, свежий, мягкий, пышный, ароматный, душистый, пахучий и т. д.
Дети, скажите, пожалуйста:
Какие работы выполняют на полях хлеборобы, чтобы вырастить хороший урожай зерна? (Ответы детей пашут, боронуют, сеют, удобряют, жнут).
Какие машины помогают хлеборобам? (Ответ детей трактора, комбайны, грузовые машины)
Вот как много людей работают, чтобы вырастить хлеб, который мы едим каждый день. Это и тракторист, и комбайнер, и агроном. А одним словом - хлеборобы.
Слава тем, кто хлеб растил, Не жалел трудов и сил.
Как нужно относиться к хлебу? (Ответы детей).
Хлеб – главное богатство нашей страны и его нужно беречь.
Наше занятие подошло к концу. Я думаю, что вы сегодня очень много всего узнали. Но самое главное - это то, что вы знаете сколько труда нужно вложить, чтобы на столе всегда лежала свежая булка и каравай.
«Человек привык трудиться-
Люди пашут, сеют, жнут.
В каждом зернышке пшеницы
В каждой крошке хлеба – ТРУД!
А сейчас угощайтесь, берите сушки и печенье и поблагодарите тех, кто их сделал.
Используемая литература
- Бородич А.М. Методика развития речи детей. – М. Просвещение, 1981.
- Нищева Н.В. Будем говорить правильно. – СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002.
- Сохина Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста. Ф. А. Сохина.-М.,2004.