Что мы знаем о птицах
Документы для скачивания
МКДОУ «Детский сад ОВ №1» Верхнехавского муниципального района Воронежской области
НОД в старшей группе «Что мы знаем о птицах»
Выполнила: Бузенкова Л.Н.
воспитатель 1КК
Верхняя Хава
Образовательные области: Познание, Коммуникация, Художественная литература.
Задачи:
обучающие:
- сформировать понятие «птицы»: выделить общие для класса признаки (живут в воздухе и на земле; дышат воздухом; летают при помощи крыльев; прыгают, бегают, ходят при помощи ног; тело покрыто перьями; есть клюв, чтобы брать пищу);
- совершенствовать навыки связной речи детей, побуждать их к диалогу;
развивающие:
- развивать познавательные интересы: внимание, воображение, память; логическое мышление, коммуникативные навыки;
воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к природе.
Материал:
картинки с изображением птиц; аудиозапись голосов птиц; птичьи перья; модели для конструирования птиц, магнитная доска; клетка с волнистым попугайчиком; вопросы для викторины; загадки о птицах.
Предварительная работа:
В течение нескольких дней дети наблюдают за птицей в клетке, самостоятельно пытаются ответить на следующие вопросы: до еды или после еды громче щебечет птица; до купания или после него; в солнечный день или пасмурный? Выучить загадки о птицах (индивидуальная работа с теми детьми, у которых нет четкого произношения звуков ч, ж, с).
Воспитатель: Внимательно рассмотрите иллюстрации с изображением птиц: воробья, вороны, грача, дятла, снегиря, скворца, ласточки и живого волнистого попугайчика в клетке. Кого вы видите на картинках? Как вы догадались, что это птицы?
Дети: Все с крыльями, все умеют летать.
Воспитатель: Но имеют крылья и умеют летать не только птицы, но и бабочки, и жуки.
Дети: Тело птиц покрыто перьями, у них есть клюв, две ноги с острыми коготками.
Воспитатель: Перья – оперение. Произнесите эти слова. Они похожи друг на друга? А по оперению, цвету крыльев эти птицы похожи?
Дети: Нет, оперение разное.
Воспитатель: Кому какая птица представляется наиболее красивой и почему?
(2-3 ответа). Как вы думаете, есть ли у птиц шея?
Дети: Есть, она закрыта перьями, как воротничком.
Воспитатель: А когда шея птички хорошо видна?
Дети: Когда птица вытягивает ее, например, чистит перья, поворачивает голову.
Воспитатель: Есть ли у птиц уши? Хорошо ли птицы слышат? Почему они кричат, когда громко играет музыка, когда вы шумите?
Посмотрите на ноги птиц и расскажите, какие они.
По земле одни птицы ходят, другие прыгают. Которые из этих птиц прыгают? Отделите их от остальных.
(Дети находят и ставят отдельно картинки с воробьем и синицей).
Какие птицы остались?
А теперь попробуем выстроить модели разных птиц на магнитной доске (2-3 работы).
Сейчас послушайте, какой сюрприз приготовили вам ваши друзья. Это загадки о птицах.
1 ребенок: Черный жилет, красный берет,
Нос, как топор, хвост, как упор. (дятел)
Воспитатель: У дятла клюв, как долото, и он всегда сам выдалбливает в лесу отличное жилище. А после него в нем живут разные мелкие птички.
2 ребенок: Меня вы не забыли? Переносье с белым кругом,
Важно я хожу за плугом, огороду, полю - врач.
Глянцевитый, черный… (грач)
Воспитатель: Послушайте стихотворение.
От синего моря, из теплого края,
Под солнцем, под звездами, в темноте
Он, сил не жалея, и миль не считая,
На север, на север упрямо летел!
У нашего тополя – дым от веток,
И каждая жилка их все видней.
А мы понимаем по всем приметам,
Что это – начало весенних дней.
Хрустальным воздухом, гомоном галок
Во все перекрестки влилась весна,
Но все чего-то недоставало,
Какого-то звука, мазка, пятна.
А утром – от самой еще заставы,
Из-за березовых тихих дач,
Послышался окрик его картавый,
И сразу весь город увидел: - Грач!
Ах, ветка родная! Он дома, он дома!
И с лёта, прокаркав привет детворе,
Усталый, счастливый, наш старый знакомый
Садится на тополь на нашем дворе!
3 ребенок: Ты с модницей этой, конечно, знаком:
Вертушке на месте никак не сидится –
Все хвастает синим своим сюртуком
И шапочкой синей гордится. (синица)
Воспитатель: Синица круглый год – зимой и летом – отыскивает на деревьях вредных насекомых, их личинок и яйца. Трудно им бывает зимой, когда деревья покрыты снегом, не могут они в эти дни найти насекомых, поэтому надеются на нашу помощь, дети. Давайте будем им помогать, открывать для птиц зимние «столовые»! Как вы думаете, почему птицы у нас зимуют, например, снегири?
Дети: Всю зиму они кормятся в наших краях рябиной и семенами сорных растений, а с приближением весны улетают опять на север, к снегу.
Воспитатель: Правильно, это зависит от корма. Если птице есть чем питаться зимой здесь, она никуда не улетит. А остальные, кто питается только мошками, летят на юг, в теплые края.
А теперь побеседуем о птице, которая часто встречается в наших домах. Это волнистый попугайчик, как вы уже догадались. Вы за ним наблюдали, и сегодня поделитесь впечатлениями. Расскажите, как спит эта птица?
Ребенок: Распушает перья, закрывает глаза и прячет голову под крыло.
Воспитатель: А как он купается?
Ребенок: Влезает ногами в воду, приседает, бьет крылышками по воде. Потом приглаживает и сушит перышки.
Воспитатель: Расскажите, как надо ухаживать за птицей, живущей в клетке, и как надо заботиться о птицах, живущих на воле. Рассказы детей.
Почему говорят, и говорят правильно, что птицы – наши друзья?
Ребенок: Они поедают насекомых и гусениц, сохраняя людям леса, парки, сады. С птицами, радующими окружающих своим щебетанием, веселее, радостнее жить.
Воспитатель: Расскажите, дети, историю с птицей, которую вы знаете; т.е. случай, который вы сами наблюдали в природе (несколько рассказов детей).
А сейчас я приглашаю вас принять участие в викторине о птицах.
- Какие птицы ночуют, зарываясь в снег? (тетерева, рябчики).
- Какие птицы делают запасы, накалывая добычу на колючки кустарников? (сорокопуты).
- Чем сорочье гнездо отличается от вороньего? (воронье гнездо плоское, а сорочье круглое с крышей).
- Какие птицы не садятся ни на землю, ни на воду, ни на ветки? (стрижи).
- Какая самая большая птица в мире? (африканский страус).
- Где гнездятся скворцы, кроме скворечников? (в дуплах).
- У каких птиц поют и самки, и самцы? (снегири).
- Как различить старого и молодого грача по их клювам? (у молодых клюв черный, у старых – грязно-белый).
- Какая птица не вьет гнезда и не высиживает птенцов? (кукушка).
- Какие птицы прилетают к нам с юга первыми? (грачи).
- Куда деваются из скворечников скорлупки разбитых яиц? (птицы выносят их в клюве).
И в заключении я прочитаю вам стихотворение З.Александровой «Птичьи песни»:
Пусть птицы нам поют без нот, пускай поют без слов,
А знают все, о чем поют щегол и реполов.
Поют на ветке соловей, малиновка и дрозд:
«Ты гнезда разорять не смей, не трогай птичьих гнезд!
Ты в наши гнезда не смотри, не становись на пни,
Яичек теплых не бери – зачем тебе они?
Через неделю или две зайди послушать в сад –
Птенцы в молоденькой листве тихонько запищат».
Чтоб накормить своих птенцов, набить едою рот,
Найдут синицы червяков, ползущих в огород.
Повсюду птицы полетят – они и там, и тут.
Всех гусениц, что кормят сад, на яблонях найдут.
От кровожадных комаров покоя летом нет.
Их пеночка и реполов поймают на обед.
Поют щегол и соловей, малиновка и дрозд:
«Ты гнезда разорять не смей, не трогай птичьих гнезд!»
И мы не будем разорять!- вот слово всех ребят.
Пусть птичьи песенки опять в саду у нас звенят.
Давайте послушаем пение птиц (звучит аудиозапись птичьих голосов).
Литература:
- Журнал «Воспитатель ДОУ», №9/2011.
- Журнал «Воспитатель», №3/2012.
- Журнал «Воспитатель», №6/2012.
- Подрезова Т.И. «Материал к занятиям по развитию речи. Домашние животные и птицы», - М. : Айрис-пресс, 2008.