Конспект проектной деятельности в подготовительной группе "Пушкинские сказки"
-
Детско-родительский творческий проект «Что за прелесть эти сказки!».
Развитие нравственно-эстетических чувств, познавательных и творческих способностей детей
Вид проекта: групповой, познавательно-творческий.
Продолжительность: 3 месяца
Участники: дети подготовительной к школе группы, воспитатель, музыкальный руководитель, родители.
Образовательная область: знакомство с художественной литературой, развитие речи, изобразительная деятельность, конструирование, музыкальное воспитание.
Актуальность: Искусство – одно из мощных средств воспитания чувств, поэтому надо учить детей понимать и любить произведения литературы, живописи, музыки, научить понимать, что чрезвычайно важную роль играют и художественные средства, с помощью которых художник создает образ. В литературе – это выразительные средства языка, в изобразительном искусстве линии и краски, в музыке – звуки, в танце – движения. Каждый вид искусства уникален, но они тесно связаны между собой. Поэтому, когда мы знакомим ребенка с каким-либо видом творческой деятельности, это положительно влияет на освоение им другой, обогащает опыт, вызывает более глубокие чувства и эмоции. Одним из самых ярких творцов художественных образов, доступных пониманию детей является А.С.Пушкин. Напевность, ритмичность, лаконичность, выразительность, музыкальность его стихов всегда находит отклик в душе, как взрослого, так и ребенка. Рано или поздно поэт становится другом каждому читающему человеку, и задача взрослых познакомить с ним ребенка как можно раньше и сделать его стихи, сказки, жизнь частью внутреннего мира растущего человека.
Цели проекта:
- нравственно-эстетическое развитие детей через знакомство с творчеством А.С.Пушкина;
- приобщение детей к богатствам русской художественной литературы на примере творчества А.С.Пушкина;
-развитие творческих способностей, фантазии детей;
- содействие гармонизации отношений между взрослыми и детьми, между самими взрослыми.
Задачи:
Дети:
- познакомить с творчеством А.С.Пушкина;
- способствовать накоплению эстетического опыта, читая и обсуждая литературные произведения;
- воспитывать культуру речи, учить детей рассуждать, развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний;
- обогащать и расширять словарный запас детей.
- формировать умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок;
- развивать артистические способности;
- развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности;
- знакомить с классическими произведениями композиторов, созданными по сказкам А.С.Пушкина;
- формировать навыки сотрудничества;
- воспитывать чувства дружбы и коллективизма.
- развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми людьми в разных ситуациях;
- побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями; к речевому общению между собой;
Родители:
- создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду;
- развитие совместного творчества родителей и детей;
- развивать у родителей способность видеть в ребенке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу;
- заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней.
Обеспечение: сборники сказок А.С.Пушкина; иллюстрации к сказкам, литература, репродукции картин, рисунков, фотографии по биографии А.С Пушкина; аудиозаписи классической музыки композитора Н. Римского-Корсакова, К.Сен-Санса, А. Грибоедова; методическая литература.
Предполагаемый результат:
- развитие интереса к творчеству А.С. Пушкина, к русской литературе;
- развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков;
- совершенствование звукопроизношения, выразительности и связной речи детей.
- содействие творческому развитию детей;
- развитие эмоциональной отзывчивости;
- гармонизация отношений между взрослыми и детьми
Продукт проектной деятельности:
- изготовление картины « У лукоморья»; игрушек «Золотая рыбка», «Золотой петушок»
- рисунки, поделки, работы по аппликации по сказкам А.С Пушкина.
Презентация проекта:
- оформление выставки иллюстраций к сказкам А.С.Пушкина;
- занятие на тему : « Люблю я Пушкина творенья» ;
- развлечение « Что за прелесть эти сказки!»
Основные этапы реализации проекта:
Подготовительный:
- анкетирование родителей и опрос детей о том, какие книги дома читают, есть ли в домашней библиотеке произведения А.С Пушкина;
- обсуждение проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта;
- подбор методической, художественной литературы , иллюстративного, музыкального материала по теме проекта;
- подбор материала для изобразительной и продуктивной деятельности;
- составление плана работы
Основной :
Работа на занятиях.
Раздел программы |
Тема занятия |
Ответственный |
Худ. литература |
1.Рассказ воспитателя о Пушкине. 2.Беседа по сказке Пушкина « Сказка о царе Салтане…» 3.Заучивание стихотворения А.С Пушкина « У лукоморья дуб зеленый…» 4. Литературная викторина по сказкам А.С. Пушкина. |
воспитатель |
Развитие речи |
1.Рассматривание портрета А.С.Пушкина. 2.Рассматривание иллюстраций В.Конашевича в детских изданиях сказок А.С Пушкина 3.« Люблю я Пушкина творенья…» |
воспитатель |
Лепка |
1.«Белка песенки поет, да орешки все грызет» 2.«Лукоморье» |
воспитатель |
Конструирование |
1. «Флот царя Салтана» 2. « И днем и ночью кот ученый…» 3. «Золотая рыбка» 4. «Золотой петушок» 5. « Сказочный дворец» коллективная работа |
воспитатель |
Рисование |
1.«Ель растет перед дворцом…» 2. «По сказке о царе Салтане» 3. «У лукоморья дуб зеленый» 4. «Сказочный дворец» 5. «Петушок с высокой спицы..» 6. «Царство золотой рыбки» 7.« По дорогам сказок Пушкина» |
воспитатель |
Аппликация |
1.«Сказочный дворец» 2.«Месяц, месяц мой дружок» 3.«Коллаж: «Герои сказок Пушкина» |
воспитатель |
Музыка |
1.Слушание: «Три чуда: Белка, Богатыри, Царевна Лебедь»; «Полет шмеля» « Океан море»Н. Римского-Корсакова 2.Импровизация полета насекомых «Полет шмеля» Н. Римского-Корсакова 3.Слушание: «Аквариум», «Лебедь» К. Сен-Санса из цикла «Карнавал животных» 4. Танец Золотой рыбки. Муз. К.Сен-Санса «Аквариум» Из цикла «Карнавал животных» 5. Драматизация: «Образ Белки» 6. Драматизация и танец трех девиц из сказки о царе Салтане. Муз. А. Зацепина 7. Хоровод «Весна –красна» р.н.м. 8. Хоровод «Травушка- муравушка» муз. и сл. З. Роот |
Воспитатель Музыкальный руководитель |
Совместная деятельность детей и воспитателя.
-
1. Чтение сказок А.С. Пушкина : « Сказка о царе Салтане, о сыне его могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и прекрасной царевне Лебеди», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Золотой петушок», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»,»Сказка о попе и работнике его Балде».
-
2. Рассматривание и сравнение иллюстраций в детских книгах различных изданий.
-
3. Игры –драматизации по сказкам.(«Три девицы под окном», «Гости у царя Салтана», «Петушок с высокой спицы», «Свет мой, зеркальце, скажи» и др.)
-
4. Конкурс чтецов (отрывки из произведений А.С. Пушкина) .
-
5. Игра-фантазия “Если б я поймал золотую рыбку.”
-
6. Пушкинская игротека – дидактические игры по произведениям
-
А.С. Пушкина («Какой сказочный герой лишний?», «Найди предметы из сказок Пушкина» и др.)
-
7. Викторина по математике «Герои сказок Пушкина в цифрах».
-
8. Исследовательские работы о жизни А.С. Пушкина. («Первые книги», «Откуда брались сказки».)
-
9. Изготовление картины «У лукоморья».
-
10.Оформление выставки детских работ по сказкам А.С.Пушкина.
Самостоятельная деятельность детей.
-
1. Рассматривание иллюстраций в различных книгах сказок А.С Пушкина.
-
2. Самостоятельная изобразительная деятельность по сказкам
-
(рисование, раскраски, лепка, аппликация, ручной труд)
Совместная деятельность детей и родителей.
-
1. Чтение сказок, просмотр мультфильмов, художественных фильмов по сказкам А.С. Пушкина.
-
2. Заучивание отрывков из сказок.
-
3. Совместное творчество родителей и детей по изготовлению игрушек, поделок, рисунков по сказкам.
Заключительный этап:
-
1. Оформление выставки «Иллюстрации сказок А.С.Пушкина»;
-
2. Развлечение «Что за прелесть эти сказки»
-
Проведение итогов проектной деятельности.
4.Презентация проекта.