Проектная деятельность с детьми дошкольного возраста "Свойства воздуха"
«Свойства воздуха»
Проект «Свойства воздуха»
По сферам деятельности : образовательный
По срокам реализации: краткосрочный (2 недели)
По составу участников: групповой
Актуальность проекта
Когда нам хочется подчеркнуть значение чего-либо, мы говорим: « Это необходимо нам, как воздух». Действительно, человек может прожить без пищи и воды несколько дней. А без воздуха- всего считанные минуты.
Однажды, беседуя с детьми о воздухе, я спросила: какими свойствами он обладает? Ответы были разными, но все знания сводились к одному: невидимый, не имеет запаха. Конечно, трудно рассуждать о его свойствах, не имея наглядного примера. Поэтому я решила провести несколько опытов и экспериментов, чтобы расширить знания детей о воздухе.
Области образовательного процесса:
Коммуникация: дети общаются между собой в ходе эксперимента, делают выводы, в процессе обсуждения выбирают правильное решение поставленных задач.
Познание: дети получают знания о свойствах воздуха
Чтение художественной литературы: чтение стихотворений, загадывание загадок, знакомство с пословицами, поговорками о ветре
Музыка: слушание музыкальных произведений из цикла «Звуки природы»
Физическая культура: проведение подвижных игр
Безопасность: соблюдение правил безопасности при проведении опытов и экспериментов
Художественное творчество: рисование на тему «Чудесные деревья» с использованием метода «раздувание пятна», изготовление поделок для выставки « Воздух-невидимка»
Труд: помощь воспитателю при подготовке к проведению опытов
Социализация: освоение правил и норм поведения во время бесед, проведении игр, занятий
Идея проекта: развивать познавательную и творческую активность, применяя полученные знания в повседневной жизни.
Цель проекта:
• Формировать у детей знания о свойствах воздуха: при нагревании расширяется, обладает силой, передает запахи, воздух есть везде, он прозрачный и т. д. на основе проводимых опытов и экспериментов.
• Активизировать речь ребенка
• Учить детей разрабатывать гипотезы, развивать стремление к самостоятельному получению знаний опытным путем
• Обогащать личный опыт детей
• Развивать коммуникативные навыки
• Воспитывать бережное отношение к природе
Задачи проекта:
• Провести цикл опытов и экспериментов по теме «Свойства воздуха»
• Организовать выставку детских рисунков
• Ознакомить детей с литературными и музыкальными произведениями по тематике
• Разработать анкеты для родителей по теме «Воздух в вашей квартире»
• Изготовить совместными усилиями детей и педагогов поделки для выставки «Воздух-невидимка»
• Систематизировать литературный и иллюстрированный материал по теме «Свойства воздуха»
Участники проекта: дети, воспитатели, родители.
Предполагаемый результат: формирование представлений о свойствах воздуха, его значении в жизни живых организмов. Использование полученных знаний в дальнейшей деятельности.
Предварительная работа:
• Поисковая работа по подбору опытов и экспериментов о свойствах воздуха
• Прослушивание аудиозаписей «Ветер», «Шторм», «Летний ветер», «Полет воздушного змея» (из серии «Звуки природы»)
• Знакомство с литературными произведениями
• Поисковая работа по подбору экспонатов для выставки «Воздушные поделки»
Продукт проектной деятельности:
•Оформление выставки «Воздушные поделки»
• Ознакомление детей с новой техникой рисования методом раздувания пятна краски. Работа на тему «Чудесные деревья» (метод «раздувание пятна»)
Консультации для родителей «Воздух вокруг нас», «Чистый воздух залог здоровья»
Список литературы:
1. Программа «Васильевой»
2. Горбатенко О. Ф. «Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях»
3. Наталья Рыжкова,Светлана Мусиенко «Воздух вокруг нас»
4. Стихи, загадки, пословицы о ветре: Н.Матвеева «Дуб и ветер», И.Токмакова «Ветрено!», С.Жупанин «Нарисую ветер», С.Михалков «Три ветра», фрагмент «Сказки о спящей царевне и семи богатырях» А.С Пушкина:
Ветер,ветер!Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе.
5. «Энциклопедия детского фольклора»
Содержание проекта
Этапы работы над проектом
Подготовительный этап: постановка целей, задач, создание условий для реализации проекта. Подбор опытов, экспериментов для ознакомления со свойствами воздуха. Подбор произведений устного народного творчества на тему «ветер». Подбор прогулок по теме «Свойства воздуха».
Основной этап: Беседы на тему «Что такое воздух», «Значение воздуха для жизни и роста живых организмов», проведение опытов и экспериментов:
• Воздух прозрачный, невидимый
• Опыт с воздушным шариком
• Откуда берутся волны на воде?
• Движение воздуха
• Воздух легче воды
• «Буря в стакане воды»
• «Ракета»
• Воздух - проводник запахов
Наблюдение за ветром на прогулке, определение его силы и направления с помощью компаса и ленточек (флажков, проведение подвижной игры «Северный и южный ветер», знакомство с устным народным творчеством на тему «ветер» (стихи, загадки, пословицы), изготовление поделок для выставки «воздушные поделки»
• «вертушка» , «веер»
• «воздушный змей»
• «Воздушный шар»
Творческая работа детей на тему «Чудесные деревья» (метод «раздувания пятна», прослушивание и обсуждение музыкальных произведений из цикла «Звуки природы», создание и презентация выставки «Воздух-невидимка», работына тему «Чудесные деревья»
Заключительный этап: анализ результатов проекта.
Вслед за этим проектом можно сразу делать другой «Воздух нашнго микрорайона»,развивая тему «Воздух вокруг нас»,придерживаясь при этом годовой задаче «Экология».
Примерное планирование мероприятий на различных этапах проекта
«Воздух нашего микрарайона»
Тема |
1-й этап подготовительный |
2-й этап исследовательский |
3-й этап обобщающий
|
Источники загрязнения воздуха в нашем районе |
1.Занятие «Вот труба-над нею дым» 2.Анкетирование родителей «Организация прогулки с ребёнком» 3.Консультация для родителей «Как выбрать наиболее чистый участок для прогулки с ребёнком» |
1.Экскурсия по экологической тропе с зарисовками мест загрязнения воздуха 2.Конкурс рисунков «Что загрязняет наш воздух»(с участием родителей) |
1.Изготовление плакатов детьми вместе с родителями. 2.Презинтация плакатов(дети вместе с родителями). 3.выставка рисунков. |
Деревья-»зелёные пылесосы» |
1.Занятие»Деревья в городе». 2.Тематические прогулки по экологической тропинке «Деревья на страже чистого воздуха». 3.Круглый стол (с участием родителей): обсуждение роли различных деревьев в очищении воздуха. 4.КВН «Деревья знакомые и незнакомые» (с участием родителей) |
1.Сравнительные исследования уровня загрязнённости воздуха рядом с зелёными насаждениями и на открытой местности. 2.Иследовательская работа «Какие деревья растут рядом с нами?» (с участием родителей). 3.Составление шкалы «Поглащение вредных веществ различными деревьями» (с родителями). 4.Конкурс сказок «Как деревья воевали со злым волшебником Смогом» (дети с родителями» |
1.Экологический праздник «Есть у ёлочки друзья» 2.Разработка детьми с родителями плана посадок на территории детского сада. 3.Подведение итогов конкурса сказок.Постановка сказки для малышей. |
Различные способы исследования уровня загрязнённости воздуха |
1.Поисковое занятие на тему «Как узнать ,где воздух чище?» 2.Экскурсия в парк (с родителями) |
1.Проведение иследовательской недели «Состояние воздуха в нашем микрорайоне» ( с родителями). 2.Изготоаление шкалы «О чём расскажет нам лишайник». (Определение уровня загрязнённости воздуха по присутствию на деревьях лишайников) |
1.Изготовление карты загрязнённости воздуха микрарайона (при помощи родителей). 2.Консультация для родителей «Ваши экологические права и обязанности». 3.Проведение прогулок «Здесь самый чистый воздух». |
Заключительный этап: анализ результатов проекта.