Родителям на заметку
Занятия с логопедом-дефектологом
Неправильное произношение и другие дефекты речи приносят ребенку немало огорчений в дошкольном возрасте, а в школе трудностей становится еще больше. Многие родители считают подобные проблемы возрастными и полагают, что со временем они исчезнут сами по себе. Однако это не так.
Не стоит ждать, когда ребенок с нарушениями психофизического развития сам "поумнеет". Ему нужны занятия с логопедом-дефектологом.
Большая часть речевых нарушений поддается коррекции, они могут быть исправлены в раннем дошкольном возрасте на занятиях с логопедом-дефектологом. И очень важно для родителей не упустить это время, потому что при обучении грамоте дефекты речи становятся причиной других нарушений - речи и письма (дисграфия и дислексия). А с ними уже очень сложно справиться. В дальнейшем неправильное произношение звуков отразится на самооценке человека, достижении им жизненных целей.
Логопед-дефектолог проводит диагностику речевых дефектов.
Логопед, как врач, владеет методами диагностики речевых дефектов, которые позволяют выяснить причины возникновения нарушений речи и определить план корректирующих мероприятий. В этом логопеду-дефектологу помогают специалисты смежных наук - психолог, невролог, психиатр, врач по лечебной физкультуре, сурдолог. Логопед-дефектолог работает с нарушениями произношения всех речевых единиц - звука, слова, предложения.
Причины нарушения речи могут быть разными. Например, слишком короткая подъязычная уздечка препятствует произношению звуков «л» и «р». Развитие речи носит поэтапный характер, каждая стадия очень значима для становления речи в целом, поэтому проблемы необходимо выявить еще до того, как ребенок произнес первые слова. Ранняя диагностика речевых дефектов логопедом позволит сократить время на их исправление и повысить шансы на успех.
Когда стоит обращаться к логопеду?
Если в возрасте 2 - 3 месяцев у малыша не наблюдается лепет, есть повод серьезно задуматься, вероятнее всего, без помощи профессионального логопеда вам не обойтись. Если к годовалому возрасту, ребенок не пытается произносить слова, это также свидетельство наличия каких-то нарушений.
Серьезным поводом обратиться к логопеду является отсутствие слов и фраз в речи вашего малыша, если ребенку более 2-х лет. Консультация с логопедом в трехлетнем возрасте рекомендована всем без исключения детям, вне зависимости от того, наблюдаются ли у него дефекты речи или нет.
К пяти годам обычно происходит полное формирование речи, все звуки должны произноситься четко и правильно, ребенок должен уметь строить фразы и предложения.
Заключение логопеда-дефектолога
Заключение логопеда-дефектолога или психолога - это не приговор, а появление новой возможности для преодоления нарушений речевого и психофизического развития ребенка в целом. Помните: если вовремя не обратить особого внимания на проблемы развития ребенка, они могут принять необратимый характер и исказить дальнейшее формирование речи и развитие ребенка как личности.
Ребенку нужна помощь взрослого. В отдельных случаях требуется специальная логопедическая работа, в других – достаточно активных и регулярных занятий с родителями по предложенной логопедом методике. Но в любом случае, чтобы выявить причины нарушения речи и определить методы исправления, требуется помощь квалифицированного специалиста логопеда-дефектолога, проведение курса занятий с логопедом-дефектологом.