консультация логопеда
Документы для скачивания
Общий комплекс упражнений 1. «Улыбка», «Заборчик» Наши губки улыбнулись, Прямо к ушкам потянулись. Ты попробуй «И- и- и» скажи, Свой заборчик покажи. 2. «Трубочка» В гости к нам пришел слоненок, Удивительный ребенок. На слоненка посмотри, Губки хоботком тяни. 3. «Улыбка»/ «Трубочка» Если наши губки улыбаются, Посмотри – заборчик появляется. Ну, а если губки узкой трубочкой, Значит, можем мы играть на дудочке. 4. «Часики» Друг за другом, друг за другом Ходят стрелочки по кругу. Ты обе губки оближи, Как стрелки ходят, покажи. 5. «Маятник» Ходит мятник в часах: Влево- тик, а вправо – так. Ты сумеешь сделать так: Тик и так, тик и так? 6. «Качели» На веселые качели Таня и Никита сели. Опустились вниз качели, А потом наве рх взл етели. Вместе с птицами, наверно, Улететь они хотели. II. Комплекс упражнений для свистящих звуков 1. « Накажи непослушный язычок» Язычок твой – озорник, Он не слушает тебя. Накажи его скорее: « Пя- пя, пя- пя, пя- пя- пя! » 2. «Блинчик» Утром рано мы встаем, Вкусные блины печем. Ручейком по сковородке Тесто растекается… Посмотри, какой красивый Блинчик получается. 3. «Чистим зубки» Мягкой щеткою с утра Чистит зубки детвора. Будут зубки сильные, Белые, красивые! 4. «Киска сердится» Рассердилась наша киска: Ей забыли вымыть миску. Ты не подходи к ней близко- Поцарапать может киска! 5. «Горка» Язычок за зубки опускается, Его кончик к зубкам прижимается. Спинка сильно- сильно выгибается- Вот какая горка получается! 6. «Загони мяч в ворота» Мы в футбол с тобой играем, Мяч в ворота загоняем. Дуй на ватку сильней, Гол забей поскорей! III. Комплекс для шипящих звуков 1. «Чашечка» Будешь пить с друзьями чай Ты из чашки новой. Эту чашку показать Ты сейчас пробуй! 2. «Вкусное варенье» Каждый раз по воскресеньям Мы едим с тобой варенье. Верхнюю губу вареньем Мы намажем, а потом Язычком широким сразу Мы варенье облизнем. IV. Комплекс для сонорных звуков 1. «Грибок» Под высокою сосной Мы грибок нашли с тобой. Чтобы рос боровичок, Подними вверх язычок. 2. «Маляр» Стал язычок твой маляром, Он будет красить старый дом: Вперед- назад, вперед- назад… Ремонту каждый будет рад. 3. «Назойливая муха» Вот назойливая муха Все жужжит, жужжит над ухом. Попробуй муху напугать И точно также пожужжать! 4. «Лошадка» Цок- цок- цок по мостовой- Идет лошадка к нам с тобой. Щелкай язычком быстрее, Чтоб она пришла скорее. 5. «Барабанщик» В руки барабан возьмем И играть на нем начнем. Язычок наверх подняли, «Д- д- д- д» застучали. 6. «Пароход» Пароходик небольшой, Зато смелый какой: Ему волны не страшны, Весело гудит он: «Ы- Ы- Ы»! ДИНАМИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА" ЧАСИКИ" . Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта. " ЗМЕЙКА" . Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать вглубь рта. КАЧЕЛИ" . Рот открыт. Напряженным языком тянуться к верхним и нижним резцам. " ПОЧИСТИТЬ ЗУБЫ" . Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами. ЛОШАДКА" . Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно, сильно, громко, тянуть подъязычную связку. Челюсть не двигается. " ГАРМОШКА" . Рот раскрыт. Язык присосать к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. " МАЛЯР" . Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого неба. " ШМЕЛЬ" . Рот открыт. Язык в виде чашечки поднят вверх, боковые края прижаты к коренным зубам, передний край свободен. Посередине языка идет воздушная струя, подключается голос( слышится зж- зж) . " БАРАБАНЩИКИ" . Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка в верхние резцы, многократно и отчетливо произнося" д- д- д- д" . " ИНДЮК" . Приоткрыть рот, энергично проводить широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, добавить голос, пока не послышится: " бл- бл" ( как индюк болбочет) . " ФОКУС" . Учить направлять воздушную струю посередине языка. Рот приоткрыть, язык" чашечкой" высунуть вперед и приподнять, плавно выдохнуть на ватку, лежащую на кончике носа, или на челочку. Для чего нужна артикуляционная гимнастика? Чтобы ребёнок научился произносить сложные звуки, его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика. Цель артикуляционной гимнастики- выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой: 1. Некоторые дети благодаря своевременному началу занятий артикуляционной гимнастикой и упражнениям по развитию речевого слуха сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста. 2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены. 3. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них" каша во рту" . Н адо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе. 4. Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем- и детям и взрослым- научиться говорить правильно, чётко и красиво. АРТИКУЛЯЦИОННУЮ ГИМНАСТИКУ следует выполнять ежедневно по 5- 10 минут( 3- 4 упражнения, можно в несколько приемов) . Помните о том, что для ребенка АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА- это трудная работа: давайте язычку отдохнуть и не забывайте хвалить малыша. СТАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА" ЛОПАТОЧКА" . Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. " ЧАШЕЧКА" . Рот широко открыт. Передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов. " ИГОЛОЧКА" . Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед. " ГОРКА" , " КИСКА СЕРДИТСЯ" . Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх. " ТРУБОЧКА" . Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх. " ГРИБОК" . Рот открыт. Язык присосать к небу. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГУБ" УЛЫБКА" . Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны. " ЗАБОРЧИК" . Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке. " ТРУБОЧКА" . Вытягивание губ вперед длинной трубочкой. " ХОБОТОК" . Вытягивание сомкнутых губ вперед. " БУБЛИК" , " РУПОР" . Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны. " ЗАБОРЧИК- БУБЛИК" ; " УЛЫБКА- ХОБОТОК" . Чередование положений губ.
ВООРУЖИТЕ РЕБЕНКА СЛОВО М и он воплотит его в дело! ( развитие речи) Я не устаю повторять, что убедительная правильная речь ребенка – это фундамент его будущей карьеры и личностных отношений. И ни один педагог на свете не сможет дать вашему ребенку больше, чем это можете сделать вы, его родители. Косноязычие и нарушения речи приобретают среди детей массовый характер, что не только огорчает, но и серьезно тревожит. Даже, если вы занимаетесь с логопедом в поликлинике или в детском центре, за 15 минут занятия логопед едва успевает поставить необходимые звуки. А такие стороны речи как словоизменение и словообразование, грамматическая сторона речи и фонематический слух остаются без внимания. Строить предложения, пересказывать и составлять рассказы детей тоже надо учить. Каждая мама с легкостью сможет корректировать речь своего ребенка самостоятельно. ВАМ НУЖЕН логопед, ЕСЛИ: • Ребенок делает ошибки в окончаниях слов( рисоваю лосёв и левов) • Ребенок допускает ошибки в роде имен существительных( моя печенье, мой яблок) • Ребенок путает и “глотает” слоги и звуки в длинных словах( весипед, моциклист) • Ребенок неправильно употребляет формы глаголов( ехаю, бежу, жеваю) • Ребенок неправильно употребляет предлоги( за деревьях вместо из- за деревьев) • Ребенок затрудняется придумать предложение, составляет нелогичные непонятные фразы. • Ребенок рассказывает истории по типу комиксов: в повествовании преобладают междометия, восклицания и эмоции. ( б ах! вжик! тр- р- р! ) КАК УЧИТЬ СТИХИ Мы легко запоминаем то, что эмоционально « пережили». С интеллектуальной памятью дело обстоит сложнее. Заучивать наизусть всегда трудно. Главное, нет гарантии, что спустя некоторое время выученное не вылетит из головы. Можно, однако, попробовать совместить эти два вида памяти. Например, превратить заучивание стихотворений в интересную и полезную для развития эмоциональной сферы ребёнка игру. И добиться успеха в жизни Вот несколько советов, следуя которым вы поможете ребёнку легко « пережить» и запомнить содержание поэтического текста. Совет № 1 Прочитайте вслух выбранное стихотворение несколько раз подряд, всякий раз с разной интонацией и настроением. После каждого прочтения предложите ребёнку самостоятельно определить настроение услышанного. Расскажите, что настроения бывают разные: торжественное, весёлое, радостное, озорное, с юмором, грустное, печальное, злое, угрожающее, плаксивое, тревожное. При таком способе работы стихотворения запоминаются целиком после нескольких повторений. Совет № 2 Чтение стихотворения в « различных тональностях» можно использовать как для закрепления только что выученного текста, так и для повторения любого иного, известного ребёнку. Стихотворение читается построчно и по очереди. Начинаете Вы задаёте настроение, которое должен подхватить ребёнок, чтобы продолжить чтение. Каждый раз вы меняете настроение, а ребёнок интонационно следует за вами. Прочитайте вслух стихотворение Р. Сефа «Чудо». Попросите детей для каждой строчки подобрать смешную рожицу с соответствующим настроением и обозначить её тем же номером, что и номер строки. 1. Ты ещё не видел чуда? 2. Никогда не видел чуда? 3. Вот беда – не видел чуда! Так сходи и посмотри. 4. Ты увидишь просто чудо Удивительное чудо: Там, где магазин « Посуда», Возле дома номер три, Сквозь асфальт у перекрёстка Пробивается берёзка. «Пальчиковая гимнастика. Ее роль в формировании техники письма» В школе ваш ребенок будет учиться писать. Возможно, дошкольник учится этому уже сейчас. Очень важно, чтобы рука ребенка была хорошо к этому подготовлена, иначе, обучаясь письму, он очень сильно сжимает ручку, а от этого слишком быстро устают пальцы( а иногда даже возникают и серьезные физиологические нарушения) . Исследования отечественных физиологов подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В. М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на развитие речи, на функции высшей нервной деятельности. Простые движения рук помогают снять напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость, а также способствуют улучшению в произношении многих звуков. Такую тренировку следует, на мой взгляд, начинать с самого раннего детства. Значение игр «Ладушки», «Коза рогатая», « Сорока- белобока » недостаточно осмысленно взрослыми, т. к. большинство родителей видят в них развлекательное, а не развивающее, оздоравливающее влияние. Исходя из оздоровительного воздействия на организм ребенка каждого из пальцев, необходимо помогать ребенку координировано и ловко ими манипулировать. Обнаружив отставание у ребенка, не огорчайтесь – займитесь с ним пальчиковой гимнастикой. Все фигуры просты для выполнения. Их постоянное повторение способствует развитию памяти, внимания, мышления, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка. Кисти рук постепенно становятся гибкими и подвижными, что помогает школьникам успешно овладеть навыками письма. Игра «Моя семья» Вот дедушка, Вот бабушка, Вот папочка, Вот мамочка, Вот деточка моя, А вот и вся семья. ( Ф. Фребель) . В ходе игры необходимо поочередно пригибать пальчики к ладошке( начиная с большого) , а со слов «А вот и вся семья» второй рукой охватывать весь кулачок. Игра «Шалун» Наша Маша варила кашу. Кашу сварила, Малышей кормила: Этому дала( 4 раза) А этому не дала. Он много шалил. Свою тарелку разбил. ( Л. Савина) На первые две строки надо чертить пальцем круги по ладошке, затем загибать по одному пальчику. Начиная со слов «А этому не дала…» пальцами другой руки брать мизинчик и слегка покачивать. Игра «Птенчики в гнезде» Улетела птица- мать Малышам жучков искать. Ждут малютки- птицы Мамины гостинцы. ( Л. Савина) Все пальцы правой руки обхватить левой ладонью. Получается «гнездо». Шевеление пальцами правой руки создает впечатление живых птенцов в гнезде. Подробнее с данной методикой вы можете познакомиться, прочитав книгу Л. Савиной «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников». Игры с пластилином Пластилин дает уникальные возможности проводить интересные игры для общего развития. Сначала детские пальчики будут создавать непонятные, неуклюжие фигурки, но со временем начнут творить чудеса: Из пластилина овощи, Из пластилина буквы, Смогу слепить без помощи Я даже торт для куклы. ( В. Мирясова) Кусочки пластилина Катает наша Зина: Шарики, колбаски, И оживают сказки. Пальчики стараются, Лепят, развиваются. ( В. Мирясова) Рисование – занятие, которое любят почти все дети. Чем чаще ребенок держит в руках кисть или карандаш, тем легче будет ему выводить свои первые буквы и слова. В. А. Сухомлинский писал, что истоки «способностей и дарований детей на кончиках их пальцев». От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности в движении детской руки, тем ярче творческая стихия детского разума. Очень важно, как говорят учителя начальных классов, поставить руку, т. е. подготовить ее к работе. Для данной подготовки необходимы, на мой взгляд, упражнения, развивающие мелкие мышцы пальцев и кисти руки. Такими упражнениями является штриховка, которая не только укрепляет эти мышцы, но и в процессе работы развивается речь, логическое мышление, активизируются творческие способности. Правила штриховки легко запомнить: штриховать только в заданном направлении, не выходить за контуры рисунков( см. образцы предметов для штриховки) . Работа со штриховкой очень увлекает детей, доставляет им удовольствие, они не чувствуют усталости. Также можно предложить ребенку регулярно заниматься с крупой и орехами: сортировать, катать между большим и указательным пальцами: 1) Карандаш в руках катаю, Между пальчиков верчу. Непременно каждый пальчик Быть послушным научу. ( В. Мирясова) 2) Научился два ореха Между пальцами держать. Это в школе мне поможет Буквы ровные писать. ( В. Мирясова) Шить, вязать, красиво вышивать ваш ребенок научится гораздо позже. Но элементарную ловкость при работе с иголкой, нитками и спицами можно развивать уже сейчас. Такие упражнения укрепят мышцы рук, помогут будущему первокласснику сосредоточиться во время школьных уроков. Дайте ребенку возможность проявлять в игре выдумку, инициативу, активность и самостоятельность, и тогда у него появится уверенность в себе, которая поможет в дальнейшем многого добиться в жизни. Самое главное – во время игры отмечайте все достижения малыша и не акцентируйте недостатки, хвалите успехи и не ругайте за ошибки. Экологическое воспитание дошкольников». Опыт работы
Советы родителям 7 способов помочь заикающемуся ребенку. 1. Говорите со своим ребенком не торопясь, часто делая паузы. Подождите несколько секунд, после того как Ваш ребенок закончил говорить и прежде, чем Вы начнете говорить снова. Ваша неторопливая, спокойная речь принесет больше пользы, чем любая критика в адрес ребенка, либо советы типа: «Говори медленнее», «Повтори еще раз медленно». 2. Уменьшите количество вопросов, которые вы обычно задаете ребенку. Дети говорят более легко, когда они свободно выражают свои собственные мысли, чем когда отвечают на вопросы взрослых. Вместо того, чтобы задавать вопросы, просто прокомментируйте то, что Ваш ребенок сказал, дав ему понять, что Вы выслушали его. 3. Используйте Вашу мимику и жесты, давая понять ребенку, что Вы внимательно слушаете содержание его высказывания и не обращайте внимание на то, как он это сказал. 4. Выделяйте каждый день в одно и то же время по несколько минут, чтобы уделить все свое внимание ребенку. В течение этого времени позвольте ребенку делать все, что ему хочется. Пусть он руководит Вами и сам решает хочет он говорить или нет. Если Вы разговариваете с ним в это время, то говорите очень медленно и очень спокойно, делая много пауз. Эти минуты тишины и спокойствия помогут создать особую доверительную атмосферу для маленького ребенка и дадут возможность ему почувствовать, что родителям приятно с ним общаться. 5. Помогите всем членам семьи научиться говорить и выслушивать друг друга по очереди. Для детей, особенно для заикающихся, намного легче говорить, когда их не прерывают и слушатель уделяет им полное внимание. 6. Понаблюдайте каким образом Вы общаетесь с ребенком. Старайтесь больше слушать своего ребенка, чтобы у него была уверенность, что его не прервут и что у него достаточно времени для высказывания. Постарайтесь уменьшить число критических замечаний, прерываний и вопросов к ребенку, а также замедлите свой темп речи. 7. И самое главное покажите ребенку, что Вы принимаете его таким, какой он есть. Самая могучая сила- это Ваша поддержка его, независимо от того заикается он или нет.