Рабочая программа подготовительной к школе группы
Документы для скачивания
«Согласовано » «Утверждаю» на педагогическом совете и. о. заведующего МДОУ детский сад М ДОУ д етский сад комбинированного вида «Тополёк» комбинированного вида «Тополёк » Цаплина Н. Г. протокол №_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ от_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 2016 г. Муниципальное дошколь ное образовательное учреждение «Д етский сад «Тополёк» р. п. Н овая Майна Рабочая программа подготовительной группы( от 6 до 7 лет) на 2016- 201 7 учебный год Программа разработана: Пучкова Светлана Николаевна- воспитатель, Лаврова Светлана Николаевна – воспитатель. р. п. Новая Майна 2016 Содержание Пояснительная записка………………………………………………. 3 Принципы и подходы к формированию Программы ……5 Возрастные особенности детей старшей группы …………… 7 Планируемые ре зультаты освоения программы………10 Основная часть Режим дня……………………………………………………… 1 1 Расписание организованной образовательной деятельности ……………………………………………… ……… 1 2 Режим двигат ельной активности ………………………………… 13 Тематическое планирование образовательной деятельност и… … 1 4 Годовой план работы с родителями. ………………. . …………… 15 Используемая литература. . . …………………………………. . . 1 7 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая прог рамма по развитию детей подготовительной группы разработана в соответствии с ООП МДОУ детский сад «Тополёк», в соответствии с введением в действие ФГОС ДО. Рабочая программа по развитию детей подготовительной группы обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 6 до 7 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям- физическому, социально- коммуникативному, познавательному, речевому и художественно – эстетическому. Парциальные программы: - Николаева С. Н. «Юный эколог»; - Ушакова О. С. «Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду»; - Варенцова Н. С. «Обучение дошкольников грамоте»; - Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду»; - Куцакова Л. В. «Конструирование и ручной труд в детском саду»; - Полтавцева Н. В. , Гордова Н. А. «Физическая культура в дошкольном детстве». Реализуемая программа строится на принципе личностно–развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми. Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами: • Конституция РФ, ст. 43, 72 • Конвенция о правах ребенка( 1989 г. ) • Закон РФ « Об образовании » • Типовое положение о ДОУ • СанПиН 2. 4. 1. 3049- 13 • Устав ДОУ • ФГОС ДО Цель и задачи основной образовательной программы ДОУ Цели: Создание условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства. Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии ребенка. Формирование основ базовой культуры личности. Всестороннее развитие психических и физиологических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями. Подготовка ребенка к жизни в современном обществе. Задачи: 1. Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном развитии каждого ребенка. 2. Создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству. 3. Максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно- образовательного процесса. 4. Творческая организация( креативность) воспитательно- образовательного процесса. 5. Вариативность использования образовательного материала, позволяющего развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка. 6. Уважительное отношение к результатам детского творчества. 7. Единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи. 8. Соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивая отсутствие давления предметного обучения. Задачи: в соответствии с ООП программой МДОУ детский сад « Тополёк » Обеспечивать рациональную организацию двигательной деятельности детей. Создавать условия, обеспечивающие физическое, интеллектуальное и личностное развитие каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей Оказать помощь семье в воспитании детей и материальной поддержке, гарантированной государством. Создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья детей. Всестороннее воспитание детей, развитие у них правильной разговорной речи, правильного произношения и подготовка детей к школе Осуществлять необходимую коррекцию отклонений в нарушении речи детей. Максимально использовать разнообразные виды детской деятельности; их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса Обеспечение равных стартовых возможностей для обучения детей в образовательных учреждениях, реализующих основную образовательную программу начального общего образования и основного общего образования; Соблюдать преемственность в работе детского сада и начальной школы, исключающую умственные и физические перегрузки в содержании образования ребенка дошкольного возраста. Принципы и подходы к формированию программы. 1. Соответствие принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. 2. Сочетание принцип а научной обоснованности и практической применимости( соответствует основным положениям возрастной псих ологии и дошкольной педагогики) . 3. Соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности( позволяет решать поставленные цели и задачи на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному « минимуму ») . 4. Обеспечение единств а воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников. 5. Строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. 6. Основывается на комплексно- тематическом принципе построения образовательного процесса. 7. Предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования. 8. Предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми( игра) 9. Строится на принципе культурообразности. Учитывает национальные ценности и традиции в образовании. Основная цель программы: формирование основ базисной культуры личности, всестороннее развитие психологических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей старшего дошкольного возраста. . Для достижения цели решаются следующие задачи: охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей. Обеспечение физкультурно- оздоровительного, познавательно- речевого, социально- личностного и художественно- эстетического развития детей. Осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом развитии ребенка( в частности в развитии речи) . Образование с учетом возрастных категорий, гражданственности, уважение к правам и свободам человека, любви окружающей природе, Родине, семье. Взаимодействие с семьей для полноценного развития ребенка. Оказание консультативной и методической помощи родителям( законным представителям) детей по вопросам воспитания и развития. Обеспечение преемственности между дошкольным и начальным общим образованием. Возрастные особенности детей Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». Вигре «Больница», таким центром оказывается кабинет врача, в игре Парикмахерская» — зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве периферии игрового пространства. ) Действия детей в играх становятся разнообразными. Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематические изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные о тношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека. Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют разные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Дети способны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности. Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз( два, четыре, шесть сгибаний) ; из природного материала. Они осваивают два способа конструирования: 1) от природного материала к художественному образу( в этом случае ребенок «достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями) ; 2) от художественного образа к природному материалу( в этом случае ребенок подбирает необходимый материал, для того чтобы воплотить образ) . Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд — по возрастанию или убыванию — до 10 различных предметов. Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков. В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие, и т. д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений( представления о цикличности изменений) : представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов в результате различных воздействий, представления о развитии и т. д. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму( материал) и т. д. Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта. Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации. Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно- ролевой игре и в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали. Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца; усвоением обобщенных способов изображения предметов одинаковой формы. Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств( схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений) ; развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я. Планируемые результаты освоения программы. Специфика дошкольного детства( гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность) не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов и обуславливае т необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров. Целевые ориентиры дошкольного образования рассматриваются как социально- нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка. Это ориентир для педагогов и родителей, обозначающий направленность воспитательной деятельности взрослых. В 2014- 2015 учебном году в подготовительной к школе группе проводится изучения процесса достижения детьми 5- 6 лет планируемых итоговых результатов освоения общеобразовательной программы дошкольного образования на основе выявления динамики формирования у воспитанников интегративных качеств. А также мониторинг освоения образовательных областей программы. Режим дня старшая группа( холодный период) Режимные моменты Прием детей в детский сад, свободная игра, самостоятельная деятельность. 6. 30- 8. 20 Подготовка к завтраку, завтрак 8. 20- 8. 55 Игры, подготовка к НОД 8. 55- 10. 15 Непосредственная образовательная деятельность 8. 55- 10. 3 5 Подготовка к прогулке, прогулка 10. 3 5- 12. 25 Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность. 12. 25- 12. 40 Подготовка к обеду, обед. 12. 40- 13. 10 Спокойные игры, подготовка ко сну, чтение художественной литературы, дневной сон. 13. 10- 15. 00 Постепенный подъём, самостоятельная деятельность. 15. 00- 15. 25 Полдник 15. 25- 15. 40 Самостоятельная деятельность 15. 40- 16. 40 Подготовка к ужину. Ужин. 16. 40- 17. 00 Подготовка к прогулке, прогулка 17. 10- 18. 00 Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность, уход домой. 18. 00- 18. 30 Расписание организованной обра зовательной деятельности понедельник 1. Речевое развитие. Чтение художественной литературы. 2. Художественно- эстетическое развитие. Музыка. 3. Художественно- эстетическое развитие Рисование. 9. 00- 9. 2 5 9. 3 5- 10. 00 10. 10- 10. 35 вторник 1. Познавательное развитие. Ознакомление с окружающим миром. 2. Художественно- эстетическое развитие Лепка. Аппликация. Конструирование. 3. Физическое развитие. Физкультура. 9. 00- 9. 25 9. 35- 10. 00 10. 10- 10. 35 среда 1. Познавательное развитие. ФЭМП. 2. Художественно- эстетическое развитие. Музыка. 9. 00- 9. 25 9. 35- 10. 00 четверг 1. Речевое развитие. Развитие речи. Обучение грамоте. 2. Художественно- эстетическое развитие. Рисование( декоративное) 3. Физическое развитие. Физкультура. 9. 00- 9. 25 9. 35- 10. 00 10. 10- 10. 35 пятница 1. Познавательное развитие. Ознакомление с природой. 2. Физическое развитие. Физкультура на воздухе. 9. 00- 9. 25 9. 35- 10. 00 Режим двигательной активности( мин) подготовительная группа Формы работы виды занятий понедель- ник вторник среда четверг пятница Физкультурные занятия в помещении 30- 35 30- 35 на улице 30- 35 Физкультурно – оздоровитель ная работа в режиме дня утренняя гимнастика 10- 12 10- 12 10- 12 10- 12 10- 12 подвижные и спортивные игры на прогулке 2 раза( утром и вечером) 30- 40 физкультминутки( в середине статического занятия) 1- 3 в зависимости от вида и содержания занятий гимнастика после сна 10 10 10 10 10 Активный отдых физкультурный досуг 1 раз в месяц 40 физкультурный праздник 2 раза в год 60 Самостоятельная двигательная деятельность самостоятельное использование физкультурного и спортивно- игрового оборудования 30 30 30 30 30 самостоятельные подвижные и спортивные игры 20 20 20 20 20 Тематическое планирование образовательной деятельности в подготовительной группе месяц неделя тема дата Сентябрь 1 День знаний. 01. 09. – 05. 09. 2 Осень. 08. 09. – 12. 09. 3 Сельскохозяйственные профессии. 15. 09. – 19. 09. 4 Правила безопасного поведения в природе. 22. 09. - 26. 09. 5 Мой поселок. 29. 09. – 03. 10. Октябрь 1 2 Моя страна, моя планета. 06. 10. – 10. 10. 3 День народного единства. 13. 10. – 17. 10. 4 История России. 20. 10. – 24. 10. 5 Мониторинг. 27. 10. – 31. 10. Ноябрь 1 Москва – столица нашей Родины. 03. 11. – 07. 11. 2 Единая семья народов Поволжья. 10. 11. – 14. 11. 3 Добрый мир. ( Духовно- нравственное воспитание. ) 17. 11. – 21. 11. 4 Зима. Приметы зимы. 24. 11. – 28. 11. Декабрь 1 Зима. Зимняя одежда. 01. 12. – 05. 12. 2 Мастерская Деда Мороза. осписиси. ы. 08. 12. – 12. 12. 3 Новый год. 15. 12. – 19. 12. 4 22. 12. – 31. 12. Январь 1 Каникулы. 2 Зима. Зимние вида спорта. Мы спортсмены. 12. 01. – 16. 01. 3 Безопасное поведение зимой. Экспериментирование. 19. 01. – 23. 01. 4 Природа Арктики и Антарктики. Зима в разных странах. 26. 01. – 30. 01. Февраль 1 Наша Армия. 02. 02. – 06. 02. 2 Они сражались за Родину. 09. 02. – 13. 02. 3 Защитники Отечества. 16. 02. – 20. 02. 4 Наши любимые мамы и бабушки. 24. 02. – 27. 02. Март 1 Международный женский день. 02. 03. – 06. 03. 2 Культура и традиции народов Поволжья. 10. 03. – 13. 03. 3 Посуда. 16. 03. - 20. 03. 4 Искусство и народные промыслы нашей страны. 23. 03. – 27. 03. Апрель 1 Весна. Природа весной. 30. 03. – 03. 04. 2 Животные и птицы весной. 06. 04. – 10. 04. 3 Одежда. Обувь. Головные уборы. 13. 04. – 17. 04. 4 Герои Великой Отечественной войны. 20. 04. – 24. 04. Май 1 День Победы. 27. 04. – 01. 05. 2 Мы теперь уже большие. 04. 05. – 08. 05. 3 Мониторинг. 18. 05. – 22. 05. 4 До свиданья детский сад! Здравствуй школа! 25. 05. – 29. 05. План работы с родителями в подготовительной группе. № п/ п Месяц Тема Темы групповых и индивидуальных консультаций Тематика наглядной информации 1 Сентябрь Возрастные особенности развития детей в подготовительной группе. Интервьюирование детей и родителей. Памятка «В школу с радостью». Консультация: «задачи воспитания и развития детей 7- го года жизни». Оформление стенда. «1 сентября- день знаний». Выставка рисунков «Осень». 2 Октябрь Консультация: «Воспитываем у детей любовь к родному поселку». Папка- передвижка «Играйте вместе с детьми». Выставка творческих семейных работ «Осенние фантазии». 3 Ноябрь Привлечь родителей к оформлению патриотического уголка. «Плоскостопие- это серьёзно». Материал в родительский уголок. «Для милой мамочки», рисунки детей ко Дню матери. Памятка: «Гиперактивные дети, как им помочь. » 4 Декабрь Памятка: «Как ответить на детские вопросы? ». Создание папки- передвижки по правилам дорожного движения. Папка- передвижка «Чтобы дети не болели». Семейная страничка «Вы спрашивали- мы отвечаем». Коннкурп поделок к Новому году. 5 Январь Родительское собрание «Развитие познавательных интересов детей в конструктивно- модельной деятельности» Консультация «роль отца в воспитании ребенка». Консультация «Как уберечь ребенка от травм зимой». Конкурс поделок на тему «Рождественская ёлочка». 6 Февраль Консультация «Растим будущего мужчину». Физкультурный утренник, посвященный празднику 23 Февраля. Консультация: «профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста». Изготовление подарков для пап. 7 Март Широкая масленица. Утренник, посвященный дню 8 марта. Папка- передвижка «Как распознать таланты ребенка». Выставка работ «Портрет моей мамочки». 8 Апрель День добрых дел по благоустройству детского сада. Развлечение День смеха. Создание макета «Космодром». Консультация по ПДД: «Памятка для родителей старших дошкольников». Оформить мини альбом с рассказами и фотографиями на тему: «Где и кем работают мои родители». 9 Май Возложение венков к братской могиле. Родительское собрание «Воспитание патриотизма, гражданственности и любви к родному краю в семье». Составить памятку «Как укрепить здоровье детей летом». Консультация «Пожарная безопасность». Оформление папки «Первая помощь при укусе насекомых». «1 июня- День защиты детей». Инструктаж по ОЖ и БЖД детей на май. Консультация: «Безопасное поведение детей на воде». Используемая литература Афонькина Ю. А мониторинг качества освоения основной общеобразовательной программы дошкольного воспитания. Подготовительная группа. Волгоград. Учитель. 2012г. Веракса Н. Е, Комарова Т. С. , Васильева Н. А. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Изд. Мозаика- Синтез. Москва 2014г. Веракса Н. Е. , Галимов О. Р. Познавательно- исследовательская деятельность дошкольников. Изд. Мозаика- синтез. Москва 2013г. Веракса Н. Е, Комарова Т. С. , Васильева Н. А. перспективное планирование воспитательно- образовательного процесса по программе «От рождения до школы» в подготовительной группе. Изд. Волгоград. Учитель. 2011г. Гербова В. В. развитие речи и общение детей в подготовительной к школе группе детского сада. Изд. Мозаика- синтез. Москва 2013г. Гербова В. В. занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе. Москва. Мозаика- синтез 2014г. Грачева Н. Н. , Корнеичева Е. С. . План образовательной деятельности с дошкольниками в режиме дня. Подготовительная к школе группа. Учебно- методическое пособие. Москва. Центр педагогического образования. 2013г. Дыбина О. В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе детского сада. Конспекты занятий. Москва. Мозаика- синтез. 2011г. Дыбина О. В. ознакомление с предметным и социальным окружениемв подготовительной к школе группе. Москва. Мозаика- синтез. 2014г. Лыкова И. Л. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа. Москва. «Карапуз- дидактика». 2007г. Лыкова И. Л. Художественный труд в детском саду. Подготовительная к школе группа. Москва. «Цветной мир». 2011г. Лисина Т. В. , Морозова Г. В. подвижные тематические игры для дошкольников. Москва. ТЦ «Сфера» 2014г. Куцакова Л. В. Конструирование из строительного материала. Подготовительная к школе группа. Москва. Мозаика- синтез. 2014г. Колесникова Т. А. математика 6- 7 лет. Методическое пособие. Москва. ТЦ «Сфера». 2013г. Куцакова Л. В. конструирование и художественный труд в детском саду. Программы и конспекты. Москва. ТЦ «Сфера»2008г. Корнеичева Е. Е. , Грачева Н. И. Планирование образовательной деятельности с дошкольниками в режиме дня. ( Подготовительная к школе группа) . Москва. Центр Педагогического образования. 2013г. Кравченко И. В. , Долгова Т. Л. прогулки в детском саду. Старшая подготовительная группа. Москва. ТЦ «Сфера. » 2009г. Комарова Т. С. занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Москва. Просвещение. Полтавцева Н. В. физическая культура в дошкольном детстве. Пособие для инструктора физической культуры и воспитателя для работы с детьми 7- го года жизни. Москва. Просвещение. 2005г. Ушакова О. С. , Арушанова А. Г. занятия по развитию речи в детском саду. Москва. Совершенство. 1998г. Ушакова О. С. , Гавриш Н. В. Знакомство детей с художественной литературой. Москва. ТЦ «Сфера» 1998г. Фетцова Н. А. , Маркова Н. Е. Блочное- комплексное планирование по программе «От рождения до школы». Изд. Волгоград. Учитель. 2013г. Николаева С. Н. «Юный эколог». Система работы в подготовительной группе детского сада с детьми 6- 7 лет. Москва. Мозаика- синтез. 2010г.