Рабочая программа 1 младшей группы
Документы для скачивания
«Согласовано » «Утверждаю» на педагогическом совете и. о. заведующего МДОУ детский сад М ДОУ д етский сад комбинированного вида «Тополёк» комбинированного вида «Тополёк » Цаплина Н. Г. протокол №_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ от_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 2016 г. Муниципальное дошколь ное образовательное учреждение «Д етский сад «Тополёк» р. п. Новая Майна» Рабочая программа Первой младшей группы( от 2 до 3 лет) на 2016- 201 7 учебный год Программа разработана: Акимова Екатерина Витальевна- воспитатель, Тарасова Татьяна Петровна- воспитатель. р. п. Новая Майна 2016 Содержание Пояснительная записка……………………………………………… ……. . 3 Принципы и подходы к формированию Программы …… ……. 5 Возрастные особен ности детей младшего возраста( 2- 3 лет) ……. 7 Планируемые ре зультаты освоения программы……………. 9 Основная часть Режим дня……………………………………………………… …… 1 1 Расписание организованной образовательной деятельности ……………………………………………… ……… …… 1 2 Тематическое планирование образовательной деятельност и… … ……13 Годовой план работы с родителями. ………………. . …………… …. . . 14 Используемая литература. . . …………………………………. . . . . . . . . . . 1 7 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая прог рамма по развитию детей первой младшей группы разработана в соответствии с ООП МДОУ детский сад «Тополёк», в соответствии с введением в действие ФГОС ДО. Рабочая программа по развитию детей старшей группы обеспечивает разносторонне е развитие детей в возрасте от 2 до 3 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям- физическому, социально- коммуникативному, познавательному, речевому и художественно – эстетическому. Парциальные программы: - Гербова В. В. «Развитие речи в детском саду»- Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду»; - Полтавцева Н. В. , Гордова Н. А. «Физическая культура в дошкольном детстве». Реализуемая программа строится на принципе личностно–развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми. Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами: • Конституция РФ, ст. 43, 72 • Конвенция о правах ребенка( 1989 г. ) • Закон РФ « Об образовании » • Типовое положение о ДОУ • СанПиН 2. 4. 1. 3049- 13 • Устав ДОУ • ФГОС ДО Цель и задачи основной образовательной программы ДОУ Цели: Создание условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства. Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии ребенка. Формирование основ базовой культуры личности. Всестороннее развитие психических и физиологических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями. Подготовка ребенка к жизни в современном обществе. Задачи: 1. Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном развитии каждого ребенка. 2. Создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что поз воляет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству. 3. Максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно- образовательного процесса. 4. Творческая организация( креативность) воспитательно- образовательного процесса. 5. Вариативность использования образовательного материала, позволяющего развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка. 6. Уважительное отношение к результатам детского творчества. 7. Единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи. 8. Соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивая отсутствие давления предметного обучения. Задачи: в соответствии с ООП программой МДОУ детский сад « Тополёк » Обеспечивать рациональную организацию двигательной деятельности детей. Создавать условия, обеспечивающие физическое, интеллектуальное и личностное развитие каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей Оказать помощь семье в воспитании детей и материальной поддержке, гарантированной государством. Создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья детей. Всестороннее воспитание детей, развитие у них правильной разговорной речи, правильного произношения и подготовка детей к школе Осуществлять необходимую коррекцию отклонений в нарушении речи детей. Максимально использовать разнообразные виды детской деятельности; их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса Обеспечение равных стартовых возможностей для обучения детей в образовательных учреждениях, реализующих основную образовательную программу начального общего образования и основного общего образования; Соблюдать преемственность в работе детского сада и начальной школы, исключающую умственные и физические перегрузки в содержании образования ребенка дошкольного возраста. Принципы и подходы к формированию программы. 1. Соответствие принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. 2. Сочетание принцип а научной обоснованности и практической применимости( соответствует основным положениям возрастной псих ологии и дошкольной педагогики) . 3. Соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности( позволяет решать поставленные цели и задачи на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному « минимуму ») . 4. Обеспечение единств а воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников. 5. Строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. 6. Основывается на комплексно- тематическом принципе построения образовательного процесса. 7. Предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования. 8. Предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми( игра) 9. Строится на принципе культурообразности. Учитывает национальные ценности и традиции в образовании. Основная цель программы: формирование основ базисной культуры личности, всестороннее развитие психологических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей старшего дошкольного возраста. . Для достижения цели решаются следующие задачи: охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей. Обеспечение физкультурно- оздоровительного, познавательно- речевого, социально- личностного и художественно- эстетического развития детей. Осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом развитии ребенка( в частности в развитии речи) . Образование с учетом возрастных категорий, гражданственности, уважение к правам и свободам человека, любви окружающей природе, Родине, семье. Взаимодействие с семьей для полноценного развития ребенка. Оказание консультативной и методической помощи родителям( законным представителям) детей по вопросам воспитания и развития. Обеспечение преемственности между дошкольным и начальным общим образованием. Возрастные особенности детей с 2 до 3 лет. На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно- деловое общение ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно- действенное мышление. Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Развиваются соотносящие и орудийные действия. Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта для подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка. В ходе совместной со взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять простые словесные просьбы взрослых в пределах видимой наглядной ситуации. Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых. Интенсивно развивается активная речь детей. К трем годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре со взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1000- 1500 слов. К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование. Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности. В середине третьего года жизни появляются действия с предметами заместителями. Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой либо предмет. Типичным является изображение человека в виде «головонога» — окружности и отходящих от нее линий. На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2- 3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь. Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К трем годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями. Основной формой мышления становится наглядно- действенная. Ее особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами. Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом трех лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет. Планируемые результаты освоения программы Специфика дошкольного детства( гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность) не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов и обуславливает необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров. Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте: Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует сними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий. Использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов( ложки, расчёски, карандаша и пр. ) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении; проявляет навыки опрятности. Проявляет отрицательное отношение к грубости, жадности. Соблюдает правила элементарной вежливости( самостоятельно или по напоминанию говорит «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи»( в семье, в группе) ) ; имеет первичные представления об элементарных правилах поведения в детском саду, дома, на улице и старается соблюдать их. Владеет активно й речью, включённой в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек. Речь становится полноценным средством общения с другими детьми. Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появ ляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого. Эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, принимает игровую задачу. Проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им. Умеет играть рядом со сверстниками, не мешая им. Проявляет интерес к совместным играм небольшими группами. Проявляет интерес к окружающему миру природы, с интересом участвует в сезонных наблюдениях. Проявляет интер ес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства. С пониманием следит за действиями героев кукольного театра; проявляет желание участвовать в театрализованных и сюжетно- ролевых играх. Проявляет интерес к продуктивной деятельности( рисование, лепка, конструирование, аппликация) . У ребёнка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения( бег, лазанье, перешагивание и пр. ) . С интересом участвует в подвижных играх с простым содержанием, несложными движениями. Целевые ориентиры для детей младенческого и раннего возраста являются ориентирами развития ребенка не только для педагогов, осуществляющих образовательную деятельность, но и для родителей ребенка, не посещающего ДОО. Если рассматривать целевые ориентиры как итоги целостного развития ребёнка, то ошибочно приписывать их только усилиям педагогов по реализации образовательной программы. Очевидно, что нормальное развитие дошкольника не может зависе ть только от детского сада, не меньше оно зависит от семьи. В 2014- 2015 учебном году в первой младшей группе проводится изучение процесса достижения детьми 2- 3 лет планируемых итоговых результатов освоения общеобразовательной программы дошкольного образования на основе выявления динамики формирования у воспитанников интегративных качеств. А также мониторинг освоения образовательных областей программы. Режим дня Первая младшая группа( холодный период) Режимные моменты Прием детей в детский сад, свободная игра, самостоятельная деятельность. 6. 30- 8. 00 Подготовка к завтраку, завтрак 8. 00- 8. 30 Игры, подготовка к НОД 8. 30- 9. 00 Непосредственная образовательная деятельность 8. 30- 9. 00 Подготовка к прогулке, прогулка 9. 00- 11. 20 Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность. 11. 20- 11. 45 Подготовка к обеду, обед. 11. 45- 12. 20 Спокойные игры, подготовка ко сну, чтение художественной литературы, дневной сон. 13. 50. - 15. 00 Постепенный подъём, самостоятельная деятельность. 15. 00- 15. 1 5 Полдник 15. 15- 15. 25 Самостоятельная деятельность 15. 25- 16. 15 Подготовка к ужину. Ужин. 16. 15- 16. 40 Подготовка к прогулке, прогулка 16. 40- 17. 00 Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность, уход домой. 17. 00- 18. 30 Расписание организованной образовател ьной деятельности в первой младшей группе на 2016- 201 7 учебный год. День недели Непосредственно образовательная деятельность Время проведения Понедельник 1. Познавательное развитие. 2. Физическая культура. 9. 00 – 9. 10 16. 00- 16. 10 Вторник 1. Речевое развитие Развитие речи. 2. Художественно- эстетическое развитие. Музыка. 9. 00- 9. 10 16. 00 – 16. 10 Среда 2. Речевое развитие 1. Художественная литература. 2. Физическая культура. 9. 00 – 9. 10 16. 00 – 16. 10 Четверг 1. Художественно- эстетическое развитие. Рисование. 2. Художественно- эстетическое развитие. Музыка. 9. 00 – 9. 10 16. 00 – 16. 10 Пятница 1. Художественно- эстетическое развитие. Конструирование/ Лепка 2. Физическая культура на воздухе. 9. 00 – 9. 10 16. 00 – 16. 10 Т ематическое планирование о бразовательной деятельности в первой младшей группе на 201 6- 201 7 учебный год МЕСЯЦ Тема Н едели Сентябрь Детский сад 01. 09. 2014- 05. 09. 2014 Осень( природа) 08. 09. 2014- 12. 09. 2014 Дары осени 15. 09. 2014- 19. 09. 2014 Осень. Домашние животные 22. 09. 2014- 30. 09. 2014 Октябрь Я в мире человек 01. 10. 2014- 17. 10. 2014 Наш посёлок( объекты) 20. 10. 2014- 24. 10. 2014 Мониторинг 27. 10. 2014- 31. 10. 2014 Ноябрь Домашние животные 05. 11. 2014- 07. 11. 2014 Транспорт 10. 11. 2014- 14. 11. 2014 Одежда 17. 11. 2014- 28. 11. 2014 Декабрь Зима 01. 12. 2014- 05. 12. 2014 Новый год. Ёлка 08. 12. 2014- 30. 12. 2014 Январь Зима. Одежда 12. 01. 2015- 16. 01. 2015 Зима. Животные 19. 01. 2015- 23. 01. 2015 Зимние забавы 26. 01. 2015- 30. 01. 2015 Февраль Семья 02. 02. 2015- 13. 02. 2015 Мамин день 16. 02. 2015- 28. 02. 2015 Март 8 марта 02. 03. 2015- 06. 03. 2015 Народная игрушка 09. 03. 2015- 13. 03. 2015 Устное народное творчество 16. 03. 2015- 31. 03. 2015 Апрель Весна 01. 04. 2015- 10. 04. 2015 Весна. Домашние животные 13. 04. 2015- 17. 04. 2015 Весна. Дикие животные 20. 04. 2015- 30. 04. 23015 Май Лето 05. 05. 2015- 08. 05. 2015 Овощи, фрукты, ягоды 11. 05. 2015- 15. 05. 2015 Мониторинг 18. 05. 2015- 22. 05. 2015 Лето. Животные и птицы 25. 05. 2015- 29. 05. 2015 Годовой план работы с родителями на 201 6- 2017 учебный год в первой младшей группе. Сентябрь Знакомство родителей с режимом дня. Провести анкетирование «Давайте познакомимся». Консультация «Особенности развития ребёнка 2- 3 лет. Участие родителей в фотовыставке на тему «Золотая осень». Папка- передвижка «Одежда и обувь по сезону». Консультация «Мойте овощи и фрукты перед едой». «Ешьте больше овощей( фруктов) будете здоровы». Консультация «Ребёнок и домашние животные». Октябрь Совместное с родителями чаепитие. Групповое родительское собрание «Адаптация ребёнка к дошкольному учреждению». Выставка рисунков детей совместно с родителями «Посёлок будущего». Праздник знакомства детей и родителей с группой. Консультация для родителей «Волшебные слова». Ноябрь Консультация для родителей «Играйте вместе с ребёнком». Беседа с родителями о профилактике гриппа, ОРВИ, ОРЗ. Папка передвижка «Одевайте нас правильно». Акция «Книга в подарок». Декабрь Попросить родителей изготовить кормушки для птиц. Привлечение родителей к украшению группы, изготовлению костюмов, подарков. Конкурс среди родителей совместно с детьми «Наш новогодний гость барашек» Развлечение «Добрый дедушка мороз деткам ёлочку принёс» Совместное чаепитие родителей и детей в группе. Январь Родительское собрание «Ознакомление с родным краем, как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста». Выставка детского творчества совместно с детьми. Зимние забавы малышей вместе с родителями на территории д/ сада. Февраль Консультация для родителей «Баю- баюшки- баю…»( Как укладывать ребёнка спать? ) Оформление папки- передвижки «Потешки при укладывании спать». Фотовыставка лучше папы не найти. Рекомендации для пап по воспитанию детей младшего возраста. Профилактика ОРЗ, ОРВИ в весенний период. Март Оформление стенда «Мамочка – моя дорогая». Групповое родительское собрание « Сенсорное воспитание и развитие речи детей в семье». Участие родителей в создании мини- музея «Русская народная игрушка». Консул ьт ация «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей ». Апрель «День добрых дел» по благоустройству детского сада. Консультация «Советы инструктора по ФЗК». Беседа с родителями о профилактике кишечных инфекций. Консультация «Детский травматизм». Консультация «Здоровье ребёнка в наших руках». Май Групповое родительское собрание «Сенсорное воспитание и развитие речи в семье». Привлечение родителей к озеленению клумб, участков. Консультация для родителей «Жестокое обращение с детьми». Беседа с родителями «Дыхательная гимнастика для детей раннего возраста». Консультация для родителей «Проба манту». \ s 8 Физическая культура в дошкольном детстве Полтавцева Н. В. Физическая культура в дошкольном детстве: пособие для инструкторов физкультуры и воспитателей. Работающих с детьми 2- 3 лет/ Н. В. Полтавцева, Н. А. Гордова. – М. : Просвещение, 2008. – 142 с. 9 Хрестоматия для младшей группы Серия «Библиотека детского сада» Составитель Юдаева М. В. , 2014. 10 «ВМЕСТЕ»: воспитание детей раннего возраста в семейном игровом центре ВМЕСТЕ: воспитание детей раннего возраста в семейном игровом центре[ Текст] : методическое пособие под ред. Н. Ю. Майданкиной. – Ульяновск: УИПКПРО, 2014. - 228 с. 11 Планирование образовательной деятельности с дошкольниками в режиме дня Первая младшая группа Методическое пособие. – М. : Центр педагогического образования, 2013. - 304 с. 12 Комплексные занятия Комплексные занятия по программе «от рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Первая младшая группа/ Волгоград: Учитель, 2012. - 292 с. 13 Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет Маханева М. Д. , Рещикова С. В. Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет: Методическое пособие для педагогов и родителей. – М. : ТЦ Сфера, 2006. - 96 с. 14 Дружная семейка Севастьянова Е. О. Дружная семейка: Программа адаптации детей к ДОУ. - М. : ТЦ Сфера, 2007. - 128с. 15 Комплексные занятия в первой младшей группе детского сада Бондаренко Т. М. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Воронеж: , 2008. - 272 с.