a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Рабочая программа средней группы

Опубликовано: 2015-04-01 22:33:26

Документы для скачивания

«Согласовано » «Утверждаю» на педагогическом совете З аведующ ий МДОУ «Д етский сад М ДОУ д етский сад «Тополёк» р. п. Новая Майна комбинированного вида «Тополёк » Цаплина Н. Г. протокол №_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ от_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 2016 г. Муниципальное дошколь ное образовательное учреждение «Д етский сад «Тополёк» р. п. Новая Майна» Рабочая программа с редней группы( от 4 до 5 лет) на 2016- 201 7 учебный год Программа разработана: Морозкина Анастасия Владимировна- воспитатель, Захарова Наталья Николаевна – воспитатель. р. п. Новая Майна 2016 год Содержание Пояснительная записка………………………………………………. 3 Принципы и подходы к формированию Программы …… 5 Возрастные особенности детей с редней группы …………… 7 Планируемые ре зультаты освоения программы………. 9 Основная часть Режим дня……………………………………………………… 1 0 Расписание организованной образовательной деятельности……………………………………………………… 1 1 Режим двигательной активности …………………………………1 2 Тематическое планирование образовательной деятельност и…… 1 3 Перспективное планирование взаимодействия с родителями. ………………. . …………… ………………………… 1 4 Используемая литература. . . …………………………………. . . . 1 6 Приложения ……………………………………………………. 18 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по развитию детей с редней группы разработана в соответствии с ООП МДОУ детский сад «Тополёк», в соответствии с введением в действие ФГОС ДО. Рабочая программа по развитию детей старшей группы обеспечивает разносторонне е развитие детей в возрасте от 4 до 5 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: физическому, социально- коммуникативному, познавательному, речевому и художественно – эстетическому. Парциальные программы: - Николаева С. Н. «Юный эколог»; - Ушакова О. С. «Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду»; - Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду»; - Куцакова Л. В. «Конструирование и ручной труд в детском саду»; - Полтавцева Н. В. , Гордова Н. А. «Физическая культура в дошкольном детстве». Реализуемая программа строится на принципе личностно–развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми. Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами: • Конституция РФ, ст. 43, 72 • Конвенция о правах ребенка( 1989 г. ) • Закон РФ « Об образовании » • Типовое положение о ДОУ • СанПиН 2. 4. 1. 3049- 13 • Устав ДОУ • ФГОС ДО Цель и задачи основной образовательной программы ДОУ Цели: Создание условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства. Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии ребенка. Формирование основ базовой культуры личности. Всестороннее развитие психических и физиологических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями. Подготовка ребенка к жизни в современном обществе. Задачи: 1. Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном развитии каждого ребенка. 2. Создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанник ам, что позволяет растить их общ ительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству. 3. Максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно- образовательного процесса. 4. Творческая организация( креативность) воспитательно- образовательного процесса. 5. Вариативность использования образовательного материала, позволяющего развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка. 6. Уважительное отношение к результатам детского творчества. 7. Единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи. 8. Соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивая отсутствие давления предметного обучения. Задачи: ( в соответствии с ООП программой МДОУ детский сад «Тополёк») Обеспечивать рациональную организацию двигательной деятельности детей. Создавать условия, обеспечивающие физическое, интеллектуальное и личностное развитие каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей Оказать помощь семье в воспитании детей и материальной поддержке, гарантированной государством. Создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья детей. Всестороннее воспитание детей, развитие у них правильной разговорной речи, правильного произношения и подготовка детей к школе Осуществлять необходимую коррекцию отклонений в нарушении речи детей. Максимально использовать разнообразные виды детской деятельности; их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса Обеспечение равных стартовых возможностей для обучения детей в образовательных учреждениях, реализующих основную образовательную программу начального общего образования и основного общего образования; Соблюдать преемственность в работе детского сада и начальной школы, исключающую умственные и физические перегрузки в содержании образования ребенка дошкольного возраста. Принципы и подходы к формированию программы. 1. Соответствие принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. 2. Сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости( соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики) . 3. Соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности( позволяет решать поставленные цели и задачи на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному « минимуму ») . 4. Обеспечение единства воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников. 5. Строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. 6. Основывается на комплексно- тематическом принципе построения образовательного процесса. 7. Предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования. 8. Предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми( игра) 9. Строится на принципе культурообразности. Учитывает национальные ценности и традиции в образовании. Основная цель программы: Ф ормирование основ базисной культуры личности, всестороннее развитие психологических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей старшего дошкольного возраста. Для достижения цели решаются следующие задачи: охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей. Обеспечение физкультурно- оздоровительного, познавательно- речевого, социально- личностного и художественно- эстетического развития детей. Осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом развитии ребенка( в частности в развитии речи) . Образование с учетом возрастных категорий, гражданственности, уважение к правам и свободам человека, любви окружающей природе, Родине, семье. Взаимодействие с семьей для полноценного развития ребенка. Оказание консультативной и методической помощи родителям( законным представителям) детей по вопросам воспитания и развития. Обеспечение преемственности между дошкольным и начальным общим образованием. Возрастные особенности детей средней группы( от 4 до 5 лет) В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей. Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т. д. Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5–6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий. Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом. К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку — величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве. Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7–8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т. д. Начинает развиваться образное мышление. Дети способны использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа. Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены Ж. Пиаже: сохранение количества, объема и величины. Например, если им предъявить три черных кружка из бумаги и семь белых кружков из бумаги и спросить: «Каких кружков больше — черных или белых? », большинство ответят, что белых больше. Но если спросить: «Каких больше — белых или бумажных? », ответ будет таким же больше белых. Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему. Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15–20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких- либо действий несложное условие. В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении с взрослым становится внеситуативной. Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес. У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен. Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации. Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности. Появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции; развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации; формированием потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками; дальнейшим развитием образа Я ребенка, его детализацией. Планируемые результаты освоения программы. Специфика дошкольного детства( гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность) не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов и обуславливает необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров. Целевые ориентиры дошкольного образования рассматриваются как социально- нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка. Это ориентир для педагогов и родителей, обозначающий направленность воспитательной деятельности взрослых. В 2014- 2015 учебном году в старшей группе проводится изучения процесса достижения детьми 5- 6 лет планируемых итоговых результатов освоения общеобразовательной программы дошкольного образования на основе выявления динамики формирования у воспитанников интегративных качеств. А также мониторинг освоения образовательных областей программы. Режим дня Средняя группа( холодный период) Режимные моменты Прием детей в детский сад, свободная игра, самостоятельная деятельность. 6. 30- 8. 20 Подготовка к завтраку, завтрак 8. 20- 8. 55 Игры, подготовка к НОД 8. 55- 10. 00 Непосредственная образовательная деятельность 8. 55- 10. 00 Подготовка к прогулке, прогулка 10. 00- 12. 10 Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность. 12. 10- 12. 30 Подготовка к обеду, обед. 12. 30- 13. 0 0 Спокойные игры, подготовка ко сну, чтение художественной литературы, дневной сон. 13. 0 0- 15. 00 Постепенный подъём, самостоятельная деятельность. 15. 00- 15. 25 Полдник 15. 2 0- 15. 5 0 Самостоятельная деятельность 15. 50- 16. 3 0 Подготовка к ужину. Ужин. 16. 3 0- 17. 00 Подготовка к прогулке, прогулка 1 6. 55- 17. 50 Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность, уход домой. 17. 50 – 18. 30 День недели Непосредственно образовательная деятельность Время проведения Понедельник 1. Познавательное развитие. Ознакомление с природой/ Ознакомление с окружающим. 2. Художественно- эстетическое развитие. Музыка. 9. 00 – 9. 20 9. 35 – 9. 55. Вторник 1. Художественно- эстетическое развитие. Лепка/ Аппликация/ Конструирование. 2. Физическое развитие. Физическая культура. 9. 00 – 9. 20 9. 35 – 9. 55 Среда 1. Познавательное развитие. ФЭМП. 2. Физическое развитие. Физическая культура на воздухе. 9. 00 – 9. 20 9. 35 – 9. 55 Четверг 1. Речевое развитие. Развитие речи/ Художественная литература. 2. Физическое развитие. Физическая культура. 9. 00 – 9. 20 9. 35 – 9. 55 Пятница 1. Художественно- эстетическое развитие. Рисование. 2. Художественно- эстетическое развитие. Музыка. 9. 00 – 9. 20 9. 45 – 10. 05 Расписание организованной образовательной деятельности средней группы на 2016- 2017 учебный год. Режим двигательной активности( мин) средняя группа Формы работы виды занятий понедель- ник вторник среда четверг пятница Физкультурные занятия в помещении 20- 25 20- 25 на улице 20- 25 Физкультурно – оздоровитель ная работа в режиме дня утренняя гимнастика 6- 8 6- 8 6- 8 6- 8 6- 8 подвижные и спортивные игры на прогулке 2 раза( утром и вечером) 20- 25 2 раза( утром и вечером) 20- 25 2 раза( утром и вечером) 20- 25 2 раза( утром и вечером) 20- 25 2 раза( утром и вечером) 20- 25 физкультминутки( в середине статического занятия) - - - - - гимнастика после сна 3- 4 3- 4 3- 4 3- 4 3- 4 Активный отдых физкультурный досуг 1 раз в месяц физкультурный праздник 2 раза в год до 60 мин. Самостоятельная двигательная деятельность самостоятельное использование физкультурного и спортивно- игрового оборудования 45 45 45 45 45 самостоятельные подвижные и спортивные игры 15 15 15 15 15 Тематическое планирование образовательной деятельности в с редней группе на 2016- 2017 учебный год. Месяц Неделя Тема недели Дата Сентябр ь 1 Детский сад. Школа. 01. 09. – 05. 09. 2 Осень. 08. 09. – 12. 09. 3 Овощи и фрукты. 15. 09 – 19. 09. 4 Природа нашего поселка. 22. 09 – 26. 09. Октябрь 1 Здоровый образ жизни. 29. 09 – 03. 10. 2 Семья. 06. 10 – 10. 10. 3 Я в мире человек. 13. 10 – 17. 10. 4 Мой поселок. 20. 10 – 24. 10. Ноябрь 1 Мониторинг. 27. 10 – 07. 11. 2 Транспорт. 10. 11 – 14. 11. 3 Профессии. 17. 11 – 21. 11. 4 Зима. Зимняя одежда. 24. 11 – 28. 11. Декабрь 1 Зима. Приметы зимы. 01. 12 – 05. 12. 2 Дикие о домашние животные зимой. 08. 12 – 12. 12. 3 Мастерская Деда Мороза. 15. 12 – 19. 12. 4 Новый год. 22. 12 – 31. 12. Январь 2 Зимние виды спорта. Мы спортсмены. 12. 01 – 16. 01. 3 Снег и лед. Безопасность в зимний период. 19. 01 – 23. 01. 4 Зима. Зимующие птицы. 26. 01- 30. 01 Февраль 1 Наша Армия. 02. 02- 06. 02. 2 Моя Родина 09. 02 – 13. 02. 3 Русские богатыри. 16. 02 – 20. 02. 4 Мамы всякие нужны, мамы всякие важны. 23. 02 – 27. 02. Март 1 Восьмое марта. 02. 03 – 06. 03. 2 Народные промыслы. Народные игрушки. 09. 03 – 13. 03. 3 Дымковская и филимоновская росписи. 16. 03 – 20. 03. 4 Фольклор для малышей. 23. 03 – 27. 03. Апрель 1 Весна. Приметы весны. 30. 03- 03. 04. 2 Перелетные птицы. 06. 04 – 10. 04. 3 Одежда. Обувь. Головные уборы. 13. 04 – 17. 04. 4 Дикие и домашние животные весной. 20. 04 – 24. 04. Май 1 День Победы. 27. 04 – 08. 05. 2 Насекомые. 11. 05 – 15. 05. 3 Мониторинг. 18. 05 – 22. 05 4 Лето. 25. 05 – 29. 05. Перспективное планирование взаимодействия с род ителями в средней группе на 2016- 201 7 уч ебный год 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя сентябрь Оформление информационного стенда для родителей: сетка, режим дня, список детей, расписание НОД. Родительское собрание «Возрастные особенности развития детей средней группы. Воспитание самостоятельности» Родительское собрание «Развитие детей 5 года жизни». Индивидуальные беседы по адаптации детей к детскому саду Памятка «Правила посещения детей ДОУ» Беседа «Как правильно одевать ребенка в детский сад» Консультация «Воспитание основ гигиенической культуры» октябрь Папка- передвижка «Проблемы физического воспитания детей в ДОУ». Беседы о приобретении спортивной формы Консультация «Вежливость воспитывается вежливостью». Создание фотоальбома «Моя семья» Консультация «Жестокое обращение с детьми – что это такое? ». «Роль семьи в воспитании ребенка» Консультация «Как провести выходной день с ребенком». Папка- передвижка «Воспитываем у детей любовь к родному поселку» ноябрь Фотовыставка. Консультация «Начнем утро с зарядки» Консультация «Советы по безопасности на дороге», «Профилактика ДТП» Информационный лист «О правильном питании дошкольников». Консультация «Если у ребенка плохой аппетит» Консультация «Одежда ребенка в холодный период». Папка- передвижка «Одевайте ребенка правильно» декабрь Папка- передвижка «В какие подвижные игры играть с детьми зимой» Наглядная информация «Зимние игры и развлечения». Привлечение родителей к участию в конкурсе новогодней поделки. «К нам шагает Новый год». Привлечение родителей к праздничному оформлению группы. Индивидуальные беседы о создании новогодних костюмов. Консультация «Игры с детьми в праздники». «Безопасность детей дома» январь Папка- передвижка «Режим и его значение в жизни ребенка». Родительское собрание на тему «Развитие познавательных интересов детей в конструктивно- модельной деятельности в семье» Консультация «Зимние травмы. Способы их предупреждения» «Поможем тем, кто рядом». Изготовление кормушек для птиц. Развешивание кормушек для зимующих птиц. 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя февраль Консультация «Растим будущего мужчину». Фотогазета «Служу Родине». Консультация «Учить детей беречь Родину». Уголок здоровья «Осторожно, грипп! » Выставка рисунков «Портрет моего папы» с сопроводительным рассказом о папе. ( совместное творчество детей и взрослых) Индивидуальные беседы о способах рисования портретов Беседа «Проблема самостоятельного переодевания детей» март Консультация «Авторитет родителей – необходимое условие правильного воспитания» Фотогазета «Моя любимая мама». Подбор фотографий и стихов про маму. Консультация «Какие игрушки нужны детям» Консультация «Художественно- эстетическое воспитание детей в семье». Приобщение детей к народным промыслам. Консультация «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей» апрель Профилактика простудных заболеваний, ОРВИ, ОРЗ Организация изобразительной выставки «Весна пришла, птиц с собой позвала». Совместное творчество родителей и детей Информационный стенд «Правильная обувь». Консультация «Профилактика плоскостопия» Совместное создание «огорода на подоконнике». Фоторепортаж «Как мы ухаживаем за растениями» май Выставка «Звезда памяти». Информационный стенд «Мои родные защищали Родину». Родительское собрание «Воспитание патриотизма, гражданственности и любви к родному краю в семье». Беседа «Детская библиотека в детском саду, дома». Консультация « Какие книги читать детям» Консультация «Безопасность детей – забота взрослых» Используемая литература. 1. «От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой – Москва: Мозаика- Синтез, 2014. 2. Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. М: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2006. 3. Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации – М. Мозаика – Синтез, 2006. 4. Гербова. В. В. Книга для чтения в детском саду и дома: 4- 5 лет. Пособие для воспитателей детского сада и родителей/ – М. : Издательство Оникс, 2011. 5. Губанова. Г. Н Книга для чтения детям от года до семи лет. 6. Дыбина О. В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Средняя группа. – М: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2014 7. Комплексные занятия по программе под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Средняя группа/ автор- составитель З. А. Ефанова. Волгоград, Учитель, 2011. 8. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: средняя группа – М: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2014 9. Куцакова Л. В. Конструирование из строительного материала: средняя группа- М: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2014 10. Кравченко И. В. , Долгова Т. Л. Прогулки в детском саду. Младшая и средняя группы: Методическое пособие. Под редакцией Г. М. Киселевой, Л. Н. Пономаревой – М: ТЦ Сфера, 2012. 11. Косарева. В. Н. Народная культура и традиции: занятия с детьми 3- 7 лет/ Волгоград: Учитель, 2014. 12. Лыкова И. А. Художественный труд в детском саду. Средняя группа – М. Издательский дом «Цветной мир»- 2010. 13. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты, занятия, методические рекомендации. Средняя группа – М: «КАРАПУЗ- ДИДАКТИКА» 2007. 14. Лиштван З. В. Конструирование: Пособие для воспитанников детского сада – М: Просвещение, 1981 15. Помораева И. А. , Позина В. А. Занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе детского сада. Планы занятий – 2- е издание, исправленное и дополненное – М: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2010. 16. Полтавцева Н. В, Гордова Н. А. Физическая культура в дошкольном детстве: пособие для инструкторов физкультуры и воспитателей, работающих с детьми 4- 5 лет. 2- е издание – М: Просвещение, 2005. 17. Планирование образовательной деятельности с дошкольниками в режиме дня. Средняя группа. Учебно- методическое пособие – М: Центр педагогического образования, 2013 18. Соломенников О. А. Ознакомление с природой в детском саду в средней группе. – М: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2014 19. Ушакова О. С. , Струнина Е. М. . Развитие речи детей 4- 5 лет: программы, методические рекомендации, конспекты, занятия, игры и упражнения. – М: Вентана- Граф, 2009 Консультация для родителей «Знакомим детей с родным краем» Приложение Привет тебе, мой край родной, С твоими тёмными лесами, С твоей великою рекой, И неоглядными полями! Привет тебе, народ родимый, Герой труда неутомимый, Среди зимы и в летний зной! Привет тебе, мой край родной! ( С. Дрожжин) Понимание Родины у детей тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребёнка с детства, - одна из  задач воспитания в семье. Любовь к родному краю, к своей Родине не возникает у ребёнка само по себе. С самого раннего возраста необходимо целенаправленное воздействие на человека. Среда, образ жизни в семье, отношение в детском коллективе- всё это формирует чувство любви и отношение к тому месту, где ребёнок живёт. Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям- к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребёнок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления ещё не осознанны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности. В произведениях устного народного творчества заключена особая воспитательная ценность, влияющая на формирование чувств любви к родному краю. Не случайно К. Д. Ушинский подчёркивал, что…   «воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным», видя  в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине. Родители могут выучить с детьми пословицы и поговорки:    «В своём болоте и лягушка поёт» «Дома и стены помогают»   «Всякая птичка своё гнездо бережёт» «Где родной край, там и рай» «Где родился, там и пригодился» и т. д. У каждого народа свои сказки. Посредством сказок дети знакомятся с жизнью своего народа в прошлом, они узнают много нового и интересного о мужестве своего народа, о его храбрости и находчивости. В сказке всегда есть мудрое поучение: как жить, как дружить. В поступках и желаниях героев сказок раскрываются разные качества: доброта, отзывчивость, смелость, трудолюбие, скромность, лень, трусость. Если в семье часто читают детям сказки, то  сказка остаётся в душе ребёнка как что- то целое, необычное, надолго запоминаемое. Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребёнок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем со страной, её столицей и символами. Во время прогулок по городу не проходите равнодушно мимо памятников, мимо библиотек и других учреждений. Остановитесь на пару минут, для вас это не очень много, а ребенку будет интересным то, что вы ему расскажите. Не оставляйте без внимания памятные даты, праздники. Рассказывайте, чем эти события были важны для нашей родины. Читайте книги о родине, её героях. Задача семьи- отобрать из массы впечатлений,   получаемых ребёнком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома( детского сада, родного края) ; труд людей, традиции, общественные события и т. д. Причём эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, прививая ребёнку  любовь к родному краю, родители должны сами его хорошо знать. Надо показать ребёнку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. Семья и здоровье ребёнка. Сегодня семья  для каждого ребёнка- это очаг здорового образа жизни, который в процессе жизнедеятельности формирует здоровье ребёнка. Здоровый ребёнок- это здоровая семья. Здоровая семья  это здоровый ребёнок.   На здоровье ребёнка влияет много факторов, и в каждой семье на сегодняшний день нужно серьёзно обратить внимание на все факторы, которые не только способствуют сохранению и развитию здоровья малыша, но и на те, которые разрушают здоровье. Давайте  обратим ваше внимание на такой ценный фактор здоровья, как питание. Сегодня питание- это залог здоровья. Правильное питание зависит от качества продуктов, от того, насколько продукты питания богаты полезными веществами, которые необходимы в каждодневном рационе питания детей. В основном, это фрукты и овощи. Обратите внимание на нежирные сорта мяса и молочные нежирные продукты. Йогурт, молоко, сыр дадут детскому организму так необходимый для их роста и формирования организма кальций. Сегодня дорога к здоровью лежит через качественную полезную пищу.   Корень здоровья лежит в ценности пищи, её живом богатстве, не испорченном микроволновыми  печами и варкой, кулинарной обработкой. Обратите внимание на количество сахара, которое употребляет ребёнок. Переизбыток ведёт к истощению, усталости, агрессивности. Организмы людей сейчас переполнены переизбытком сахара, мы сами того не осознавая и употребляя по привычке сахара слишком много, подрываем и истощаем своё здоровье. Следующими важными факторами являются сон и зарядка. Помните, что растущему детскому организму для восстановления сил организма жизненно необходимо 8- 10 часов сна в сутки. Не кричите на ребенка и не оказывайте физического воздействия. Это негативно скажется на психике и заложит неправильные шаблоны поведения на будущее ребёнка. Приучайте малыша к чистоте. Соблюдайте чистоту сами. Немытые руки после прогулки, также перед едой, могут оказать на здоровье ребёнка самые нежелательные последствия, как и немытые фрукты и овощи. Отрицательно сказывается на здоровье долгое сидение за телевизором, компьютером. Гораздо полезнее прогулки на свежем воздухе и активный отдых. Разговаривайте с ребёнком обо всём, рассказывайте, показывайте собственным примером, выслушивайте его мнение, расположите ребёнка к высказыванию своих проблем и идей. И в вашей семье отношения будут строиться на взаимной любви и доверии.

Оставить комментарий: