как преодолеть рассеянность у ребенка
Документы для скачивания
Консультация для родителей подготовительной к школе группы «Как преодолеть рассеянность у ребенка»
Рассеянность - это психическое состояние, для которого характерно отсутствие сосредоточенности, внимания.
Рассеянный ребенок не умеет выделять главное при наблюдении, в деятельности, следовать четкому порядку, быть организованным и исполнительным.
Обычно рассеянность-это результат неправильного воспитания. Если ребенок приучен к порядку, усвоены навыки дисциплины и организованности, привык заканчивать начатое дело, он не может быть рассеянным. И наоборот, если родители позволяют нарушать режим, а беспорядок в уголке ребенка и его забывчивость расценивают как мелочи, то незаметно в поведении дошкольника появляются неорганизованность и рассеянность.
Эти качества особенно отрицательно скажутся в школьном возрасте. Рассеянному школьнику трудно учиться, он отвлекается, не слушает объяснение учителя, может не выполнять задания. Рассеянный ученик часто попадает в смешные и досадные ситуации.
Что можно сделать, чтобы воспитать внимание, сосредоточенность у ребенка, преодолеть его рассеянность.
Прежде всего, не следует упрекать дошкольника и наказывать его за несобранность, забывчивость, неаккуратность. Необходимо терпеливо тренировать его в правильном поведении, учить преодолевать свои недостатки. Для этого должен соблюдаться четкий режим дня. Режим не позволяет менять занятия по настроению, требует сосредотачивать внимание и волю на начатом деле и доводить его до конца. Приучая ребенка к выполнению режима ему напоминают, что нужно сделать, контролируют его действия. Постепенно соблюдение режима войдет в привычку, ребенок научится ответственно относиться к его обязанностям.
Для воспитания сосредоточенности, внимания важно создать некоторые внешние условия и устранить то, что может отвлечь ребенка. Родители порой сами виноваты в детской рассеянности. Например, делают замечания ребенку за то, что он часто отвлекается от занятий. Но в это время в соседней комнате они включают телевизор, и ребенок мысленно тоже с ними, временами оставляет свое занятие и заглядывает к ним.
Важно не отвлекать детей от дела, уважать их работу. Конечно, не всегда можно устранить то, что мешает, иногда и к помехам приходится приспосабливаться. Необходимо воспитывать в детях то, что в науке называется «помехоустойчивость», т.е. приучить сохранять сосредоточенность в любых обстоятельствах.
Проявлять сосредоточенность, внимание ребенок может только в том. Что его захватило, увлекло. Он любит мастерить, ухаживать за комнатными растениями и животными, следить за своим аквариумом и т.д. Поощряя такие занятия, родители внушают ребенку. Что растения, если их не поливать, или рыбки, если их не кормить, могут погибнуть. Так у ребенка появляется чувство ответственности. Постепенно ребенок усваивает, что не все дела только приятны и увлекательны, что необходимо делать и то, что не очень интересно, но полезно семье и ему самому, что для достижения цели нужно приложить усилия. Но нельзя перегружать детей длительными монотонными занятиями.
Внимательность, сосредоточенность ребенка лучше всего планируется в игре. Есть игры, которые не требуют много времени, но их значение велико в преодолении у дошкольника рассеянности и воспитании внимательности.
Иногда рассеянность ребенка вызывается болезнью, временным ослаблением всего организма. В этом случае необходимо укрепить здоровье ребенка, наладить его питание и отдых. Рассеянность также вызывается подавленностью, плохим настроением ребенка. Здесь уже все зависит от обстановки в семье. От взаимоотношений между родителями.
Если состояние рассеянности систематически повторяется, то оно становится привычным, превращается в черту характера, проявляется вместе с другими недостатками характера. Например, рассеянность в учении часто связана с ленью, рассеянность в общении с людьми- с нетактичностью, эгоизмом, рассеянность в быту- неорганизованностью, неаккуратностью. Чтобы этого не произошло следует внимательно относиться к психическим состояниям своих детей и правильно их оценивать
Воспитание у детей воли, чувства ответственности и долга развивает сосредоточенность и предупреждает рассеянность.