Конспект занятия по природному миру "Жизнь диких зверей весной"
Документы для скачивания
Программное содержание: Познакомить детей с сезонными изменениями в жизни диких животных
(весной – линька, конец спячки, забота о потомстве). Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи.
Воспитывать интерес к жизни животных.
Задачи:
Образовательные:
- закрепить знания о признаках весны;
- расширить словарный запас за счёт существительных-названий детёнышей животных;
- учить отвечать на вопросы полными ответами.
Развивающие:
- развивать логическое мышление через отгадывание загадок;
- развивать слуховое и зрительное внимание, память;
Воспитательные:
- заложить основы экологического воспитания.
Интеграция видов деятельности: «Экологическое воспитание», «Развитие речи», «Музыкальное воспитание», «Физическое воспитание».
Педагогические технологии: проблемно-поисковые, игровые, гуманно-личностные, здоровьесберегающие.
Оборудование:
- Мультимедиа;
- Магнитофон;
- Презентация к занятию «Жизнь диких зверей весной»;
- Фонограмма «Звуки птиц в лесу»;
- Отрывок из калмыцкого девичьего танца «Минhн байр»;
- Отрывок из произведения Э. Грига «Ноктюрн».
Материал:
- Корзина с угощением для зверей (кора дерева, грибы, орехи, мёд,
мясо);
- Разрезные картинки (еж, медведь);
- Спортивный инвентарь (кирпичики, две дуги, ленты, дорожка).
Ход занятия.
I. Эмоциональный настрой.
Воспитатель: Давайте поздороваемся! Я очень рада вас видеть и хочу подарить вам свою улыбку! Давайте улыбнёмся друг другу.
Воспитатель: Мне нужна ваша помощь. Когда я шла в детский сад, то на улице заметила следы! Но вот я никак не пойму, кто же их оставил? Прислушайтесь. Вы ничего не слышите?
Звучит отрывок из калмыцкого девичьего танца «Минhн байр».
Кто прошел так тихо-тихо
Ну, конечно, не слониха,
И, конечно, бегемот
Тихо так пройти не мог.
И никто из вас не слышал,
Как листок из почки вышел,
И услышать не могли вы,
Как зеленые травинки,
Сняв зеленые ботинки,
Тихо вышли из земли.
И подснежник тихо вышел.
И повсюду тишина.
Это значит, это значит:
Тише всех пришла… весна.
Воспитатель: Давайте скажем весна на калмыцком языке? Правильно! Хавр!
Воспитатель: Так вот, кто следы оставил! Расскажите, какие следы весна оставляет на улице?
-Без чего не может наступить весна? (без солнышка) Назовите это слово на калмыцком языке.
-Но ведь зимой тоже светит солнышко. Чем же оно отличается от весеннего солнышка?
- Расскажите, какое солнышко вы любите?
Звучит отрывок из калмыцкого девичьего танца «Минhн байр».
Воспитатель: Сейчас закройте глазки, поднимите головки к солнышку, подставьте солнышку свои ладошки.
Наше солнышко взошло,
Стало здесь нам всем тепло.
Солнышко греет нам щёчки, носик, подбородок, ладошки. Вы чувствуете? Воспитатель: Пока мы отдыхали, нам пришло письмо.
На экране появляется изображение конверта.
Воспитатель: Хотите узнать от кого оно?
Воспитатель достает бумажный конверт.
Воспитатель: В конверте приглашение в гости, от лесных зверей. Мы сегодня отправимся с вами в весенний лес.
- Как вы думаете, на чём лучше отправиться в путешествие в весенний лес?
Дети предлагают разные варианты, например, предлагают отправиться в путешествие на поезде, воспитатель с детьми приходят к выводу, что колёса громко стучат, они распугают всех зверей. На самолёте - ничего не увидим, так как он быстро летит. Дети с воспитателем приходят к выводу, что лучше всего отправится в путешествие пешком.
На экране изображение тропинки. Звучит отрывок из произведения Э. Грига «Ноктюрн».
Воспитатель: Становитесь за мной: вот тропинка, которая приведёт нас в лес:
- шагаем (узенькая дорожка);
- перепрыгиваем через ручеёк (дорожка голубого цвета);
- ходьба по камешкам (кирпичики);
- пролезание под веточками (под дугами).
VI. Повторение правил поведения в лесу.
На экране появляется изображением весеннего леса.
Воспитатель: Лес нас не хочет пускать к себе. Он боится, что мы потревожим его жителей. Давайте расскажем ему о том, как надо вести себя в лесу.
Дети рассказывают о правилах поведения в лесу.
Воспитатель: Теперь посмотрим, пустит ли нас лес?
На экране появляется изображение весенней лесной поляны. Звучит фонограмма «Звуки птиц в лесу».
Воспитатель: Вот мы и оказались на лесной полянке.
VII.Дыхательная гимнастика.
Воспитатель: Давайте подышим чистым лесным воздухом.
- Как дышится в лесу (легко, там чистый воздух)
- Чем пахнет в лесу? (травой, грибами, цветами)
VIII. Встреча с лесными жителями.
Воспитатель: Мы сейчас узнаем какие животные будут нас встречать.
- Хвост пушистый, мех золотистый,
В лесу живет, кур в деревне крадёт (лиса)
Слайд с изображением лисы. Слайд с изображением заячьих следов.
- Чьи это следы ? (заячьи следы)
Слайд с изображением шишек, желудей, орехов.
- А чьи это запасы? (белки)
Слайд с изображением белки.
IX. Работа в группах.
Воспитатель: Сейчас мы поиграем. Нужно собрать из частей целую картинку. Когда вы соберёте картинку, то узнаете, кто ещё живёт в лесу (медведь, ёж).
Разделить детей на 2 группы.
Воспитатель: Как вы думаете, чем занимаются звери в лесу весной? Вы хотите узнать? Тогда садитесь на стулья, а я вам расскажу и покажу.
X. Показ презентации «Жизнь диких зверей весной».
Слайд с изображением медведя.
Слайд 1. Весной от зимней спячки просыпается медведь. Медведь оголодал, исхудал за зиму. Он ходит по лесу и ищет себе пищу. Ест всё, что ему попадётся: прошлогоднюю траву, коренья растений.
Слайд с изображением медведицы с медвежатами.
Слайд 2. В конце зимы, в самую лютую стужу, у медведицы рождаются медвежата. Рождаются они слепыми и весят всего полкило. Греются малыши возле матери и молочко посасывают. А весной медведица выводит своих медвежат из берлоги. Она учит их находить себе корм.
Воспитатель: Какие ещё животные просыпаются весной?
Слайд с изображением ежей.
Слайд 3. Рано весной просыпаются ежи. За время зимней спячки они тоже похудели. Весной ежи начинают усиленно питаться насекомыми, сверчками, тараканами, разными жуками. Они поедают также дождевых червей, птичьи яйца, лесных и полевых мышей.
Слайд с изображением ежихи с ежатами.
Слайд 4. Весной ежиха выводит потомство. Она готовит для них хорошо выстланное травой гнездо. Своих детёнышей ежиха кормит молоком.
Воспитатель: Ребята, что общего в жизни медведя и ежа? (спячка, просыпаются весной, выводят потомство)
Слайд с изображением дупла.
Слайд 5.Кто знает, как называется этот домик? (дупло) Кто в нём живёт?
Слайд с изображением белки.
Слайд 6. Целыми днями перепрыгивает она с ветки на ветку. Кто знает, чем питается белка?
Слайд с изображением белки с бельчатами.
Слайд 7. Поздней весной белка выводит потомство. Как называется потомство белки? Белка весной линяет, меняет цвет шерстки с серой на рыжую.
Слайд 8. Знаете ли вы ещё зверя, который меняет свою окраску?
Слайд с изображением зайца.
Воспитатель: Заяц-беляк меняет цвет своей шёрстки в зависимости от времени года. Зимой он покрыт белой шерстью, а в другие времена года серо-коричневатый.
Слайд с изображением зайчихи с зайчатами.
Слайд 9. Весной у зайчихи появляется потомство. Зайчата рождаются зрячими, в тёплых шубках. Мама-зайчиха покормит их и убегает от них. А зайчата разбегаются и прячутся под кустами. Лежат там тихонечко, не пищат. А то вдруг ястреб заметит или лиса на след нападёт. Вот бежит другая зайчиха. Увидела зайчат, накормила их и дальше побежала. Так уж повелось у зайчих: всех зайчат общими считают.
Слайд с изображением норы.
Слайд 10. Как называется этот домик? (нора) Кто в ней живёт?
Слайд с изображением лисы.
Слайд 11. Весной рождаются детёныши и у лисы. Лиса роет или находит себе готовую нору. В ней и выводит своё потомство. Как называется потомство у лисы?
Воспитатель: Все звери весной линяют. Свою теплую зимнюю шубу они меняют на лёгкую летнюю. А ещё лесные звери очень любят резвиться, играть.
XI. Физкультминутка «Звериная зарядка».
Воспитатель: А по утрам делают вот такую зарядку. Давайте и мы сделаем звериную зарядку.
Раз – присядка, два – прыжок.
Это заячья зарядка.
А лисята как проснуться (кулачками потереть глаза)
Любят долго потянуться (потянуться)
Обязательно зевнуть (зевнуть, прикрывая рот ладошкой)
Ну и хвостиком вильнуть (движение бёдрами в стороны)
А волчата спинку выгнут (прогнуться в спине вперёд)
И легонечко подпрыгнуть (лёгкий прыжок вверх)
Ну, а мишка косолапый (руки полусогнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса)
Широко расставив лапы (ноги на ширине плеч)
То одну, то обе вместе (переступание с ноги на ногу)
Долго топчется на месте (раскачивание туловища в стороны)
А кому зарядки мало – начинает всё сначала.
Вот такая весёлая зарядка получилась.
XII. Закрепление.
Воспитатель: Я буду произносить предложения, если согласны с ними - хлопайте в ладоши, если не согласны - топайте ногами.
- Весной животные линяют.
- Зайчата рождаются слепыми и голыми.
- У белки и зайца меняется окраска шерсти.
- Многие животные весной выводят потомство.
- Ежи весной впадают в спячку.
- Весной после долгого зимнего сна просыпаются медведи, ежи.
Воспитатель: Чьи это дома?
Слайды с изображением норы, берлоги, дупла, куста.
Воспитатель: Я приготовила для лесных зверей угощение в этой корзинке. Для кого оно?
Воспитатель показывает детям большую корзинку, в которой находится кора дерева, грибы, орехи, мёд, мясо.
Воспитатель: - Кого мы угостим мёдом? Кто питается грибами? Для кого орехи? Кто любит грызть кору деревьев? Кто питается мясом?
XIII. Итог.
- Кого мы встречали в лесу?
- Как их назвать одним словом? (звери)
Воспитатель: Теперь давайте тихо уйдём из леса так, чтобы не потревожить лесных зверей. А корзину оставим зверям.
Слайд с изображением тропинки. Звучит отрывок из произведения Э. Грига «Ноктюрн».
Дети с воспитателем тихо покидают лес.