Конспект
Документы для скачивания
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе. Тема «Будем крепко мы дружить, с детства дружбой дорожить». Цель: Продолжать закреплять понятие дружба, дружеские отношения. Задачи: Учить составлять короткий описательный рассказ с опорой на графический план- схему. Продолжать учить отвечать на вопросы и использовать речь- рассуждение. Закреплять умение о бразовывать однокоренные слова. Обогащать лексику дошкольников антонимами, синонимами. Конкретизировать знания пословиц и поговорок о дружбе. Развивать связную речь детей. Формиро вать дружеские взаимоотношения между дошкольниками, побуждать их к добрым поступкам. Словарная работа: Уточнять и закреплять понятия: друг, дружба, дружеские отношения. Методические приёмы: словесные, ( беседа, вопросы) , игровой момент сюрпризный момент, наглядные( графический план- схема) . Интеграция образова тельных областей: «Речевая», « Социально- к оммуникативная », «Познавательная ». Оборудование: кукла- мальчик, макет дерева, шесть разноцветных листочко в, графический план- схема, клубочек. Предварительная работа: Чтение В. Осеева «Волшебное слово», В. Катаев «Цветик- семицветик », п росмотр мультфильмов « Барбарики », « Крокодил Гена» и другие, беседы. Ход НОД: Организационный момент. Воспитатель: - Колокольчик прозвенел, Всем собраться нам велел( Звон колокольчика) . Психогимнастика: Игра «Передай дружбу». ( Дети становятся в круг, держась за руки, жмут руку рядом стоящему, «передавая дружбу». ) Воспитатель: ( вместе с детьми) - Мы, ребята- дошколята, очень дружные ребята! Игровой момент. Воспитатель: - В гости к нам пришёл мальчик. Он грустный, потому что ему очень одиноко… Ему нужно добраться до волшебного дерев а, на котором росли очень красивые листья. Злая волшебница украла листья у дерева и спрятала их. Если не вернуть дереву листочки, то оно может погибнуть. - Что же делать, ребята? ( Дети предлагают мальчику помочь найти волшебные листья и вернуть их дереву. ) Воспитатель: - Злая волшебница сделала листья невидимыми. Мы их можем увидеть после того, как сумеем выпол нить задания. ( Звучат слова из песни Е. Шаинского « Если с другом вышел в путь». ) Актуализация опорных знаний и представлений. Воспитатель: - Ребята, а как вы думаете, почему мальчику одиноко? - А кто такой друг? - Что такое дружба? - Как вы относитесь к своему другу? - Человеку лучше одному или с друзьями? - Почему все люди должны дружить? Словесная игра « Слова- родственники» Воспитатель: - Подберите к слову «друг» слов а- «родственники» Дети: друг- дружок. дружочек, друзья, дружба, подруга, подружка, дружеские( отношения) . ( Раздаётся звон колокольчика) Воспитатель: - Вы правильно выполнили первое задание, и первый листочек появился. Мы его положим в корзинку. Воспитатель: - Дети, а как вы думаете, отправиться на прогулку или в путешествие лучше одному или с другом, с друзьями? - А почему? ( Звучит аудиозапись «Вместе весело шагать по просторам…») Дети парами, взявшись за руки, обходят зал под музыку. Основная часть. Составление короткого описательного рассказа с опорой на графический план- схему. Проблемная ситуация. Воспитатель: – У каждого из вас есть друг или подруга. Но мальчик Ваня( кукла) никогда не видел вашего друга. А ему очень хочется узнать о твоём друге, Коля, или о твоём, Артём. Дети: Нужно рассказать Ване о своём друге. Воспитатель: – Сейчас мы будем составлять рассказ о своём друге или подруге. Чтобы правильно составить рассказ, мы будем использовать вот такой рисунок- схему. ( Рассматривание графического плана- схемы. ) Образец рассказа воспитателя. «У меня есть подруга. Её зовут Вика. Она высокого роста. У неё серые глаза. Волосы у Вики короткие. Вика умеет хорошо рисовать. Мы с Викой любим кататься на велосипедах. Вместе нам всегда весело». Составление рассказов детьми. ( 3- 4 рассказа. ) Воспитатель: - Ребята, которые не успели рассказать о своём друге и ли подруге, расскажите мне и Ване в течение дня. Воспитатель: – Вот и появился следующий листочек( Кладём его в корзинку) . 2. Пословицы и поговорки о дружбе. Воспитатель: - Давайте вспомним, какие пословицы и поговорки о дружбе мы знаем. «Нет друга- ищи, а нашёл- береги». Воспитатель: - Как вы думаете, о чём говорится в этой пословице? «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». Воспитатель: – А о чем говорится в этой пословице? «Один за всех и все за одного». «Ссора до добра не доводит». «Друзья познаются в беде». ( Дети объясняют смысл пословиц и поговорок) . Воспитатель: –А вот и еще один листочек появился. Уберем его в корзину. Динамическая пауза. «Дружно за руки берись( встают в круг) Влево- вправо повернись! ( повороты) Будем веселиться( хлопки) Прыгать и кружиться( прыгают, кружатся) Много разных людей( идут по кругу) Добрых, верных нам друзей. Ссориться не будем( подходят к центру круга) Про печаль забудем( идут на места) . 3. Правила дружбы. Воспитатель: – Дети, а как вы думаете, есть ли правила дружбы? Давайте подумаем вместе. Улыбаться. Не ссориться. Помогать друг другу. Дорожить дружбой. ( Дети вместе с педагогами обсуждают правила, высказывают свое мнение) . Воспитатель: – А вот еще один листочек появился. Который по счету? Убери его, Коля, в корзинку. 4. Игра «Паутина добрых слов» Воспитатель: – Садитесь поудобнее( на коврики) . У меня в руках волшебный клубочек. Я обматываю нитку два раза вокруг ладони и передаю клубочек Коле. И говорю ему: «Коля, ты смелый и добрый». Когда говоришь такие хорошие слова, то смотреть нужно в глаза. Коля, обмотай нитку вокруг своей ладошки. Скажи добрые слова Роме и передай ему клубочек. ( В конце игры клубочек возвращается к педагогу) . Воспитатель: – Ребята, как много добрых слов мы сказали друг другу. А вот и еще один листочек появился, как награда за бодрые слова, сказанные друг другу. Который по счету? И его уберем в корзинку. 5. Игра «Наоборот». Воспитатель: – Я буду называть слова, а вы будете подбирать к ним слова, противоположные по смыслу: Злой- добрый. Глупый- умный. Жадный- щедрый. Грязный- чистый. Грустный- радостный. Плохой- хороший. Ленивый- трудолюбивый. Маленький- большой. Высокий- низкий. Толстый- тонкий. Тёмный- светлый. Воспитатель: - Молодцы! А вот и последний листо чек нам показался. III. Заключительная часть. Воспитатель: - вот и добрались мы до волшебного дерева. - Ребята, давайте вернём дереву листья. Оно будет очень радо. И мальчик Ваня Очень рад, что в ы ему помогли, не бросили дерево в беде. - Посмотрите, на листочках написаны буквы. Возле каждой буквы стоит цифра. Давайте по порядку повесим листочки на дерево. 1 2 3 4 5 6 Д Р У Ж Б А Воспитатель: - Посмотрите- ка, получилось слово…. Дети: Дружба! Воспитатель: - Как вы думаете, мы справились с заданием? О чём просил нас мальчик Ваня? ( Ответы детей. ) Воспитатель: –Дружба- это только счастье, Дружба у людей одна. С дружбой не страшны ненастья, С дружбой жизнь весной полна! Рефлексия. Воспитатель: - Ре бята, под деревом лежат маленькие листочки синего и красного цвета. У кого хорошее настроение – возьмите себе листочек красного цвета. У кого настроение не очень хорошее- возьмите синий листочек. ( Звучит песня из мультфильма « Барбарики ». Дети подпевают. )