Профессиональная компетентность педагога - необходимое условие повышения качества педагогического процесса
Документы для скачивания
Профессиональная компетентность педагога – необходимое условие повышения качества педагогического процесса Изменения, происходящие в современной системе образования в последние годы, выдвигают необходимостью повышение квалификации и профессионализма педагога, т. е. его профессиональной компетентности. Прежде чем говорить о профессиональной компетентности педагога обратимся к основным понятиям «компетенции» и «компетентность». В словаре С. И. Ожегова, понятие « компетентный » определяется как «осведомлённый, авторитетный в какой- либо области». В педагогической литературе отсутствует единая точка зрения на содержание понятий «компетенция», «компетентность». Компетенция – личностные и межличностные качества, способности, навыки и знания, которые выражены в различных формах и ситуациях работы и социальной жизни. В настоящее время понятие «компетентность» расширено, в него включены личностные качества человека. Под компетентностью подразумевается – обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетенции являются структурными компонентами компетентности. Под профессиональной компетентностью понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. К основным составляющим профессиональной компетентности относятся: интеллектуально- педагогическая компетентность – умение применять знания, опыт в профессиональной деятельности для эффективного обучения и воспитания, способность педагога к инновационной деятельности; коммуникативная компетентность – значимое профессиональное качество, включающее речевые навыки, навыки взаимодействия с окружающими людьми, экстраверсию, эмпатию. информационная компетентность – объем информации педагога о себе, воспитанниках, родителях, коллегах. рефлексивная компетентность – умение педагога управлять своим поведением, контролировать свои эмоции, способность к рефлексии, стрессоустойчивость. Следовательно, на сегодняшний день любому специалисту необходимо обладать определенным набором компетенций. Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонней личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. А свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей. Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентноспособную личность педагога, способную воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире. В последние годы на государственном уровне дошкольному образованию уделяется значительное внимание. Об этом свидетельствуют принимаемые законы, нормативно- правовые акты федерального и регионального уровней, поручения Президента РФ и Правительства по вопросам дошкольного образования. Нормативно правовые документы федерального уровня( вы видите их на слайде) , в первую очередь закон РФ «Об образовании», Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении( утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2009 г. № 666) , где к качестве основной структурной единицы выделена группа детей дошкольного возраста, приказ Минобрнауки России от 23. 11. 2009 № 655 «Об утверждении и введение в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования», вышедший недавно приказ Минобрнауки России от 20 июля 2011 г. № 2151 «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования», приказ Министерства образования и науки РФ от 06. 12. 2009 г. «О введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального образования», внесли значительные коррективы в сложившееся представление педагогов о системе дошкольного образования. ФГТ к структуре ООПДО: устанавливают нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательными учреждениями, определяют структуру и соотношения ее частей, их объема, а также соотношения обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса. Федеральные государственные требования учитывают все особенности дошкольного образования на сегодняшний день. ФГТ разработаны с опорой на традиционные направления развития ребенка( физическое, социально- л ичностное, познавательно- речевое и художественно- эстетическое) через реализацию 10 образовательных областей. ФГТ обеспечивают преемственность с программами начального общего образования. Поэтому мы должны быть знакомы с ФГОС, который был принят для начальной школы, т. к. педагоги ДОУ и начальной школы формируют у детей одни и те же качества личности. Портрет выпускника ДОУ( совокупность интегративных качеств) по основным позициям совпадает с портретом выпускника начальной школы. ФГТ к условиям реализации ООПДО: представляют собой совокупность требований, обеспечивающих реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования, направленных на достижение планируемых результатов дошкольного образования. Настоящие Требования включают семь групп, это: 1) требования к кадровому обеспечению; 2) требования к материально- техническому обеспечению; 3) требования к учебно- материальному обеспечению; 4) требования к медико- социальному обеспечению; 5) требования к информационно- методическому обеспечению; 6) требования к психолого- педагогическому обеспечению; 7) требования к финансовому обеспечению. Требования к кадровому обеспечению предусматривают: 1. Укомплектованность образовательного учреждения квалифицированными кадрами- педагогическими, руководящими и иными. 2. Уровень квалификаций педагогических и иных работников образовательного учреждения для каждой занимаемой должности должен соответствовать квалификационным характеристикам по соответствующей должности. При этом педагогические работники должны обладать основными компетенциями в организации мероприятий, направленных на: укрепление здоровья воспитанников и их физическое развитие; организацию различных видов деятельности и общения воспитанников; организацию образовательной деятельности по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования; осуществление взаимодействия с родителями( законными представителями) воспитанников и работниками образовательного учреждения; методическое обеспечение воспитательно- образовательного процесса, владение информационно- коммуникационными технологиями и умением применять их в воспитательно- образовательном процессе. Непрерывность профессионального развития педагогических работников образовательного учреждения обеспечивается освоением дополнительных образовательных программ профессиональной переподготовки или повышения квалификации( в объеме не менее 72 часов) , не реже чем каждые пять лет в образовательных организациях, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности по соответствующим дополнительным профессиональным образовательным программам; Непрерывность профессионального развития педагогических работников обеспечивается также деятельностью методических служб разных уровней( регионального, муниципального уровня и уровня образовательного учреждения) и комплексным взаимодействием образовательных учреждений, обеспечивающим возможность восполнения недостающих кадровых ресурсов. На современном этапе педагоги ДОУ вовлечены в инновационный процесс, касающиеся обновления содержания дошкольного образования, форм его реализации, методов и приемов преподнесения содержания детям. Один из особо значимых этапов- это внедрение в дошкольных образовательных учреждениях города ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Основными формами методической работы, направленными на развитие компетентности педагогов по реализации ФГТ в 2011- 2012 учебном году, явились: постоянно действующий обучающий семинар по вопросам введения ФГТ( переход на Федеральные Государственные требования требует специальных знаний, специальной подготовки и достаточного уровня педагогической квалификации, поэтому возникла необходимость изучения содержания ФГТ) ; семинары- практикумы( мы старались привлечь педагогов к методической работе, используя активные методы обучения) ; организация индивидуальных и групповых консультаций педагогов с целью оказания адресной эффективной методической помощи педагогам по вопросам организации образовательного процесса в ДОУ; организация деятельности Творческой группы по планированию педагогами образовательной работы с детьми; мастер- классы с целью повышения профессиональной компетентности педагогов, имеющих небольшой стаж работы, обменом передовым педагогическим опытом; открытый показ образовательной деятельности педагогами ДОУ, имеющими небольшой стаж работы; самообразование педагогов( расширение и углубление знаний, совершенствование имеющихся и приобретение новых навыков и умений) ; прохождения курсов повышения квалификации для всех категорий педагогических работников проведение открытых мероприятий по обмену опытом педагогической деятельности с педагогами ДОУ города и области. Таким образом, профессиональная компетентность педагога зависит от различных свойств личности, основным ее источником являются обучение и субъективный опыт. Профессиональная компетентность характеризуется постоянным стремлением к совершенствованию, приобретению все новых знаний и умений, обогащению деятельности. Психологической основой компетентности является готовность к постоянному повышению своей квалификации, профессиональному развитию. Не развивающийся педагог никогда не воспитает творческую созидательную личность. Поэтому именно повышение компетентности и профессионализма педагога есть необходимое условие повышения качества, как педагогического процесса, так и качества дошкольного образования в целом.