Развитие внимания детей раннего возраста
Документы для скачивания
Олейник Н.А., педагог 1 к.к., воспитатель первой младшей группы.
Раннее детство (возраст от года до трех), по признанию специалистов всего мира, - уникальный период в жизни человека. В это время развитие идет максимально быстрыми темпами.
Ранний возраст – это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста является важным условием их полноценного развития.
Умственное воспитание детей раннего возраста включает задачи сенсорного развития, формирования мышления, речи, памяти, воображения, внимания, ориентировки в окружающем, обогащение разнообразными впечатлениями. Интеллектуальное развитие осуществляется в процессе игр и занятий детей, их самостоятельной деятельности, направляемой взрослыми, во время прогулок, в процессе ухода за детьми и т.д.
Развитие внимания в раннем возрасте происходит при освоении ходьбы, предметной деятельности и речи. Самостоятельная ходьба делает для ребенка доступной широкую область предметов, тем самым расширяя круг его внимания.
Освоение назначения предметов, совершенствование действий с ними позволяют, с одной стороны, направлять внимание на большое число сторон и признаков в объектах, а с другой стороны – совершенствовать свойства самого внимания (распределение, переключение).
По мере овладения речью малыш учится удерживать внимание не только на предметах, но и на словах, фразах. Он начинает реагировать на инструкцию взрослого, если она сформулирована кратко и указывает на знакомые ребенку действия или предметы: «принеси мяч», «Возьми ложку». Малыш может выслушать короткую просьбу до конца и выполнить действие в соответствии с ней.
И все-таки, несмотря на то, что ребенок способен выполнять интересную для него деятельность в течение 8-10 минут, он испытывает серьезные трудности в переключении и распределении внимания. Малыш нередко так погружается в работу, что не слышит слов взрослого. С другой стороны, внимание ребенка очень слабо фиксировано на предмете или деятельности, мало устойчиво. Оно как бы скользит по поверхности, не проникая вглубь. Поэтому ребенок быстро прекращает начатое дело. Малыш, так увлеченно игравший с куклой, видит у сверстника машинку – и кукла забыта. Способность концентрации внимания выражается в том, что ребенок фиксирует незначимые, но наиболее яркие признаки объектов. И как только пропадает их новизна, теряется эмоциональная привлекательность, угасает внимание к ним.
Взрослые, стремясь повысить уровень концентрации внимания у ребенка, могут сами обращать внимание малыша на те или иные детали игрушки, интересующей его в данный момент. Взрослые могут оказать ребенку помощь в том, чтобы фокусировать его внимание в нужном направлении, поскольку сам малыш этого делать еще не умеет.
Таким образом, в раннем возрасте расширяется круг предметов, их признаков, а также действий с ними, на которых сосредотачивается ребенок. Малыш сосредоточен на выполнении несложных инструкций взрослого, на слушании литературных произведений, внимателен к слову, речи.
Ни в коем случае не навязывайте ничего малышу, не настаивайте на своем, не подавляйте его инициативу. Понаблюдайте за ребенком, разберитесь, какие игры он любит больше, а какие оставляют его равнодушным. Это поможет в правильном планировании игр и занятий.
Желаю вам успехов!