a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Радужные идеи для урока литературы

Автор: Запорожченко Татьяна Ивановна Опубликовано: 2015-04-06 20:40:55

Документы для скачивания

Выступление на семинаре по литературе учителя русского языка и литературы Запорожченко Т. И. РАДУЖНЫЕ ИДЕИ ДЛЯ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ Оказывается, цвета радуги воздействуют на ребёнка, на человека вообще, оздоравливающе и напитывают его положительными зарядами, силами. Принести в свою жи знь радугу не так уж и сложно! Например, можно дополнить свой костюм радужными шарфиками, косынками, ожерельем, браслетами. Глядя на это многообразие цв ета, уже становится радостно и прибавляется эмоциональный настрой всем услышанным словам.   Кроме того это привлекает внимание учащихся к учителю, а значит, помогает владеть аудиторией. Создание положительного настроя в начале урока позволяет мотивировать учащихся на активное усвоение учебного материала. С этой целью может быть использована аромотерапия( обязательно различные натуральные масла, которые являются и противовирусным средством) , музыкальные паузы на переменах, « зарядка для мозга», а также игра «Всё лучше и лучше». Чтобы урок литературы был ярким, живым и интересным он должен основываться на творчестве и взаимодействии учеников и учителя. Уроки литературы призывают нас думать, творить; воспитывают у нас гражданскую позицию; любовь к прекрасному. Я за чередование традиционной формы обучения с нетрадиционной. Нетрадиционные уроки вносят в ученические будни атмосферу праздника и чувство повышенной ответственности. Нетрадиционные уроки литературы могут проходить как: урок- букет, урок фантазирования, урок- молитва( по творчеству А. Ахматовой) ,   урок- песня, урок –к оллаж, урок- обращение к вечным библейским ценностям. В процессе подготовки таких уроков ученики читают дополнительную литературу, обращаются к учителю за консультацией.   Но и в традиционный урок обязательно привносить элементы «радуги». Например, изучая биографию писателя, можно предложить учащимся «выполнить» компьютерную диагностику его ауры. Кроме того этот приём, только уже с героем произведения, поможет сравнить внутренний мир автора и его героев. У роки литературы так или иначе связаны с пробуждением и осмыслением того или иного чувства. Можно предложить детям составить на уроке  мини- проект" Рецепт. . . " , например: " Рецепт счастья" . Приём универсальны й! Говорим на уроке о счастье- составляем" Рецепт счастья" . Говорим о творчестве- " Рецепт творчества" . . . " Рецепт мира" , " Рецепт от одиночества" и др. ! Вместе с учителем ученики выясняют, что музыка, вкус, запах, цвет могут менять настроение человека.   Для составления" Рецепта" необходимо заполнить таблицу- индивидуально, а потом послушать и сравнить результаты учащихся.   Таблица" Рецепт радости" «Радужным» методом можно назвать и приём релаксации. Как вы помните, релаксацию не обязательно проводить только в конце урока, в состоянии релаксации эффективно усваивается и учебный материал( REAL- методика) . А те образоны, которые составляются в ходе урока, являются родственными «ментальным   картам », или « интеллект- картам », или «картам ума », или майндмэппинг у. Суть этого метода состоит в том, что ты выделяешь основное понятие, от которого ответвляются задачи, мысли, идеи, шаги в реализации проекта. Каждая ветка может содержать несколько более мелких ветвей- подпунктов. Ко всем записям можно оставлять комментарии, которые помогут  не запутаться в сложном проекте. Ментальные карты являются промежуточной стадией между размышлениями и переносом мыслей на бумагу. П равила создания ментальных карт: Для создания карт используются только цветные карандаши, маркеры и т. д. Основная идея, проблема или слово располагается в центре. Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки. Каждая главная ветвь имеет свой цвет. Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т. д. порядка соединяются с главными ветвями. В етви должны быть изогнутыми( как ветви дерева) , живыми, гибкими – в общем, органическими. Рисование ментальной карты в стиле традиционной схемы полностью противоречит идее майндмэппинга. Мыслительные карты на уроках литературы можно использовать при работе с лексическим материалом, литературоведческим, при введении терминов, контроле.  Использование картинок и образов облегчает понимание и запоминание значения материала.   Читая книгу, можно составить ее краткий конспект, отметив ключевые моменты и  сохранив заинтересовавшие  цитаты. На уроках литературы можно составлять карты о писателях, которые могут включать в себя их основные произведения, ассоциации к ним, строки из стихотворений, крылатые выражения, биографию писателей и т. д. Также можно предложить учащимся составить ментальную карту прочитанного произведения. При этом интересно послушать их концепции нарисованного и написанного. Составление этих карт поднимает наше мышление на новую высоту. Если обычный, линейный вид наших записей ведет свое начало из Средневековья, то карты ума – принадлежность века компьютерных технологий. Далеко не все люди могут стать творческими личностями в полном понимании значения этих слов, но творческое отношение к любому делу, использование элементов творчества в работе под силу и необходимо каждому. Творчество заложено в детях самой природой. Они любят сочинять, выдумывать, фантазировать, перевоплощаться. Творческое самовыражение необходимо детям для нормального развития. Вся художественная деятельность строится на активном воображении, творческом мышлении. Эти функции обеспечивают ребенку новый, необычный взгляд на мир. А «радужные» методы помогают ему расширить кругозор и выработать своё мировоззрение. В конце урока целесообразно проводить игру «Я сегодня молодец», она способствует не только созданию ситуации успеха, но и помогает выполнить самоанализ достигнутых результатов. P. S. «Творческую личность может воспитать только творческая личность» — для педагога эта истина является и девизом, и руководством к действию.

Оставить комментарий: